ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2011

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского

       7 октября в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх за Божественной литургией в кафедральном храме Христа Спасителя города Калининграда возглавил хиротонию архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Красноярский и Ачинский Пантелеимон, Ростовский и Новочеркасский Меркурий; архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий; епископы Балтийский Серафим, викарий Калининградской епархии, Солнечногорский Сергий, Магаданский и Синегорский Иоанн.

СЛОВО АРХИМАНДРИТА ВЕНИАМИНА (КИРИЛЛОВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА АРДАТОВСКОГО И АТЯШЕВСКОГО

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец!
       Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые архипастыри! Промыслом Божиим, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода мне, недостойному, выпал жребий епископского служения в Церкви Христовой. В эти судьбоносные для меня мгновения хочу поделиться глубоко сокровенными и несколько противоречивыми переживаниями моего взволнованного сердца, которое, согласно Евангелию, приводит в движение человеческие словеса (ср.: Мф. 12, 34).
       В величайшем трепете размышляя о произошедшем со мной, исполняюсь духовного ликования от возможности сугубо послужить Церкви Христовой на новом, еще более ответственном посту, войдя в благодатный труд святых апостолов. Но вместе с радостными мыслями, по слову псалмопевца, «уны во мне дух мой», ибо, сравнивая свои весьма скромные способности с высокими критериями, предъявляемыми к епископу Священным Писанием и каноническими постановлениями соборов, задаюсь вполне естественным для меня, несовершенного человека, вопросом: смогу ли я, будучи юн возрастом и малоопытен в деле, достойно и непреткновенно понести жребий архиерейского служения, требующего от человека многих совершенств и исключительных способностей. «Когда нужно председательствовать в Церкви и взять на себя попечение о столь многих душах, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – то весь женский пол и большая часть мужского пола должны устраниться от этого великого дела, а выступить те, которые много превосходят всех» (Слово о священстве 2, 2).
       Ясно осознавая всё это, вместе с тем горячо верю словам Спасителя: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал... и чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам (Ин. 15, 16). Избравший меня Господь даст мне и силы достойно нести это нелегкое, но благодатное служение. Слышу и я вместе с пророком Иеремией голос Божий: Не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь (Иер. 1, 7). И уже вместе с пророком Исаией смиренно отвечаю на Божий призыв: Вот я, пошли меня (Ис. 6, 8).
       Сейчас, спустя тысячелетия, идти в мир с проповедью покаяния по-прежнему очень нелегко. Как и раньше, отрезвляющие слова Церкви в глазах многих людей воспринимаются с равнодушием, а часто и с ожесточением, потому что они, призывая к изменению, нарушают привычный греховный образ жизни. Наше общество не может найти твердой опоры и смысла в своем существовании, оно мечется, словно колеблемый ветром тростник: от высокого технологического развития до низменных страстей и пороков, которые уничтожают духовное начало в человеке. Ничто не может дать подлинного смысла, как только Церковь Христова, ибо только она живет небесным измерением, выходящим за рамки земной ограниченности, а значит, является абсолютной ценностью. Вот это единственное бесценное сокровище – веру в Господа Иисуса Христа – считаю своим долгом преподавать людям через разнообразные формы, не нарушая богодарованной человеку свободы, по слову апостола Павла: Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его (1 Кор. 9, 22–23).
