ПРОСЛАВЛЕНИЕ МОНАХИНИ ЕВТРОПИИ (ИСАЕНКОВОЙ) В ЛИКЕ МЕСТНОЧТИМЫХ СВЯТЫХ Херсон. 9 августа, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, в Свято-Духовском кафедральном соборе по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось прославление в лике местночтимых святых Херсонской епархии монахини Евтропии (Исаенковой).
Божественную литургию с чином канонизации возглавил митрополит Николаевский и Вознесенский Питирим. По окончании богослужения архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн поздравил собравшихся с этим знаменательным для всех херсонцев событием. 12 августа в Свято-Духовском храме собором херсонского духовенства был впервые отслужен акафист преподобной Евтропии. Богослужение у раки с мощами святой возглавил архиепископ Иоанн.
Монахиня Евтропия, в миру Екатерина Леонтьевна Исаенкова, родилась 24 ноября/7 декабря 1863 года в селе Белая Криница Херсонской губернии. В12 лет была взята на воспитание женской монашеской общиной в Алешковской Слободе Таврической губернии.
После революции и Гражданской войны Алешковский монастырь упразднили, храмы закрыли. Матушка Евтропия, подобно другим монахиням обители, ушла в Херсон, где поселилась в районе Киндийских хуторов недалеко от храма Рождества Богородицы. На хлеб она зарабатывала тем, что шила одеяла. Постоянно ходила в храм. Пока были силы, пела и читала на клиросе. Когда стала немощной, сидела на скамеечке возле хора и молилась.
В житии преподобной Евтропии говорится, что к ней всегда приходило много людей. Жилище ее было простое: мазаная хатка – одна комната и коридор. Матушка принимала всех у себя в комнате, сидя на маленькой скамейке возле кровати. Никто никогда не видел, чтобы она лежала на ней, даже если была больна.
Духовные чада рассказывали, что на ногах матушка носила вериги, в ее руках всегда было святое Евангелие. Гостинцы, которые привозили ей многочисленные посетители, она раздавала нуждающимся, сама же довольствовалась просфорами и святой водой.
Монахиня Евтропия часто общалась с блаженной Домникой Алешковской, также прославленной Украинской Церковью в лике святых. Иногда ее спрашивали: «Часто ли вы видитесь с матушкой Домникой?» На что она отвечала: «Не так часто мы видимся, но часто духовно общаемся». Они молились друг за друга.
Иногда она направляла своих чад к отцу Иосифу (преподобному Амфилохию Почаевскому), с которым также была хорошо знакома. Общение это было связано с тем, что, как сказано в житии, матушке чудным образом была дарована Почаевская икона Божией Матери. После смерти ее бывшей послушницы схимонахини Ангелины эта икона была передана Свято-Духовскому собору.
Матушка обладала даром прозорливости и, по свидетельству духовных чад, имела особое дерзновение молиться об упокоении усопших, которые по причине закрытия храмов и недостаточного количества духовенства не были погребены по православному чину или за которых некому было помолиться. «Господь чудесным образом открывал ей их имена. Бывало так, что пустая бумажка, лежавшая на столе у кровати, к утру была заполнена записанными на ней именами», – говорится в жизнеописании подвижницы.
Она предсказала и свою кончину, прощаясь с теми, кого знала. Матушка отошла ко Господу 29 марта 1968 года на 105-м году жизни.
Мощи преподобной Евтропии были обретены 12 ноября 2009 года и в тот же день перенесены в Свято-Духовский кафедральный собор Херсона.
Решение о причислении монахини Евтропии клику местночтимых святых было принято Священным Синодом Украинской Православной Церкви 23 декабря прошлого года.
ПЕРВАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ Нижний Новгород. Первая в Нижегородской епархии воскресная школа для незрячих детей открылась 1 сентября при храме в честь Преподобного Сергия Радонежского.
