|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 11-2011 |
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии
17 сентября в Покровском кафедральном соборе города Воронежа Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. 18 сентября за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Воронежский и Борисоглебский Сергий, схимитрополит Ювеналий (Тарасов); архиепископы Курский и Рыльский Герман, Белгородский и Старооскольский Иоанн, Орловский и Ливенский Пантелеимон, Липецкий и Елецкий Никон, Святогорский Арсений, Бориспольский Антоний, Мукачевский и Ужгородский Феодор; епископы Никон (Миронов), Архангельский и Холмогорский Даниил, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Саратовский и Вольский Лонгин, Моравичский Антоний, Пятигорский и Черкесский Феофилакт, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Борисовский Вениамин, Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, Элистинский и Калмыцкий Зиновий.
СЛОВО АРХИМАНДРИТА АНДРЕЯ (ТАРАСОВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА ОСТРОГОЖСКОГО, ВИКАРИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ
Ваше Святейшество, Святейший владыка, милостивый отец и Первосвятитель! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
Ныне изволением Святаго Духа Церковь Христова призывает меня принять жребий архипастырского служения. Действием благодати Божией и возложением святительских рук предстоит мне приобщиться к многовековому преемству, которое берет начало от святых апостолов Христовых и продолжится до скончания века. Находясь перед вами, епископами Церкви, я таинственным образом предстою пред лицом Самого Господа и Спасителя Иисуса Христа и, внимательно прислушиваясь к голосу совести (насколько безукоризненно пронес я данные мне дары священства и монашества), осознаю свое недостоинство. Вместе с первоверховным апостолом Петром коленопреклоненно восклицаю: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). Вместе с древним пророком Моисеем вопрошаю: Кто я, чтобы мне идти... Господи! пошли другого, кого можешь послать (Исх. 3, 11; 4, 13). Но смиренно внимая Божественному призыву, вступаю в область великого служения и с пророком Самуилом отвечаю на этот призыв: Говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар. 3, 10). Библейские пророки и апостолы, все святые архипастыри Церкви Христовой всегда осознавали свою немощь, взирая на предстоящее служение, которое может быть лишь жертвенным и бескорыстным. Вечным ответом Господним на этот человеческий трепет, несомненно, являются слова, сказанные Спасителем святому апостолу Павлу: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9), и действительно, благодатная помощь Божия ни на мгновение не оставляла меня во все дни моей жизни.
Я искренне благодарен своим родителям, которые воспитали меня в любви к православным отеческим традициям, приучили к столь необходимо и для верующего человека дисциплине и разнообразному физическому труду. Как благодарный ученик обращаю свои слова ко всем своим учителям и педагогам, которые не только передавали необходимые знания, но и научили ценить науку и образование, привили вкус к ученичеству, вселив в мое сознание мысль, что в обретении новых знаний до конца своей жизни никогда нельзя останавливаться. Мои учителя мудро устанавливали порой столь высокие требования, что студенческая душа иной раз и роптала, но сейчас я осознаю промыслительность и значение их трудов.
Сегодня я с любовью вспоминаю своих первых приходских священников, которые научили юную душу любить богослужение и вселили в нее подлинное благоговение пред святыней.
Благодарю Бога за годы пребывания в лавре Преподобного Сергия, где мне, воспитаннику Московских духовных школ, братия лавры показала подлинный пример монашеской жизни, наставила на ревностное следование избранному пути, научила всем сердцем любить молитву и монашеское правило.
Большое значение в жизни моей сыграли те годы, когда я, приняв от рук епископа Барнаульского и Алтайского Антония монашеский постриг и рукоположение в священный сан, нес служение в новооткрытой Сибирской епархии. Здесь духовенством во главе с владыкой Антонием созидалась церковная жизнь и возрождались традиции, заложенные преподобным Макарием (Глухаревым) и святителем Макарием (Невским). Подлинным примером ревностного пастырского служения стали для меня алтайские клирики архимандрит Ермоген (Росицкий) и ныне уже покойные протоиереи Николай Войтович и Михаил Капранов. Призванные к священническому служению в годы, когда над Церковью довлел тотальный контроль атеистической власти, когда желание проповедовать истину и созидать храмы было практически неисполнимо, они оставались добрыми делателями нивы Христовой. Именно они научили меня ценить время и возможности, данные нам Господом, по слову апостола Павла: Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5, 17).