       С другой стороны, восприятие веры в Господа слушающими, по словам Евангелия, зачастую ставится в прямую зависимость от добрых дел проповедника, и чем выше его иерархическое положение, тем большее влияние он может оказывать на людей. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Памятуя наставление Спасителя, обращенное во время Литургии к архиерею, буду прилагать все свои силы для воплощения его в своей жизни, осуществляя социальное служение, благотворительность, прививать эти и другие христианские добродетели вверенным моему попечению духовенству и пастве.
       Мысленно оглядываясь на короткий путь моей жизни, я убеждаюсь в незримом, но твердом водительстве Божием, которое проявляется через разных людей. Одним из судьбоносных знаков Божия присутствия в моей жизни является глубоко чтимый мною Высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский. По его благословению проходили все ключевые этапы моего становления: принятие монашества, обучение в духовных и светских учебных заведениях, преподавательская деятельность в Саранском духовном училище, назначение наместником в Свято-Троицкий Чуфаровский монастырь и сегодняшний, самый главный этап моей жизни. Хотелось бы особо отметить период моего наместничества в Свято-Троицком Чуфаровском монастыре. Первое время мне казалось, что Господь дает крест сверх моих сил, ибо послушание было нелегким и в смущении сознавал я, что оно не соответствовало моему возрасту и силам. Но по молитвам владыки Господь никогда не оставлял меня, грешного, мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили (1 Ин. 5, 15).
       Пребывание в святой обители, служившей в годы революции тюрьмой для невинно заключенных и считающейся по праву мордовской голгофой, где земля обильно полита кровью новомучеников, обогатило меня духовно, научило навыкам административной и хозяйственной работы, без которых невозможно строить жизнь в человеческом сообществе. Но самое главное, оно показало, что и невозможное с точки зрения человеческих усилий возможно совершить в укрепляющем Иисусе Христе (ср.: Флп. 4, 13). Тесное соприкосновение с местом подвига новомучеников и исповедников, которые не отреклись от Христа даже под страхом смерти, воодушевляло меня на созидание духовной и материальной жизни монастыря, ведь наши малые трудности в сравнении с их лишениями при известном усердии вполне преодолимы. С этого послушания я и призван к архиерейству. Ваше Святейшество, от всей души благодарю Вас за оказанное мне высокое доверие, к оправданию которого приложу все свои силы и способности при неизменной отеческой поддержке владыки Варсонофия, дабы Церковь Христова росла и умножалась. Ваше беззаветное служение Христу и его Церкви всегда будут для меня наглядным и убеждающим примером того, как должно проходить и мое служение. Сыновне я благодарю вас, дорогой владыка Варсонофий, что под вашим мудрым и твердым руководством прошел ответственный период моего становления. Ваше уникальное качество придавать административной работе духовное измерение поможет мне при начальственной должности совершать свое служение в соответствии со словами Иисуса Христа, обращенными к ученикам: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 42–44).
       Для меня особенно отрадно, что направляюсь я в новообразованную Ардатовскую епархию Мордовской митрополии, землю, которая засеяна христианской верой через многие усердные труды митрополита Варсонофия и его предшественников, и что, находясь рядом с ним, я всегда смогу иметь мудрый совет и необходимую помощь. И ныне, трепетно предстоя пред лицом Церкви, исповедуя свои грехи и свое несовершенство, смиренно прошу вас, Ваше Святейшество, святители Божий, благословить меня на предстоящее служение.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА
ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ВЕНИАМИНУ (КИРИЛЛОВУ), ЕПИСКОПУ АРДАТОВСКОМУ И АТЯШЕВСКОМУ

