|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 02-2012 |
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
Структуры церковного управления
Три года назад, после интронизации Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Священный Синод Русской Православной Церкви приняли первые решения по реорганизации органов церковного управления. Более десяти лет структура церковного управления оставалась неизменной и развитие различных форм церковного служения требовало новых подходов к организации жизни Церкви. За прошедшие три года значительные изменения коснулись практически всех основных форм канонических учреждений Московского Патриархата.
Церковно-административная реформа началась с синодальных учреждений. Новые структуры появились, во-первых, в результате разделения полномочий существующих синодальных отделов: из Отдела внешних церковных связей выделены Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; из Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями выделен Синодальный отдел по тюремному служению. Во-вторых, созданы новые структуры ~ Синодальный информационный отдел и Комитет по взаимодействию с казачеством.
Кроме того, Священный Синод разграничил полномочия Издательского совета и Издательства Московской Патриархии, воссоздал финансово-хозяйственное управление и серьезно реформировал Управление делами Московской Патриархии. Управление делами (УД) не только расширило штат, но и получило новые полномочия. Главная задача УД ~ обеспечение взаимодействия епархий с Московской Патриархией. В Управлении делами создано новое подразделение ~ контрольно-аналитическая служба, которая ведет мониторинг исполнения решений Архиерейских Соборов и Священного Синода в епархиях, а также работает с обращениями на имя Святейшего Патриарха.
Для более эффективного управления и координации деятельности синодальных учреждений в 2011 году был создан Высший церковный совет. В его состав входят председатели всех синодальных учреждений, а также ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре и руководители административного секретариата Московской Патриархии и Управления по зарубежным учреждениям. Высший церковный совет является исполнительным органом Русской Православной Церкви.
Общецерковный суд формально создан на Архиерейском Соборе в июне 2008 года, когда было принято положение #]О Церковном суде Русской Православной Церкви#& и утвержден его состав. Однако первое заседание суда состоялось только 17 мая 2010 года.
Позднее были созданы новые общецерковные учреждения ~ Патриарший совет по культуре (2010) и Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011). Ранее такой организационной формы, как #]Патриарший совет#& в Русской Православной Церкви не было.
Были созданы митрополичьи округа (2010) и митрополии (2011).
Особо следует сказать о Межсоборном присутствии (2009). Пожалуй, это самое уникальное учреждение в структуре управления Московского Патриархата. Межсоборное присутствие создано в соответствии с поручением Поместного Собора Русской Православной Церкви (27~28 января 2009 года) Священному Синоду с целью разработки #]должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного Собора#&. Сегодня Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти в подготовке решений по наиболее важным вопросам внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.
Схема, которая разработана редакцией нашего журнала в сотрудничестве с Управлением делами Московской Патриархии, наглядно представляет основные канонические учреждения Русской Православной Церкви и структуру их управления по состоянию на февраль 2012 года.
Схема учитывает все особенности церковного управления. Так, например, ясно виден особый статус Русской Православной Церкви Заграницей. Наглядно показана разница между митрополичьими округами и митрополиями.
Безусловно, схема выглядит достаточно сложной, и тем не менее она помогает увидеть и иерархию канонических учреждений, и те связи, в которых они находятся с вышестоящими органами церковного управления.
Сергей Чапнин