С особым трепетом размышляю я сегодня о своем служении в богоспасаемом граде Воронеже под архипастырским омофором митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. Здесь, у мощей воронежского первопрестольника Митрофана, святителей Тихона и Антония, священномученика Петра, обращаясь к их молитвенному предстательству, я постоянно назидаюсь уроками их жития, служения и подвигов.
Я искренне признателен Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию, который даровал мне личный пример сердечного отношения к каждому человеку. Владыка научил меня ценить чужой труд, быть благодарным Богу и ближним, быть ревностным и преданным служителем Матери-Церкви, помощником Святейшего Патриарха и верным гражданином нашего земного Отечества.
Большое духовно-символическое значение имеет для меня то, что избрание мое епископом произошло в стенах древней Киево-Печерской лавры. Вместе со святителем Антонием (Смирницким), призванным на Воронежскую кафедру из лавры преподобных Антония и Феодосия, мне хочется сказать: «От нового Афона, святой горы Печерской, где Матерь Божия селение Свое положила, я, недостойнейший, быв воззван на пастырское служение в сих благословенных пределах, в которых многие пастыри, яко светила, просияли». Эта связь с Киев-градом дорога для меня и потому еще, что, согласно церковному преданию, пребывал здесь и мой святой покровитель апостол Андрей Первозванный: «Мати Сион - псаломски речет человек, яко человек духовно родися в нем, новый же Сион нам бысть Киев: в нем бо свет и благодать Божия явися всем сыновом русским» (Акафист святому апостолу Андрею Первозванному, икос 9). Ваше Святейшество, Святейший владыка! Прошу принять мою сыновнюю благодарность за то доверие, которое Вы ныне оказали мне, недостойному, ибо сегодня избранием Вашим и Священного Синода мне предстоит стать епископом Острогожским. Воронежские викарии с титулом Острогожский начинают свою историю в 1841 году при святителе Антонии. Для меня важно быть достойным преемником четырнадцати своих предшественников, среди которых духовные писатели, просветители и миссионеры епископы Иринарх (Попов), Елпидифор (Бенедиктов), Макарий (Троицкий), Владимир (Соколовский), святитель-исповедник митрополит Владимир (Шимкович).
В наши дни Вы, Ваше Святейшество, своим служением, вдохновенной проповедью, свидетельством перед всем миром об истине Христовой и подлинных духовно-нравственных ценностях являете новый вдохновенный пример отеческой заботы обо всех сторонах жизни Церкви и каждого верующего человека. Мы, молодое поколение священнослужителей, благодаря трудам Вашего Святейшества, архипастырей, пастырей и верных чад Церкви видим неустанное действие Святого Духа, явственно осознаем исполнение слов Христа Спасителя о том, что Дух Святой обличит мир о грехе и о правде и о суде (Ин. 16, 8), ибо происходит всестороннее обновление всего церковного организма, являющее жизнеспособность русского православия, патриотическое значение идеи Святой Руси, социальную и научно-богословскую миссию нашей веры. Во все дни первосвятительское служение - это сораспятие Христу. Подобно оставленному всеми Распятому Богочеловеку, Патриарх зачастую оказывается один перед лицом мира, лежащего во зле. Поэтому так важно в наши дни, чтобы с голосом Предстоятеля Церкви, являя единство Церкви, в унисон звучали и голоса иерархов, духовенства, мирян - всей полноты церковной. Исповедание Христовой истины и укрепление единства Церкви - долг каждого из нас, и я молю Милосердного Бога, чтобы благодать Божия не тщетно была принята (2 Кор. 6, 1) и чтобы Он сподобил меня по прошествии времени воскликнуть вместе со святым апостолом языков: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (2 Тим. 4, 7), для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).
Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри! От всего сердца прошу святых молитв при возложении ваших святительских рук на главу моей худости, ибо ныне дерзаю приступить не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре... Но... к горе Сиону и ко граду Бога живого (Евр. 12, 18, 22), чтобы сподобил меня Всемилостивый Господь по молитвам Пречистой Его Матери и всех святых, в земле Воронежской просиявших, исполнить завет святого апостола Павла, обращенный к каждому христианину, а наипаче к епископу Церкви: Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).
СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА
ПРЕОСВЯЩЕННОМУ АНДРЕЮ (ТАРАСОВУ), ЕПИСКОПУ ОСТРОГОЖСКОМУ, ВИКАРИЮ ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ
Преосвященный епископ Андрей!
Премудрым Промыслом Бога и Спасителя мира Иисуса Христа ты ныне стал архиереем, получил благодать Всесвятого Духа, снизшедшую на тебя через возложение рук архипастырей.
Твоя хиротония совершилась у честных мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, и священномученика Петра (Зверева) - архипастырей, своей жизнью и смертью засвидетельствовавших преданность православию. Пусть же их духовное водительство всегда сопровождает тебя во всех твоих делах и начинаниях. Стремись подражать им во всем, более же всего в ревности о Церкви Божией, на благо которой ты трудился много лет в разных местах и на разных поприщах.
Тебе довелось служить на Алтае, исполнять обязанности секретаря сначала Барнаульской, а затем и Воронежской епархий, нести послушание настоятеля этого величественного собора. Теперь тебе предстоит продолжать начатое с еще большим усердием и ревностью о славе Божией в соответствии с твоим новым саном и положением.
Всегда содержи в памяти слова архиерейской присяги, произнесенные тобой сегодня в присутствии православного народа. Пребывай в послушании священноначалию. Цени опыт старших собратьев-сослужителей. Проявляй уважение и сыновнее почтение к правящему архипастырю, под началом которого ты приобрел опыт административный и, что, может быть, самое важное, опыт духовной жизни и церковного служения. Помни, что полученный тобою ныне дар означает и огромную ответственность перед Богом и Церковью за врученное тебе достояние: От всякого, кому дано много, много и спросится, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Эти слова Господа имеют прямое отношение к каждому архиерею, кого Бог возносит на высокую свещницу, но с кого и взыскивает больше, чем с любого другого человека.
Старайся быть доступным для духовенства и простых людей, чтобы чувствовать их нужды и чаяния; никогда не создавай искусственной преграды между собой и людьми. Все преграды, которые мы создаем, идут от нашего воображения, от ложных образов, которые мы рисуем перед взором своим, но не от Бога, не от Его слова, не от апостольского предания Церкви. Стремись быть для людей образцом не только в твердости исповедания веры, но и в благочестии, в аскетическом делании, в умении ограничивать себя ради других и жертвовать собой ради блага ближних. И всё это не красивые слова: со временем ты узнаешь, что именно отдавая себя другим людям, жертвуя собой, своим временем, силой, здоровьем, ты и обретаешь благодать Божию.
Будь скромен во всем. Помни, что в условиях социального расслоения общества внешние проявления материального достатка зачастую воспринимаются, особенно теми, кто недоброжелателен к Церкви, как вызов христианской нравственности. Архиерей, как и всякий священнослужитель, должен быть обеспечен всем необходимым для достойной жизни, однако это не может делаться в ущерб православной миссии. Всегда нужно помнить, что главное - результат этой миссии, а всё остальное вторично, в том числе образ жизни архиерея и любого священнослужителя.
Господь призвал тебя к епископскому служению в молодые годы. Ты полон сил и энергии. Пусть же твои способности и дарования будут целиком посвящены исполнению слов Священного Писания: Прославляйте Бога и в телах ваших, ив душах ваших, которые суть Божий (1 Кор. 6, 20). Вместе с тем неустанно заботься о нуждающихся, страдающих, обремененных тяготами людях. Сам подавай пример того, как следует помогать тем, кто взирает на Церковь как на последнюю надежду в сложных обстоятельствах, скорбях, болезнях, лишениях. Добрый, с христианским настроем совершенный поступок гораздо более значим для спасения человека, чем тысячи красивых, но не поддержанных делами слов.
