|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 11-2011 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
Проблемы и перспективы православных школ
22 сентября в Санкт-Петербурге состоялось совещание директоров православных общеобразовательных учреждений России. Совещание возглавили председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ (ныне митрополит) Ростовский и Новочеркасский Меркурий и ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий, председатель ОРОиК Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. Центральными вопросами совещания стали финансирование православных общеобразовательных школ, а также подготовка и переподготовка педагогов по предметам духовно-нравственного блока.
По итогам прозвучавших выступлений и в ходе последующей дискуссии участники совещания пришли к единому мнению о необходимости бюджетного финансирования православных школ и привлечения дополнительных средств как за счет спонсорской помощи, так и путем участия в грантовых проектах. Также участники мероприятия предложили обратиться в епархии, где имеются педагогические университеты и институты повышения квалификации педагогов, с просьбой основать региональные центры по подготовке и переподготовке православных педагогов по вероучительным предметам.
По итогам совещания была принята резолюция
ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить два самых острых вопроса в работе православных общеобразовательных учреждений: финансирования школ и аттестации педагогов. Отмечу, что это первая встреча подобного формата, которая проходит в соответствии с нашим общим решением, принятым на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве.
Первый вопрос. В финансировании образовательных организаций Русской Православной Церкви можно выделить бюджетные и внебюджетные источники. Согласно действующему законодательству государство гарантирует получение бесплатного образования только в государственных и муниципальных школах. Порядок финансирования негосударственных образовательных учреждений возложен на субъекты Федерации, которые устанавливают норматив, процедуры и особенности финансирования. Поэтому в финансировании образовательных организаций Русской Православной Церкви как негосударственных просматривается большое разнообразие в определении порядка и нормативов финансирования. Финансирование осуществляется в форме субвенций или субсидий на основании региональных нормативных актов: законов, распоряжений губернаторов, правительств области, договоров с муниципалитетом. Сегодня в ряде регионов в связи с принятием нового закона, запрещающего органам исполнительной власти быть учредителями негосударственных организаций, наблюдается отказ муниципального образования финансировать православные школы, учредителями которых они являлись. Тяжелая ситуация с финансированием сложилась и в Москве. Правительством Москвы было принято решение о прекращении бюджетного финансирования негосударственных образовательных учреждений. Взамен было указано на возможность предоставления субсидий из регионального бюджета, выделение которых не является обязательным. Понимая, что сложившаяся ситуация может привести к закрытию православных школ, отделом были предприняты следующие действия: председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви был направлен рапорт Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси с описанием ситуации и предложением возможных путей решения проблемы. Святейший Патриарх Кирилл направил письмо мэру города Москвы Сергею Семеновичу Собянину с просьбой о проведении переговоров департамента образования города Москвы с Отделом религиозного образования Русской Православной Церкви на предмет урегулирования процедуры финансирования в новых условиях с целью обеспечения гарантий регулярного получения субсидий.
В настоящее время централизованно невозможно выработать единую для всех схему бюджетного финансирования, так как оно зависит от регионального законодательства. В данной ситуации возрастает роль епархиальных отделов религиозного образования. Мы можем и должны сегодня предложить общие подходы и дать направляющие рекомендации к решению этой проблемы на местах в помощь епархиальным отделам религиозного образования, предложить наиболее удачные схемы финансирования, реализуемые в том или ином субъекте Федерации (например, опыт Нижегородской, Белгородской, Калужской, Тобольско-Тюменской, Ярославской епархий).
Выбор конкретной схемы внедрения в жизнь - это задачи именно епархиальных отделов религиозного образования совместно с правящими архиереями.
Оценка отделом ситуации с государственным финансированием православных образовательных организаций однозначная: она близка к дискриминационной по отношению к гражданам православного вероисповедания, желающим наряду с получением знаний, согласно существующим Федеральным ГОС, получить и православное воспитание.
