ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2011

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Конституция не нарушена


      Уважаемая редакция! В последние недели в прессе появились публикации, авторы которых критикуют ряд церковно-государственных инициатив. В частности, недовольство вызывает возрождение в Вооруженных силах института военного духовенства.
Так, в газете «Вечерние ведомости» музыкант Владимир Бегунов заявил, что трудовая деятельность священников в армии противоречит Конституции РФ и нарушает его права как атеиста и налогоплательщика.
В другой публикации, в еженедельнике «Военно-промышленный курьер», Сергей Иванеев, профессор Академии военных наук пишет, что духовная поддержка ведет к разделению людей, несущих службу в Вооруженных силах по религиозному признаку.
Всё это вызывает недоумение. Неужели Минобороны действительно нарушает Конституцию, а его специалисты сквозь пальцы смотрят на такие угрозы, как возникновение религиозного разделения среди военнослужащих, нарушение проверенных принципов воспитания?

Алексей Сильвестров, Москва


Отвечает заведующий сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Александр Шестак, кандидат юридических наук

       Уважаемый Алексей! Во всем мире только три страны не имеют в армии священнослужителей: Китай, Северная Корея и Россия. Слава Богу, в России ситуация наконец меняется: священнослужители традиционных для нашей страны религий постепенно начинают работать в Вооруженных силах на штатной основе, то есть получать жалование за свою деятельность. Очень странно, что во всех странах, светский характер которых также зафиксирован в их конституциях, и правительство, и народ признают важность духовной поддержки военнослужащих и только в России возрождение ранее существовавшего института военного духовенства вызывает протесты. Весь мир тратит деньги на оплату труда капелланов и не считает это пустой блажью, и только некоторые налогоплательщики в России возмущаются тем, что три копейки из их налогов будет истрачено на зарплату военному священнику.

       То, что религиозный фактор играет важную роль в жизни человека в погонах, подтверждалось неоднократно. Об этом говорили как прославленные полководцы нашего прошлого, так и современные военачальники. В качестве примера хотел бы указать на книгу А.В. Суворова «Наука побеждать», в которой генералиссимус, основываясь на своей военной практике, подтверждает, что без помощи Божией никаких побед он бы не одержал. Другое свидетельство принадлежит нашему современнику, командующему ВДВ генерал-майору, Владимиру Шаманову, который в канун празднования Дня десантника положительно оценил сотрудничество Минобороны с Русской Православной Церковью и отметил, что «взаимодействие с Церковью, осуществляемое под личным руководством министра обороны, имеет огромное значение для Вооруженных сил РФ».
       Таких свидетельств можно привести много. Это слова практиков, а не теоретиков, пишущих статьи в тиши университетских кабинетов. Это слова боевых офицеров, не раз смотревших в лицо смерти, а не музыкантов, поющих про войну. Говорить при этом о дополнительной нагрузке на налогоплательщиков просто смешно. Сегодня, если священнослужителям где-то и выплачивается жалование, то оно составляет 7000–15 000 рублей в месяц. Можно ли прожить священнику с семьей на эти деньги? Ответ очевиден. Проще всего назвать этот эксперимент идиотизмом, вместо того чтобы понять одну очень важную вещь: верующим военнослужащим (а священники в армии работают только с верующими) необходима духовная поддержка, особенно перед боем и после боевого сражения. Одних психологов тут недостаточно.
       Конечно, не все военные чины рады военным священникам. Есть те, кто придерживаются атеистических взглядов. Однако уже сегодня в ходе нескольких масштабных военных учений было доказано, что при правильной организации правовых и социально бытовых вопросов подразделение, где будет находиться этот полковой священник, выполнит любую боевую задачу, и при минимальных боевых потерях.
       Если говорить о Конституции, то в нашем основном законе действительно существует статья, которая гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (гл. 1, ст. 14). Но эта формулировка применительно к рассматриваемому случаю означает лишь одно: нельзя создавать религиозных объединений на территории воинских частей и подразделений. Но одновременно, согласно ст. 28 Конституции, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Более того, в соответствии с пунктом 4 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», «командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях». Это положение подтверждается и Федеральным законом «О статусе военнослужащих», согласно ст. 8 которого военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.
       Что касается статьи Сергея Иванеева, то его слова о возможности разделений по религиозному признаку свидетельствуют об отсутствии у автора хоть сколько-нибудь серьезных знаний как из отечественной истории, так и из современного зарубежного опыта. Словно не было никакой истории Российского государства, когда все традиционные религии и конфессии чувствовали себя комфортно и никаких напряженностей в процессе духовного окормления военных никогда не было. Словно не существует сегодня иностранных армий, где каждый военнослужащий может обратиться за духовной поддержкой к священнослужителю той религии, которую он исповедует. Даже сравнительно небольшой опыт современной России, опыт взаимодействия различных религий в Вооруженных силах, не дает никаких оснований к такому скептическому восприятию деятельности военного духовенства.