Главным же содержанием и центром твоего делания да будет служение Божественной литургии. Без обновления в себе присутствия Христова, постоянного благоговейного приобщения пречистых тайн невозможен подлинный подвиг веры. Никаких сил на этот подвиг не хватит. Именно об этом говорит Спаситель, обращаясь к каждому из нас: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
Имей непрестанное попечение о подготовке кандидатов к принятию священного сана. Соединенное союзом любви к Богу, узами взаимной заботы и общим предстоянием Святому Престолу Господню, братство клириков епархии является областью особого внимания всякого архиерея. Чаще совершай евхаристию соборно, дабы приобщение духовенства и мирян из единой чаши было залогом их единодушия и незыблемым основанием для созидания Тела Христова (Еф. 4, 12).
Не забывай о том, что к познанию Божественного откровения призваны все без исключения, ибо Владыка неба и земли хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Посему постарайся добротно организовать дело миссионерства и катехизации. К сожалению, еще многие наши сограждане, будучи по своей культуре и по факту крещения укорененными в православной традиции, не имеют достаточных знаний о фундаментальных истинах своей веры, а потому и живут как язычники. Эту ситуацию в православной России нельзя признать нормальной, и она требует радикального и скорейшего исправления. В рамках твоих полномочий усердно трудись над тем, чтобы всякий христианин был тверд в своем исповедании и всегда был готов всякому, требующему отчета в уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (ср.: 1 Пет. 3, 15).
Особое же внимание уделяй работе с молодым поколением. За юношеством - будущее православия, нашей страны и нашего народа. От того, насколько серьезными будут успехи по приобщению молодежи к вере, напрямую зависят перспективы нашей Церкви, государства и народа.
Не страшись предлежащих тебе трудностей. Господь, возложивший на твои плечи бремя великой ответственности, подаст тебе Свою всеукрепляющую благодать и крепость, ибо верен Бог, Который не попустит быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение (ср.: 1 Кор. 10, 13). Только ты сам никогда не отступай от правды Божией! Помни слова Спасителя, сказанные ученикам: Мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Прими же жезл сей как знамение власти и ответственности за врученный тебе жребий и благослови предстоящих православных христиан, соучаствовавших своими горячими молитвами в свершившейся ныне твоей личной пятидесятнице. Аминь.
БИОГРАФИЯ
Епископ Острогожский Андрей, викарий Воронежской епархии (Андрей Сергеевич Тарасов), родился 19 июля 1975 г. в Томске. В 1992–1996 гг. учился в Московской духовной семинарии. 28 октября 1995 г. епископом Барнаульским и Алтайским Антонием (Масендич; † 2001) рукоположен в сан диакона, 30 октября - во пресвитера. В 1995 г. назначен ключарем Покровского кафедрального собора г. Барнаула. 7марта 1996 г. пострижен в мантию с наречением имени Андрей в честь святого апостола Андрея Первозванного.
В 1997 г. - председатель отдела по благотворительности и социальному служению Барнаульской епархии. В 1998 г. возведен в сан игумена. В 1998–1999 гг. - и.о. секретаря Барнаульской епархии. В 1998 г. назначен секретарем правления Барнаульского духовного училища. 27 августа 1999 г. назначен председателем ставленнической комиссии, 20 октября - председателем отдела по религиозному образованию и катехизации Барнаульской епархии, 28 октября - проректором по воспитательной работе Барнаульского духовного училища. В 2001 г. стал настоятелем Иоанно-Богословского храма г. Барнаула. В 2002 г. освобожден от должности настоятеля Иоанно-Богословского храма и назначен экономом Барнаульского епархиального управления. В 2003 г. почислен за штат Барнаульской епархии в связи с переходом в клир Воронежской епархии и назначен настоятелем Покровского кафедрального собора г. Воронежа и секретарем Воронежского епархиального управления. В 2003 г. назначен директором регионального общественного благотворительного фонда «Фонд святителя Митрофана» по строительству Благовещенского кафедрального собора Воронежской епархии.
В 2000–2004 гг. заочно обучался в Московской духовной академии. В 2005 г. возведен в сан архимандрита. В 2009 г. поступил в Общецерковную аспирантуру и докторантуру им. святого равноапостольного Кирилла и Мефодия на кафедру управления и канонического права по программе повышения квалификации.
23 октября 2009 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора Воронежской епархии. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 73) избран епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии.