ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2011

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Романа (Лукина) во епископа Якутского и Ленского

       17 июня в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Романа (Лукина) во епископа Якутского и Ленского. 19 июня, в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Кирилл возглавил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя хиротонию архимандрита Романа (Лукина) во епископа Якутского и Ленского. Святейшему Патриарху сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинская Православная Церковь), Оренбургский и Бузулукский Валентин; архиепископы Истринский Арсений, Верейский Евгений, Челябинский и Златоустовский Феофан, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Зарайский Меркурий, Саратовский и Вольский Лонгин, Пятигорский и Черкесский Феофилакт, Солнечногорский Сергий.

СЛОВО АРХИМАНДРИТА РОМАНА (ЛУКИНА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА ЯКУТСКОГО И ЛЕНСКОГО

       Ваше Святейшество, Святейший владыка, милостивый Первосвятитель и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       С трепетом и волнением в этот священный для меня день предстою перед вами, чтобы дать отчет о своем уповании, подобающий ответ на призвание ко служению епископскому. Страшна эта минута. Перед мысленным взором проходят сонмы святых угодников Божиих, уклонявшихся от святительского служения. Обращаясь к памяти угодников Христовых, остро ощущаешь пропасть, отделяющую их святость от собственной немощи.
       Взирая на образ святого апостола Андрея Первозванного, я задавал себе вопрос: а сумел бы я, будучи распят на кресте, с этого креста, подобно апостолу, проповедовать слово Христовой истины?
       И боялся, что дам неискренний ответ. А именно с этим образом распятого и проповедующего апостола всегда был связан для меня подвиг епископского служения. Кто я, дерзающий преклонить свою выю под омофор Христов и главу – под ваши святительские руки? Невольно вспоминаются строки, начертанные святителем Игнатием Брянчаниновым: «Быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом: вот высота, к которой привлекались мои взоры». Всякому христианину свобода во Христе открывается на пути добровольного крестоношения вслед за своим Божественным Учителем.
       Призванному же к высокому архиерейскому служению эта свобода бывает явлена в добровольном сораспятии Предвечному Архиерею. «По силам ли такое смертному человеку?» – спрашивал я. И Священное Предание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви отвечало: воззри на сонмы святителей, прославивших Христа и Им прославленных. Воззри на архипастырей, водивших свою паству на пажити Христовы в твоей стране и в твой век. Воззри на Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который подвижнически восстанавливает полноценную духовную и церковную жизнь после столь длительных и изощренных гонений, учиненных врагами всякой веры. И делать это в условиях, когда Церкви дарована юридическая свобода и в то же время под лозунгами политкорректности и защиты прав человека не менее свободно провозглашается полнейшая нравственная амбивалентность. И я сказал в сердце своем: если такое призвание состоится, значит, и от меня возможна хоть малая польза. Я не домогался и тем паче не вправе отрицаться сего жребия, ибо в наше судьбоносное время каждый церковный человек особенно должен и обязан свидетельствовать о евангельской истине, хранимой Церковью. На Кавказе и в Сибири, в центральных регионах России и на Дальнем Востоке много различий – экономических, социальных, культурных. И эти различия, конечно же, придают свою специфику церковной жизни в этих регионах. Но везде, где довелось побывать, вижу множество людей, желающих прийти ко Христу, испытывающих духовный голод. Старые и молодые, зажиточные и социально незащищенные, представители разных народов – все они нуждаются в заботе и руководстве. В благословенной Якутии, в этом суровом крае, где живут замечательные люди, семена веры были посеяны твердой рукой великого миссионера – святителя Иннокентия. С особыми чувствами перечитываю сегодня наставление святителя: «Оставить родину и идти в места отдаленные, лишенные многих удобств жизни, для того чтобы просвещать светом Евангелия еще не видевших сего спасительного света, – есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет и поставит Господь на такое служение; но сугубо блажен тот, кто со всею ревностью, искренностью и любовью подвизается в деле обращения и просвещения, перенося труды и скорби, встречаемые на поприще своего служения, ибо мзда его многа на небеси!» И слава Богу, Якутия имела много таких миссионеров и в веке девятнадцатом, и в двадцатом, и в двадцать первом. Таким был и приснопоминаемый владыка Зосима. Смиренно склоняю выю под благое иго Христово. Искренне веря, что Сам Господь управляет Своей Церковью, обещаю, что краеугольным камнем в моем будущем служении будет послушание Богу и Его Церкви через неукоснительное исполнение ее священных канонов и правил. Не самочинное подвижничество, а именно послушание, по примеру Пастыреначальника Христа, Который был послушен Небесному Отцу даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 9), почитаю залогом спасения.
