|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 07-2011 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
Церковь и литература призваны делать одно общее дело
Владимир Крупин стал первым лауреатом Патриаршей литературной премии
26 мая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась торжественная церемония избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Лауреатом премии стал писатель Владимир Крупин.
Патриаршая литературная премия была учреждена на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года, однако сам конкурс стартовал только нынешней зимой. Несмотря на короткий по времени период подачи заявок (он продолжался с середины января по апрель), конкурс вызвал большой интерес у православных литераторов. В итоге на премию было выдвинуто 29 авторов, семь из которых вошли в короткий список номинантов. Ими стали Юлия Вознесенская, Валерий Ганичев, Владимир Крупин, Владимир Малягин, Людмила Разумовская, Александр Сегень и протоиерей Владимир Чугунов.
Церемонию избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии возглавил Святейший Патриарх Кирилл. После того как на сцену были вызваны номинанты премии, Предстоятель обратился к собравшимся с приветственным словом.
Затем членам палаты попечителей были розданы бюллетени с именами номинантов для голосования. По окончании подсчета голосов Святейшему Патриарху Кириллу вынесли протокол счетной комиссии и диплом лауреата. В результате голосования за значительный вклад в развитие русской литературы лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия за 2011 год был избран Владимир Крупин. После краткого выступления Владимира Крупина Святейший Патриарх вручил победителю конкурса диплом, нагрудный знак и памятные подарки.
Коллеги Владимира Крупина по литературному цеху высоко ценят творчество писателя. «Многие произведения Владимира Николаевича проникнуты болью за уходящую деревню, состраданием к сельским жителям, критическим отношением к прагматизму и цинизму современной эпохи, утверждению традиционных семейных добродетелей и нравственных ценностей так называемых простых людей», – говорит председатель совета экспертов Патриаршей премии, ректор Литературного института Борис Тарасов.
Сам Владимир Крупин признался, что потратит полученные денежные средства на строительство в поселке Кильмези (Кировская область), малой родине писателя, музея православной культуры.
В соответствии с Положением о Патриаршей литературной премии она учреждена «для поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизнь современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу». Премия не имеет аналогов не только в истории Русской Церкви, но и в практике других Поместных Православных Церквей.
Предполагается, что премия будет вручаться ежегодно в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы». Размер денежной составляющей премии – от 300 000 до 500 000 рублей. Высшим органом премии является палата попечителей, которая формируется Патриархом Московским и всея Руси и утверждается Священным Синодом. Палата попечителей в свою очередь формирует совет экспертов, избирает лауреатов премии, а также принимает решения, касающиеся организации церемонии избрания и награждения лауреатов.
Лауреаты премии определяются простым большинством в результате голосования членов палаты попечителей.
Русская классическая литература – это обращение к совести читателя
Из слова Предстоятеля Русской Церкви на церемонии вручения Патриаршей литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия
Любая премия в области искусства призвана задать в общественном сознании определенную систему координат, в рамках которой оценивается то или иное художественное произведение. За основной критерий при выборе номинантов на данную награду был принят их писательский вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни человека. В современных условиях, когда мировая цивилизация переживает глубокий духовный кризис, вызванный размыванием границ между добром и злом и, как следствие, разрушением традиционных моральных ориентиров, особенно важно свидетельствовать миру о непреходящих нравственных ценностях. Это свидетельство необходимо нести словом и делом, твердо отстаивая свои мировоззренческие принципы и подавая личный пример в поступках. Одной из отличительных особенностей русской классической литературы является ее ориентированность на осмысление вечных проблем. Писатели ставили перед аудиторией различные общественно-нравственные вопросы, ставили так, как сейчас мало кто умеет ставить, не морализируя, не давая готовых ответов, которые претендовали бы на истину в последней инстанции, но призывая читателя задуматься и вместе с автором решать предлагаемые житейские головоломки. Выражаясь словами покойного академика Д. С. Лихачева, русская классическая литература – это диалог с народом, обращение к совести читателя.
Современная литература выросла, без сомнения, на основе классической русской литературы. Важно только, по совету уже упомянутого академика Лихачева, усваивая всё лучшее, что нам оставила словесность золотого века русской культуры, не пропустить, не забыть, не упростить. В этих традициях – всё самое ценное. Российская словесность сегодня пытается самоорганизовываться разными способами. Так, в качестве центров литературных школ и направлений выступают некие издательства, как правило, небольшие и не очень богатые. Однако таким издательствам очень сложно, практически невозможно конкурировать с огромными фабриками книг, где, к сожалению, в большинстве случаев к художественным произведениям подходят исключительно как к товару. И в этой ситуации особое значение приобретают литературные премии, которые являются своего рода фокусами притяжения, объединяющими вокруг себя писательские сообщества.
Мне очень бы хотелось, чтобы учрежденная недавно Патриаршая премия стала одним из авторитетных центров организации современного литературного процесса, чтобы она стала в первую очередь фактором моральной поддержки для тех писателей, которые осознают свое духовное преемство по отношению к традициям классической русской литературы. Святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Но ведь не только слово Божие, но и слово человеческое способно совершить переворот в сознании. Литература – источник, от которого человек питается духовно и интеллектуально. Будем помнить о том, что именно книга, книжная культура во многом формируют духовное и нравственное состояние общества. Верю, что в XXI веке произойдет наконец возвращение нашей литературы к подлинным духовно-нравственным истокам русской культуры, берущей начало в апостольских трудах Кирилла и Мефодия. Мы надеемся и молимся, чтобы было так. Но это возвращение станет возможным только в том случае, если общество осознает, что и Церковь, и литература призваны делать одно общее дело – свидетельство? вать миру о вечном, возвышать ум и душу человека, приобщать к мудрости и опыту предшествующих поколений.