       Преосвященный епископ Вениамин!
       Ныне, в день, когда Православная Церковь торжествен но празднует Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, всеблагим Промыслом Божиим за Литургией возведен ты на высшую, апостольскую степень священства. Подобно Варнаве и Савлу, отделен ты от среды пресвитеров и призван Святым Духом на святительское дело (ср.: Деян. 13, 2–3). Премудрою волею Небесного Пастыреначальника Христа тебе уготовано служение Его Церкви в епископском сане: Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4). На этом новом и крестном для тебя пути предстоит тебе ежедневно и каждочасно собирать души человеческие и заботиться об их спасении, изнемогать за всех, кто изнемогает, и воспламеняться за всех, кто соблазняется (ср.: 2 Кор. 1, 29). Стремись же представить себя перед Господом делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).
       Это неизменное требование, которое с апостольских времен предъявляется архипастырю, ныне звучит с особой остротой и особой категоричностью. Ибо наши современники, верующие и неверующие, юные и умудренные жизненным опытом, алчут живых примеров бескорыстного служения, нелицемерной заботы, внутреннего горения и подлинной чистоты сердца. Свети же людям светом Христовой любви, чтобы они видели твои добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (Мф. 5, 16). Подобно праведному Иову, держи и не отпускай правду во все дни свои (ср.: Иов 27, 6), дабы ни Создатель, ни совесть твоя, ни люди не могли укорить тебя в неправом слове или деле.
       Быть делателем неукоризненным – значит не растрачивать ни одной секунды на дела мизерные, преходящие, личные, не имеющие прямого отношения к твоему служению. Отныне ты призван жить чаяниями, скорбями, радостями Богом данной тебе паствы вновь образованной Ардатовской и Атяшевской епархии. Примером, проповедью, отеческим назиданием учи пасомых устраивать свои будни в согласии с евангельскими заповедями и наполнять рутину земных забот устремленностью к миру горнему. Пусть центром их бытия станет Божественная литургия, пусть явственно осознают, что вместе они тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 27). Ведя народ ко спасению, уповай на неоскудевающую милость Божию и преподанную тебе в хиротонии благодать Господа нашего Иисуса Христа. Опыт иноческого делания и молитвы поможет тебе преодолеть трудности предлежащего подвига. Утверждай веру среди молодых, укрепляй благочестие среди людей церковных, возвещай истину среди не познавших Света, подавай утешение и помощь обездоленным без различия национальности и политических взглядов.
       На этом непростом пути тебе понадобятся надежные соработники, поэтому уделяй особое внимание духовному возрастанию вверенного тебе клира, а также подготовке достойных кандидатов в священство. Добрые всходы бывают только на удобренной почве. Посему имей непрестанное попечение о детях и молодежи, возгревай в их горячих сердцах любовь к ближним, к Отечеству, к Церкви. Современный молодой человек должен понять, что вера дает ему явственно очерченные нравственные ориентиры, силы и терпение для интеллектуального развития и духовного укрепления, она помогает ему удержаться от соблазнов времени и возраста, раскрывает в нем личность.
       Юношество влекут достойные примеры, кои явлены в образах наших святых. Много назидательного для молодежи можешь почерпнуть ты в житиях святых Мордовской земли: преподобного Феодора Санаксарского, праведного Феодора (адмирала Ушакова), святых новомучеников.
       Сегодня, как никогда ранее, для научения важно находить яркое, убедительное, искреннее слово – слово истины. Толкуя апостольское послание к Тимофею, не раз уже мною упомянутое сегодня, святитель Иоанн Златоуст пишет: Отделяй неправое и все тому подобное отражай и отсекай с великою силою; как бы по натянутой нити отсекай мечом духовным все излишнее и чуждое проповеди. А непотребного пустословия удаляйся (2 Тим. 2, 16) (Иоанн Златоуст. Беседа 5 на 2-е послание к Тимофею). Пусть же и проповедь твоя, и дела будут живым свидетельством достойного управления вверяемым тебе уделом, дабы в Судный день мог ты дать добрый отчет Богу (Рим. 14, 12). Да пребывает непрестанно над тобой державный Покров милостивой Предстательницы и Небесной Царицы, и да благословит Она труды твои, совершаемые во славу имени Христова. А ныне возьми этот жезл – символ архипастырской власти и апостольского преемства – и иди на предлежащий тебе путь жертвенного епископского служения – служения народу, Богу и Его Святой Церкви. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин (Эдуард Павлович Кириллов) родился 17 сентября 1979 г. в пос. Мургаб Мургабского района Республики Туркмения в семье военнослужащих. В 1981 г. с родителями переехал в Мордовию. В 1997–1999 гг. учился в Саранском духовном училище. 6 апреля 1999 г. принял монашеский постриг в Саранском духовном училище. 17 апреля 1999 г. епископом Саранским и Мордовским Варсонофием (ныне-митрополит Саранский и Мордовский) рукоположен во иеродиакона, 9 июля – во иеромонаха. В 1999-2001 гг. учился в Нижегородской духовной семинарии. В 2009 г. окончил Мордовский историко-социологический институт по специальности «история».
       В 2000-2006 гг. исполнял послушание проректора Саранского духовного училища по воспитательной работе. В 2006 г. назначен наместником Свято-Троицкого мужского монастыря с. Большое Чуфарово (Ромодановский район, Республика Мордовия). В 2010 г. поступил в аспирантуру Мордовского государственного университета по специальности «философия». С 2011 г. обучается в Московской духовной академии.
       Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 111) избран епископом Ардатовским и Атяшевским.