       В сей великий для меня час молюсь о тех, кто назидал меня своими наставлениями и примером, молюсь о тех, среди которых почти 20 лет проходило мое церковное служение.
       Глубокая благодарность и сугубое моление о моей маме, взрастившей в душе сына веру во Христа и своей теплой молитвой оградившей от соблазнов мира сего. Благодарю Бога, что мое епископское служение начинается в период патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
       Ваше Святейшество! Ваше первосвятительское служение является зримым исполнением слов Господних: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим (Ин. 14, 21). Вы самоотверженно и мудро водительствуете кораблем Церкви Русской Православной, ведя его сквозь бури и грозы современного мира к благой и спасительной цели. Прошу Вас, Святейший владыка, и вас, богомудрые архипастыри, вознести обо мне, недостойном, молитву, дабы огонь деятельной любви ко Христу возгревал, сохранял и приумножал в моем сердце благодать, даруемую мне ныне для сугубого служения Церкви Христовой во славу Божию и во спасение собственной души.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА
ПРЕОСВЯЩЕННОМУ РОМАНУ, ЕПИСКОПУ ЯКУТСКОМУ И ЛЕНСКОМУ

       Преосвященный епископ Роман!
       Ныне всеблагим Промыслом Божиим, направляющим стези человеческие, и решением Священного Синода ты призван к высшему церковному служению на ниве Христовой.
       В сей знаменательный час твоей личной Пятидесятницы возложением на твою главу Святого Евангелия и архиерейских дланей ты тайнодействием Духа Святого соделался нашим собратом и сослужителем. Это означает, что вместе с полнотой благодатных даров ты воспринял тяжкое бремя ответственности уже не только за себя самого, но и за ближних и дальних твоих пред Богом и Церковью. Ибо, по слову Спасителя, от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Приветствуя и поздравляя тебя с ныне явленной на тебе волей и милостью Божией, вместе с тобой и с православным народом мы молились о том, чтобы Пастыреначальник Господь всегда помогал тебе право править слово Его истины во спасение твое и твоей паствы, во славу Церкви и на благо Отечества. Ибо таков нам подобает архиерей: преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от всякого зла (Евр. 7, 26). Помни, что честь, которую отныне будут воздавать твоему сану, на самом деле относится к Богу. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей, – молитвенно восклицает псалмопевец (Пс. 113, 9). И потому именно епископ Церкви в первую очередь призван быть, по слову апостола, образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4,12) и для всех соделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (ср.: 1 Кор. 9, 22). «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» – восклицает апостол. Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. 11, 29), – вопрошает он, через века научая все новые поколения преемников самовидцев и учеников Христовых. Ныне и ты сопричислен к ним как новохиротонисанный правящий архиерей Якутской епархии нашей Церкви. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14), поучает апостол Павел своего ученика Тимофея, но опасайся собственной волею оплошно или чуждым внушением ввергнуть в искушение и соблазн верных чад Церкви.
       А сегодня возрастает такая опасность – подвергаться этим чуждым внушениям, которые обрушиваются на сознание архиереев Церкви Божией, подталкивая их к опрометчивым словам или опасным поступкам. Но милостью Божией Церковь наша и святители ее твердо стоят в верности апостольскому преданию, не открывая своих сердец и своего ума этим опасным внешним внушениям.
       Умей гармонично сопрягать жительствующий в твоей душе страх Божий с утверждением авторитета твоего высокого сана, дабы и от внешних получать доброе свидетельство о твоих трудах. Да послужит укрепляющим тебя примером, да будет усердным молитвенником и ходатаем за тебя пред Господом твой прославленный предшественник – святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, которого по историческим его деяниям на благо Церкви и народа Божия мы с благодарной памятью именуем апостолом Америки и Сибири. После святителя Иннокентия дело христианизации Якутии и архипастырского попечения о здешнем православном народе было продолжено его славными преемниками и учениками. И вот что замечательно. Проповедь православия в Якутии святитель Иннокентий, его ближайшее окружение – ревностные пастыри – связывали с огромной работой по созданию якутской национальной культуры. Именно русские священнослужители были творцами якутского литературного языка, якутской грамоты, составителями первых якутских словарей. Можно себе представить, как в то трудное время с далеких берегов Лены они по трудным сибирским дорогам, а лучше сказать, без всяких дорог, в великой опасности приезжали в столицу с одной лишь целью – отпечатать в Синодальной типографии первые словари и первые грамматики якутского языка, которые сегодня бережно сохраняются в национальном музее Якутска. Именно потому память о просветителях земли Якутской сегодня живет в якутском народе и в якутской интеллигенции. Я призываю тебя таким образом нести слово Христовой истины этому народу, чтобы поддерживать его национальную жизнь, культуру, язык, развивать связи с местной интеллигенцией и со всем народом, чтобы в Русской Православной Церкви народ сей, чистый душой, видел великую духовную и интеллектуальную опору.
       В XX столетии этот край оказался насильственно отторжен от многовековой христианской традиции и оставлен без единого действующего храма, последний из которых, в Якутске, был закрыт в 1939 году. В послевоенное время храм в Якутске вновь появился – я видел его, посещая те места в далеком 1971 году. То была маленькая избушка, возведенная на вечной мерзлоте, покосившаяся, прогнившая, в которой служил священник в окружении нескольких старушек. Вот каким в то непростое время был образ православия, благодаря которому в Якутию были принесены литературный язык, культура, вера Христова. Но никогда Якутия не знала такого числа священников и архиереев, как в годы репрессий. Ибо на мучения и гибель сюда ссылали за веру исповедников и новомучеников Христовых, их же поименно ведает один только Бог. Может быть, ты также примешь на себя труд рассказать поименно о каждом, кто мученически скончался на Якутской земле за верность Христу Спасителю. Только в наши дни, менее двух десятилетий назад, разгромленную епархию в Республике Сахе (Якутии) принял под свой омофор и деятельно приступил к ее возрождению первый правящий архиерей новейшего времени Преосвященный Герман, ныне архиепископ Курский и Рыльский. Конечно, навсегда вписал свое имя в историю нашей Церкви и якутского народа приснопамятный епископ Зосима (Давыдов) – пастырь воистину добрый, полагавший душу за овец своих (ср.: Ин. 10, 11), архиерей подвижнического и строгого христианского жития, чей краткий, но плодотворный опыт епископского служения пусть будет для тебя бесценным уроком. И сегодня мы молитвенно вспоминаем безвременно почившего владыку Зосиму, внесшего столь большой вклад в дело укрепления веры православной на Якутской земле. Постоянно имей перед своим мысленным взором живой пример жития и деянии твоих предшественников в предстоящем управлении Якутской епархией, дабы, подражая сим святителям, сподобиться и тебе дарованной им памяти народа и благоволения в очах Божиих. Знай и помни, что они нимало не преуспели бы в своих архипастырских, учительных, духовно-просветительных и храмоздательных трудах, когда бы ни были движимы в своей деятельности христианским идеалом служения любви. Ибо, по слову апостола, если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я –медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13,1). Никакие храмы, никакие позолоченные купола, никакая организация не будут эффективны, если тот, кто говорит от имени Церкви, обращаясь к народу, не будет внутренне испепеляем Божественной любовью к своей пастве. Также никогда не забывай и о том, что твои славные предтечи были по своему призванию и духовному складу выдающимися православными миссионерами или, говоря языком церковных документов XVIII века, «веропроводниками», посылавшимися священноначалием «для проповеди слова Божия и исполнения церковных потреб».