В апреле-мае воскресная школа действовала как пилотный проект. По словам ее духовника иерея Игоря Балабанова, детям очень нравилось посещать занятия, и поэтому взрослые сделали всё возможное, чтобы школа заработала в полную силу и на постоянной основе.
Помощь в организации обучения слепых детей оказывают представители нижегородской общественной организации родителей незрячих детей «Перспектива». Как рассказала ЖМП руководитель организации Ирина Сумарокова, пока в школе открыто два класса: для детей младшего и старшего школьного возраста. Занятия посещают 16 учеников, которые изучают Закон Божий и церковную музыку.
Центр «Перспектива» предоставил воскресной школе специальный наглядный и обучающий материал. «Каждому ребенку мы подарили по комплекту рельефных икон, которые можно «видеть» на ощупь. Кроме того, в воскресной школе есть объемные модели церквей, колоколен. Есть детские молитвословы и Библии, напечатанные рельефно-точечным шрифтом», – говорит Сумарокова.
По ее словам, в нижегородской школе-интернате в настоящее время учатся 150 детей, еще около 200 слабовидящих подростков проходят обучение в средних школах Нижегородской области. Возможно, число воспитанников воскресной школы при храме Преподобного Сергия в скором времени возрастет.
Учебная деятельность финансируется из средств фанта Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, выданного на реализацию проекта «Незримый путь». Небесной покровительницей воскресной школы стала блаженная Матрона Московская.
Кроме того, в храме открыт и единственный в городе православный центр глухонемых. По воскресениям здесь совершается Литургия с сурдопереводом, после которой проходят собрания с чаепитием. Работает молодежная школа сурдоперевода, где изучаются язык жестов, особенности катехизации и перевода богослужения на этот язык.
При храме также действует православный семейный клуб, организована социально-миссионерская работа. Есть и детский творческий центр дневного пребывания для самых маленьких – от 2,5 до 6 лет.
ОСВЯЩЕНИЕ ПОКЛОННОГО КИОТА В ПАМЯТЬ О ПОГИБШИХ МОРЯКАХ «КУРСКА» Санкт-Петербург. В память об эки паже атомной подлодки «Курск» 12 августа на Серафимовском кладбище настоятель Чесменской церкви протоиерей Алексий Крылов освятил поклонный киот, посвященный небесному покровителю всех моряков – Святителю Николаю Чудотворцу.
В гранитный мемориал, который весит две тонны, вмонтирована мозаичная икона святого. В основании киота высечены евангельские слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».
Отец Алексий также совершил поминальную литию в некрополе, где покоятся 32 члена экипажа, в том числе его командир, Герой России капитан I ранга Геннадий Лячин. У памятника подлодке с бронзовым буревестником был выстроен почетный караул. По старинной традиции военный оркестр исполнил марш, посвященный легендарному «Варягу».
Традиционно в этот день в Николо-Богоявленском морском соборе Петербурга его настоятель протоиерей Богдан Сойко отслужил панихиду «по воинам, в море погибшим...», возле часовни собора, в которой установлена мемориальная доска с именами всех 118 погибших подводников. Здесь собрались их родные и близкие, члены общественного фонда памяти АЛЛ «Курск», ветераны флота, представители Ленинградской военно-морской базы.
12 августа Церковь чтит память святого Иоанна Воина, небесного покровителя тех, кто с честью выполняет свой ратный долг.
ВЫШЕЛ ПОЛНЫЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ НА ТУВИНСКИЙ ЯЗЫК Кызыл. Абаканская и Кызылская епархия Русской Православной Церкви в августе получила первые экземпляры полной Библии на тувинском языке – выход книги приурочен к 90-летию образования Республики Тывы, сообщила ЖМП координатор переводческих проектов Института перевода Библии Наталья Манзиенко.
«Это была очень долгая и кропотливая работа. Публикации первых переводов библейского текста на тувинский язык состоялись в середине 90-х годов прошлого века, в целом же полный перевод Библии занял почти 20 лет», – сказала Манзиенко.
