|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 09-2011 |
ПОУЧЕНИЕ
Оружие непобедимое
Митрополит Омский и Татарский Владимир
Один взгляд на изображение Креста Христова приводит верующего человека в умиление.
Вспоминаются ужасные страдания, которые претерпел Распятый Иисус, чтобы спасти нас, грешных, неблагодарных, погрязших в нечистоте.
В душе пробуждается жгучий стыд: неужели мы и дальше будем оскорблять порочной и грязной жизнью своей вселюбящего Господа, принесшего ради нас такую Жертву?
Закипают на глазах слезы очистительного покаяния. В сердце уже не остается места ненависти, мелочным обидам на ближних, ведь Христос с Креста молился даже о распинателях Своих:
Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34)
Крест – неразлучный спутник христианина. Первая святыня, которую получает в дар как бы от Самого Бога новокрещеный младенец, – это нательный крестик. Во все дни нашей жизни: в беде и радости, в испытаниях и благоденствии сопровождает нас крест – знак спасительного для нас Распятия Христова. Вспоминая о смертном часе, каждый верующий надеется, что и над его могилой будет возвышаться крест – безмолвной молитвой Всевышнему о прощении грехов почившего. Величайшее же упование – что крест будет спутником нашим и в грядущем воскресении мертвых, свидетельствуя нашу веру и вводя нас в Небесное Царство.
При мысли о величайшем терпении Сына Человеческого проходит тягостное уныние. Является готовность сносить все житейские скорби и испытания ради вечного неба, открытого теперь для нас. Пробуждается любовь к людям – к братьям и сестрам твоим, за которых, как и за тебя, страдал и умирал на Кресте Господь. Оживает, воспламеняется в душе святая любовь к Богу Всемилостивому. Так, взирая на Животворящий Крест, всеми чувствами и помыслами входит человек в неизреченную любовь Божию. Спасительное для верных знамение Креста страшно для демонов, помнящих, что именно этим оружием Христос разрушил врата их мрачного царства. Сам диавол-человекоубийца трепещет при виде Честного Креста, положившего предел его злобной власти. Имевший право мучить грешников всезлобный дух посягнул и на безгрешного Иисуса, задумав умертвить Его позорной смертью, – и был навеки посрамлен Крестом Господним.
Бывшая в ветхозаветные времена орудием казни воров и убийц, позорная крестовина преображена безгрешным Спасителем в Честной Крест – Крест Божественной чести. Крестное древо сделалось оружием непобедимой победы Христовой. Крест – ключ, отомкнувший врата ада перед прощеными грешниками. Крест – опора земным подвижникам, которые по завету апостольскому распяли плоть свою со страстями и похотями (ср.: Гал. 5, 24). Крест явится знамением Сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30) – в час Страшного суда Божия, когда каждый человек воспримет по делам своим вечное блаженство или вечную погибель. Крест – ключ и от врат Небесного Царства, вводящий верных в славу сынов Господних: и не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
Крест является не только образом, напоминающим нам о жертвенном подвиге Спасителя мира. Освященные изображения Креста или Распятия Господня есть иконы, на которых таинственно почивает благодать Всевышнего. Эти святыни дарованы нам для укрепления веры и благочестия, для придания сил в борьбе с греховными соблазнами и нашими немощами, для исцеления душ и телес наших.
Крест стал таинственным орудием, которым Христос Спаситель выкорчевывает корень всякой человеческой скорби – грех. Освященное излитой на него Пречистой Кровью Господней, крестное древо изливает потоки животворящей силы. Крестом побеждаются любая опасность, болезнь и сама смерть. «Крест водружен среди вселенной, насажден налобном месте и тотчас произрастил гроздь жизни» (прп. Ефрем Сирин).
Свершенное святым равноапостольным великим князем Владимиром просвещение народа светом Христовой истины преобразило Русскую землю. Сидевшей во тьме и тени смертной, прозябавшей в языческой дикости Руси было дано Божественное Откровение. Разрозненные славянские племена, жители близких и далеких княжеств осознали себя братьями и сестрами по святой вере, единились в любви, становились одним великим целым – русским народом Божиим. На смену жестокости пришло милосердие, вместо права силы явился справедливый суд, беснование идолопоклонства уступило место величию Божественных служб, человеческие жертвоприношения исчезли перед священным таинством Бескровной Жертвы. Русь восприняла дар учителей славянства святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – славянскую письменность, сам язык обрел стройность и способность выражать возвышенные понятия. Вознеслись к небесам звуки Божественных песнопений, вдохновенные мастера стали писать дивные иконы и созидать прекрасные храмы. Русский человек начал осознавать смысл своей жизни не в удовлетворении животных нечистых страстей, а в высшем призвании к вечному небесному житию, в служении ближним и Богу Вселюбящему. В тиши монастырских келлий иноки записывали события, происходящие на Русской земле, – народ осознавал смысл своей истории, запечатленной Промыслом Божиим. Варварский край, внушавший ужас или презираемый соседними странами, становился великой Святой Русью.
Из книги «Проповеди на воскресные евангельские чтения»,
фото из архива Фонда Андрея Первозванного