Подобная ситуация складывается и с общеобразовательными школами других конфессий. Согласно закону «Об образовании», образовательные организации Российской Федерации обязаны реализовывать ФГОС, то есть для частных, негосударственных школ это можно рассматривать как государственный заказ, который должен в этой части оплачиваться государством. В данном случае все образовательные организации должны иметь равные права независимо от их организационно-правовой формы. Сейчас в работе над проектом нового закона «Об образовании в Российской Федерации» мы отстаиваем эту позицию. И есть надежда, что вопрос будет решен положительно, поскольку участники законотворческого процесса услышали нас. Новый законопроект предусматривает в качестве основополагающего принципа равенство прав государственных и частных образовательных организаций и принцип финансирования по равному нормативу.
В связи со сложившейся ситуацией по бюджетному финансированию для православных общеобразовательных учреждений особое значение приобретают источники внебюджетного финансирования: финансовое участие учредителей, постоянная (или переменная) помощь спонсоров, участие в грантовых проектах, взносы родителей, создание целевого капитала.
Религиозные организации-учредители (епархия, приход, монастырь) оказывают финансовую поддержку образовательным учреждениям, однако редко кто из них полностью содержит учебное заведение, зачастую поддержка заключается лишь в предоставлении помещения для школы и оплате коммунальных платежей. В качестве положительного примера можно назвать Липецкую епархию, которая полностью содержит православную гимназию в Липецке. Есть школы, которые финансируются только за счет родителей (например, православные гимназии в Тольятти, Владивостоке). В ряде случаев спонсоры оказывают постоянную (ежемесячную) финансовую поддержку образовательной организации (например, Верхотурская православная гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца). Имеется факт финансирования православного образовательного учреждения просветительским фондом (Городенская православная гимназия, Тверская область).
В целом можно сказать, что решение вопроса финансирования православных школ при финансовой поддержке благотворителей остается актуальным для большинства православных образовательных организаций.
Обобщая всё сказанное, настоятельно рекомендую до решения вопроса на законодательном уровне всем образовательным организациям Русской Православной Церкви активизировать свою работу по изысканию внебюджетного финансирования: учиться привлекать средства благотворительных фондов, гранты, шефскую помощь. Надо учиться привлекать денежные средства в школьный бюджет.
Второй вопрос для обсуждения сегодня - аттестация педагогов. Здесь можно выделить две проблемы: государственная аттестация педагогов и аттестация преподавателей обязательных предметов Стандарта православного компонента общего образования, утвержденного Священным Синодом 27 июля 2011 года. Первая проблема возникла в связи с вступлением в силу 1 января Положения об аттестации педагогов государственных и муниципальных школ Министерства образования и науки Российской Федерации. В этом документе остались без внимания негосударственные образовательные учреждения. На основании этого документа органы управления образованием отказываются проводить аттестацию педагогов негосударственных образовательных учреждений даже на платной основе. Мы полагаем, что это юридическая ошибка, а не принципиальная позиция Министерства образования и науки РФ. Чтобы решить эту проблему, необходимо изменить формулировки федеральной нормы права так, чтобы была предусмотрена аттестация педагогов негосударственных образовательных организаций. В связи с этим Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви намерен инициировать принятие (или изменение) закона, предусматривающего аттестацию педагогов негосударственных образовательных организаций. Над решением этой задачи мы трудимся и в рамках работы над проектом закона «Об образовании РФ».
Вторая проблема связана с переходом православных образовательных учреждений на Стандарт православного компонента общего образования. Мы планируем введение обязательной переподготовки и аттестации педагогов - преподавателей по обязательным предметам православного компонента: Основам православной веры, церковнославянскому языку и церковному пению (для гимназий также по классическим языкам и логике). Рассматривается возможность организации централизованных курсов переподготовки педагогов на базе Российского православного университета, но не исключаем возможности создания таких курсов на региональном уровне в рамках уже отработанных моделей. Прошу вас до 1 декабря этого года выслать в отдел ваши предложения по аттестации православных педагогов, а также предложить возможные варианты моделей переподготовки на базе региональных институтов развития образования или научно-образовательных центров. Думаю, что можно было бы создать курсы переподготовки педагогов в Нижнем Новгороде на базе Нижегородского государственного педагогического университета; в Калининграде на базе Института развития образования; в Волгограде на базе Волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; Новосибирске на базе Новосибирского государственного педагогического университета.
Мы знаем, что в ряде епархий осуществляется подготовка педагогов по ОПК, предметам духовно-нравственной направленности на базе институтов развития образования, научно-образовательных центров и др. Надеюсь, что мы сможем обменяться мнениями на эту тему.
Программы переподготовки и повышения квалификации по курсам Основы православного богословия и культуры, Основы православия, Возрастная психология и педагогика и др. реализует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет на факультете дополнительного образования и Московская православная духовная академия на Высших богословских курсах (на заочной форме обучения). По окончании обучения выдаются дипломы государственного образца (при объеме от 500 и более 1000 часов) или удостоверения, свидетельства ПСТГУ, Высших богословских курсов (при объеме менее 500 часов).
В заключение хочу сказать несколько слов о процедуре внедрения Стандарта православного компонента общего образования для учебных заведений Российской Федерации. Мы планируем осуществить внедрение Стандарта в течение 2011–2012 и 2012–2013 учебных годов. В этом году мы проведем исходный мониторинг готовности школ к стандартизации. Информационно-методические материалы будут вам направлены в ближайшее время. Кроме того, рассматриваются школы для апробации технологий внедрения Стандарта. Если учебное заведение, возглавляемое вами, желает присоединиться к этому процессу, необходимо письменно оформить заявку в отделе. В течение этого года на базе пилотных школ будут разработаны все необходимые учебно-методические материалы: примерный учебный план, концепция духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся в традициях православия, примерная образовательная программа православного образовательного учреждения. С 2013 года мы надеемся внедрить Стандарт во все общеобразовательные организации Русской Православной Церкви. Прошу вас принять активное участие в этом процессе, поддерживать постоянную связь с отделом.
Итоговая резолюция, принятая по результатам совещания директоров православных образовательных учреждений 22.09.2011
Участники совещания выражают свою поддержку общей стратегии развития православного образования, определенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях, мероприятиям Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, реализующим данную стратегию.
Участники совещания констатируют, что в настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация с финансированием православных образовательных учреждений. В ряде регионов православные образовательные учреждения, которые финансировались государством, получили отказ в дальнейшей поддержке. Как социально ориентированные образовательные учреждения, основным, контингентом которых являются обучающиеся из многодетных семей, семей социального риска, дети-инвалиды, дети-сироты и др., православные образовательные учреждения не могут взимать большую плату за обучение. Религиозные организации-учредители в некоторых регионах не могут оказывать значительную финансовую поддержку православным образовательным, учреждениям.
Не менее острой на сегодня является проблема аттестации педагогов православных образовательных учреждений в связи с принятием Министерством образования и науки Российской Федерации Положения об аттестации педагогов государственных и муниципальных образовательных учреждений, вступившего в силу 1 января 2011 года.
В связи с вышеизложенным участники совещания предлагают:
1. Просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла обратиться в правительство Российской Федерации с предложением на законодательном уровне уравнять в правах негосударственные образовательные учреждения и государственные образовательные учреждения в вопросах бюджетного финансирования, предоставления льгот, а также инициировать принятие нормативного акта, предусматривающего аттестацию педагогов негосударственных образовательных учреждений на равных правах с государственными образовательными учреждениями.
2. Просить Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви к XX Международным Рождественским образовательным чтениям составить реестр региональных центров подготовки педагогов по духовно-нравственному воспитанию на базе институтов развития образования и других научно-образовательных центров.
3. Просить Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви обратиться к Преосвященнейшим: митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Герману, архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону, епископу Балтийскому Серафиму с просьбой оказать содействие в организации курсов переподготовки и повышения квалификации педагогов негосударственных образовательных учреждений на базе региональных институтов образования или научно-образовательных центров в пределах указанных епархий.
4. Просить юридическую службу, сектор православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви подготовить примерную схему и рекомендации для получения бюджетного финансирования в условиях регионального (местного) законодательства и разместить материалы на сайте отдела.