ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2011

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Музей истории религии и атеизма

       В 1922 году при разграблении собора из него было вынесено все самое ценное. В том числе драгоценное украшение храма - серебряный иконостас, изготовленный по проекту К.А. Тона в 1836 году. На этот иконостас ушло около 100 пудов серебра, часть которого пожертвовали донские казаки, отбившие при отступлении Наполеона награбленную завоевателями церковную утварь.

Первые посетители Музея истории религии и атеизма. 1932 г.

       В 1929 году собор был закрыт и в 1932 году передан властью Академии наук СССР для размещения в нем Музея истории религии и атеизма. С купола Казанского собора сняли крест, и вместо него установили позолоченный шар со шпилем. Началом музейной экспозиции послужила антирелигиозная выставка, размещенная в 1930 году в залах Зимнего дворца. В качестве своеобразного выставочного зала служила колоннада собора. Из храма убрали все, что хоть в какой-то мере напоминало действующую церковь. Культовые предметы сжигались, старинные книги шли в макулатуру, парчовые облачения - для пошива модных тогда тюбетеек. Большая часть церковной утвари, живописные произведения и иконы передали в Русский музей. Большинство церковных предметов похоронили в подвалах и на чердаках музея, время от времени используя их для пополнения очередной плановой экспозиции. На стенах собора остались лишь надалтарная картина С.А. Бессонова «Тайная вечеря», несколько работ художников Г.И. Угрюмова, С.С. Щукина, А.И. Иванова, Ф.И. Яненко, а также большое полотно Ф.Я. Алексеева «Чудо от иконы Казанской Богородицы в Москве», названное теперь «Крестный ход у Кремля после освобождения Москвы от польских интервентов». Однако по Божьему Промыслу музей в XX веке стал хранилищем и святых мощей: святого Александра Невского, преподобных Серафима Саровского, Савватия и Зосимы Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского.

Посетители Музея истории религии у экспозиции
«Религия и свободомыслие Древнего мира». 1981 г.»