По ее словам, первый тираж Ветхого и Нового Завета на тувинском языке составил в общей сложности 7000 экземпляров. Книга издана под грифом Института языкознания РАН.
Над переводом работал научный коллектив из трех переводчиков – носителей тувинского языка и трех богословских редакторов, которые знают греческий и еврейский языки и владеют приемами экзегетического анализа, во главе с Виталием Воиновым. Им также помогали литературные редакторы, консультанты и другие специалисты.
Не всегда было просто найти в тувинском языке эквиваленты некоторым понятиям, встречающимся в Библии. В этом случае переводчики иногда шли по пути заимствований, но чаще пытались либо описать предмет или явление теми словами, которые уже есть в языке, либо расширить значение других слов.
Как рассказал ЖМП консультант Института перевода Библии доктор филологических наук Андрей Десницкий, иногда нужное слово в языке было, но при этом оно имело несколько иное значение, чем в Библии, и здесь тоже приходилось искать выход.
«Например, как и в любом языке, в тувинском есть слово "грех". Однако у народов с буддийской культурой грехом является убийство живого существа. Поэтому зарезать барана для тувинцев – это не жертва, как мы читаем в Библии, а грех, причем большой грех. Впрочем, жертвы они тоже приносят, но чаще всего под жертвой понимаются фрукты, цветы, иногда водка, которые оставляют духам гор, озер, ручьев. Или возьмем, например, слово "Господь". Было решено переводить его как "Дээрги-Чаяакчи" ("Господин-Творец"), потому что если написать просто Дээрги, "Господин", то для тувинцев это просто будет некий уважаемый человек», – рассказал Десницкий.
Как ожидается, презентация Библии на тувинском языке будет организована совместно с Министерством культуры республики и состоится в Кызыле в начале сентября.
К настоящему времени Библия полностью переведена более чем на 470 языков мира.
ОСТАНКИ МИТРОПОЛИТА АВГУСТИНА (ПЕТЕРСОНА) ПЕРЕЗАХОРОНЕНЫ В ЛАТВИИ Рига. В Латвии в торжественной обстановке состоялось перезахоронение останков митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона), скончавшегося 4 октября 1955 года в местечке Гаутинг близ Мюнхена.
Утром 10 августа гроб с останками латвийского архиерея прибыл из Германии в кафедральный собор Рождества Христова в Риге, где митрополит Рижский и всея Латвии Александр совершил панихиду. В соборном храме молились родственники митрополита Августина и верующие из многих приходов латвийской столицы.
В своем слове по случаю перезахоронения останков архипастыря Латвийской Православной Церкви митрополит Александр отметил, что митрополиту Рижскому и всея Латвии Августину, избранному на кафедру в 1936 году, пришлось быть архиереем в очень тяжелые предвоенные и военные годы, и он усердно трудился на благо Церкви.
«Богослужение было при нем упорядочено, были сделаны новые переводы богослужебных текстов на латышский язык. Велась широкая издательская деятельность. На латышском языке был издан целый корпус богослужебных книг, в том числе и нотных. Что очень важно, по благословению владыки Августина старинный готический шрифт в латышских православных богослужебных книгах был заменен на современный, устаревшая орфография была заменена на современную. Это сделало книги более понятными и доступными для верующих», – сказал митрополит Александр.
По его словам, служебники, требники, молитвословы и другие церковные книги на латышском языке стали лучшим памятником митрополиту Августину. Владыка был очень внимателен к людям и посетил почти все православные приходы Латвии. При нем строились новые храмы, часовни.
«В военное время ему пришлось покинуть Латвию, последние годы его жизни прошли на чужбине. Но и в изгнании он продолжал свое высокое служение, духовно окормляя многочисленных беженцев из Латвии, для которых единственным утешением была Церковь», – отметил митрополит Александр.
После совершения панихиды останки почившего митрополита были перевезены и захоронены в семейной могиле Петерсонов на кладбище в Косе. Сделано это было согласно завещанию владыки Августина, в котором он просил перезахоронить его останки на Латвийской земле после восстановления независимости Латвийского государства.
По прибытии в Косу священнослужители во главе с благочинным Валмиерского округа митрофорным протоиереем Николаем Тихомировым совершили литию в храме Святителя Николая Чудотворца. Затем гроб с останками архиерея был перенесен на кладбище недалеко от Свято-Никольского храма, где они и были захоронены. После погребения также была совершена лития.
Как рассказал ЖМП протоиерей Николай Тихомиров, в торжественной церемонии перезахоронения приняли участие около 200 человек. К этим мероприятиям в Латвии активно готовились с мая.
После погребения внучка митрополита Августина, проживающая в Канаде, передала Церкви его архив – личную переписку, дневник.
НЕОБЫЧНЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ХРАМ В ПОДМОСКОВЬЕ Руза. Деревянную церковь, красочно расписанную снаружи, построили на Предтеченском патриаршем подворье в селе Сумарокове Рузского района Подмосковья. Храм назван в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет», на его строительство ушло четыре года.
«Солнечный свет – образ небесного Божественного нетварного света, он содержит в себе все цвета радуги. Вокруг храма планируется разбить "райский" сад, и храм нам хотелось построить такой, чтобы он был подобен цветку райскому, был нарядный, красивый. Храм посвящен Пресвятой Богородице, в нем будет много икон Божией Матери», – сообщил ЖМП настоятель подворья иеромонах Гурий (Федоров).
Отец Гурий по образованию архитектор, преподает церковную архитектуру в Перервинской духовной семинарии. По его словам, внешняя покраска деревянного храма не является каким-то нововведением, а есть возрождение во многом забытых допетровских традиций.
«Всё древнерусское было в ярких, радужных тонах. Наряды у наших предков были разноцветные, вся утварь и мебель были раскрашены. И с деревянным зодчеством, в том числе и храмостроительством, было так же. К сожалению, с тех времен мало что сохранилось», – говорит отец Гурий.
Церковь в Сумарокове создана по проекту архитектора и исследователя русской архитектуры Татьяны Кудрявцевой. Над ее постройкой, сменяя одна другую, трудились три бригады плотников, и только последней, состоявшей из воцерковленных людей, удалось воплотить в жизнь замысел архитектора. Руководитель клуба мастеров «Сень», объединяющего строителей деревянных часовен и храмов, Александр Билецкий говорит, что строительство любого храма «подобно писанию иконы, которое есть деятельная молитва к Господу».
Храм в Сумарокове почти весь срублен из сосны, престол и жертвенник сделаны из кипариса по образу ветхозаветной скинии.
Примечательно, что при постройке здания использовались русские плотницкие инструменты XVII века, воссозданные народными умельцами в наше время. Чтобы избежать химической обработки древесины, мастера использовали также восстановленную технологию русской живицы – специальный взвар на основе пчелиного воска, который предохраняет дерево от влаги, кислоты и многих других вредных воздействий.
На подворье тем временем начинает восстанавливаться главный храм – каменная церковь в честь собора святого Иоанна Предтечи. Как говорит иеромонах Гурий, если Господь пошлет подвижников, то в будущем здесь может появиться и небольшой монастырский скит. Сейчас на Предтеченском подворье постоянно трудятся и проживают около десяти человек.
ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ 900-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО
Летом этого года в России и на Украине прошла череда праздничных мероприятий, посвященных 900-летию со дня рождения святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Центром торжеств стала Владимирская земля, где расположены выдающиеся памятники русского церковного зодчества, построенные девять веков назад святым князем Андреем Боголюбским: Успенский Владимирский собор, храм Покрова на Нерли, Боголюбовский монастырь и другие.
В 1702 году были обретены нетленные мощи князя Андрея, и в том же году он был прославлен в лике святых. Император Петр I повелел устроить в Успенском соборе Владимира драгоценную раку.
Торжества по случаю 900-летия со дня рождения благоверного князя, в ходе которых впервые за 300 лет его мощи во время крестного хода были подняты и пронесены вокруг Успенского собора, стали вторым общероссийским прославлением Андрея Боголюбского.
Та роль, которую сыграл благоверный князь в истории русской государственности и Церкви, сегодня, к сожалению, во многом незаслуженно забыта. Предстоит еще очень многое сделать, чтобы наследие Андрея Боголюбского было по достоинству оценено нашими современниками.
5 и 6 июля управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий возглавил торжества во Владимире и Боголюбове, посвященные памятной дате. Участники празднеств подчеркивали судьбоносное значение того выбора, который сделал князь Андрей Боголюбский, перенеся столицу Руси из многомятежного Киева во Владимир-на-Клязьме. Непреходящим духовным символом этого является, пожалуй, главная русская святыня – Владимирская икона Божией Матери.
Об этом событии говорилось и в послании Святейшего Патриарха Московский и всея Руси Кирилла: «Духовный подъем Северо-Восточной Руси, без сомнения, неразрывно связан с присутствием в земле Суздальской чудотворной Владимирской иконы Богородицы. Принесенный из южных пределов благоверным князем Андреем, этот образ стал поистине национальной святыней Руси, символом народного единения».
Крестный ход по благословению Святейшего Патриарха Кирилла вышел из Вышгорода под Киевом 21 июня и проделал путь по примеру Андрея Боголюбского, проследовав через Брянскую, Калужскую, Московскую, Владимирскую области с чтимым списком Владимирской иконы Божией Матери.
По пути «Крестный ход Святой Руси», как назвали его участники, совершал остановки на границе трех славянских республик – России, Украины и Белоруссии – у Монумента дружбы, в Клинцах, Почепе, Брянске, Жиздре, Серпухове, был торжественно встречен в Оптиной пустыни, Тихоновой пустыни, Шамордине, Боровском и Николо-Угрешском монастырях, затем в Хотькове, Троице-Сергиевой лавре и Александрове.
В Москве в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее перед величайшей святыней – древней иконой Владимирской Божией Матери, принесенной из Киева святым князем Андреем Боголюбским, 28 июня были совершены Литургия и молебен.
Как отметил соорганизатор шествия председатель «Народного собора» Украины Игорь Друзь, «этот крестный ход, соединяя разорванные искусственными границами регионы Святой Руси, впервые повторяет путь, который прошел главный русский государственник, первый некоронованный русский царь святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Дела и творения князя оказали огромное влияние на судьбы Отечества, а через него – на судьбы всего мира».
4 августа в Москве прошел круглый стол «Восстановление исторической справедливости и церковной значимости деяний святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского». По словам председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, благоверный князь воплощает собой образ православного политика, не повелевающего народом, но ведущего его согласно воле Божией.
«Своим примером он демонстрирует, насколько плотно взаимосвязано жертвенное христианское мировоззрение и политический успех. Однако сегодня его личность известна большей частью тем, кто увлекается историей, но никак не общественной и политической деятельностью», – констатировал отец Всеволод.
Руководитель миссионерского отдела Ярославской епархии игумен Серапион (Митько) предложил сделать благоверного князя покровителем христианских политиков. Собравшиеся поддержали эту инициативу, как и идею установки памятника благоверному князю во Владимире и Москве.
В связи с празднованием 900-летия со дня рождения Андрея Боголюбского состоялся еще целый ряд просветительских мероприятий.
О наиболее значимых и интересных событиях на вашем приходе, в вашей епархии вы можете написать в редакцию по адресу: 119435, Москва, ул. Погодинская, д. 20, корп. 2 или по электронной почте infoo3@rop.ru с пометкой «Новости епархии»