       Господь избрал и послал тебя на служение в край, который должен стать для тебя родным, с которым ты будешь связывать не временное пребывание, а обручишься по образу обручения Христа с Церковью, ибо в этом крае твоя паства, твой народ, возглавляемая тобою Церковь. Так иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9, 60), возвещай истину спасения со всяким прилежанием. Но успеха проповеди ищи не в собственных способностях и дарованиях, хотя и собственные способности и дарования должны работать через приложение к ним усердия и терпения. Но более всего уповай на благодатную силу Божию, призываемую молитвой как келейной, так и общецерковной, наипаче же при совершении святой евхаристии – бескровной жертвы благодарения. Особое внимание уделяй воспитанию подрастающего поколения. Сегодня миссия Церкви не должна ограничиваться лишь стенами храмов. Иди к страждущим, обездоленным, потерявшим надежду, оступившимся, духовно заблудшим и нравственно больным и никогда не бойся делать навстречу им своих святительских шагов. Эти шаги не повредят твоему авторитету и не омрачат твоей жизни, но наполнят их подлинным содержанием и внутренней радостью, ибо эти люди ждут слова утешения, исцеления и поддержки. Вместе с духовенством и активными прихожанами надлежит тебе заниматься социальным служением и благотворительностью, просвещением и катехизацией, попечением над военнослужащими и заключенными. Укрепляя дух соборности, храня верность канонам и правилам, с благоговением и ревностью проходи архипастырское поприще. В сердце твоем да запечатлеются слова молитвы, прочитанной ныне над тобою, склонившим колени и главу пред святым престолом. Да сотворит тебя Господь «новаго строителя тайн достойным Своим подражателем, путевождем слепых, светом сущих во тьме, светильником в мире», дабы, совершив души, вверенные тебе в сей жизни, предстал престолу Его непостыдно и великую мзду принял, юже уготовил пострадавшим за проповедь Евангелия (вторая молитва Чинопоследования архиерейской хиротонии).
       В знамение дарованной тебе епископской власти прими архиерейский жезл, с которым ты будешь совершать духовное восхождение вослед проповедовавшим на Якутской земле ранее тебя, и от почившей на тебе благодати Святого Духа преподай первое архипастырское благословение народу Божию, вместе с нами молившемуся за тебя и за начинающееся ныне твое апостольское служение. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Якутский и Ленский Роман (Алексей Александрович Лукин) родился 11 октября 1968 г. С юности посвятил себя церковному служению. В период обучения в Ставропольской духовной семинарии был пострижен в монашество (20 марта 1992 г.) и рукоположен в священный сан (9 августа 1992 г.).
       По окончании Московской духовной академии в 1999 г. вернулся в Ставрополь, где нес послушание инспектора, а затем проректора духовной семинарии.
       Стал инициатором большой социальной и образовательной работы, которую проводят студенты семинарии в г. Ставрополе и близлежащих населенных пунктах. В частности, при его участии была разработана программа курса Основы православной культуры. В 2005 г. назначен настоятелем кафедрального собора святого апостола Андрея Первозванного. Неоднократно совершал пастырские поездки в Чеченскую Республику и Республику Ингушетию. По инициативе отца Романа в Институте дружбы народов Кавказа был создан первый в Ставропольском крае домовый вузовский храм во имя святой мученицы Татианы. 6 октября 2008 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил рукоположить архимандрита Романа во епископа Михайловского, викария Ставропольской епархии (журнал № 82). 25 декабря 2009 г. Священный Синод по согласованию с Предстоятелем Грузинской Православной Церкви постановил направить архимандрита Романа, клирика Московской епархии, в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих с поручением в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви (журнал № 106). Определением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 42) избран епископом Якутским и Ленским.