ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2012

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

В поисках модели капелланского служения

На Украине обсуждают возможность создания института полковых священников

       Введение института штатного военного духовенства в украинской армии ~ актуальная тема для Министерства обороны Украины и местных религиозных организаций. На право духовно опекать военнослужащих претендуют шесть христианских конфессий, а также представители мусульманской общины. О том, как регламентировать деятельность священнослужителей в украинской армии, рассуждали участники международной конференции в Киеве.
      
       Немного статистики
       В настоящее время в украинской армии на добровольных началах служат около 200 священнослужителей, а на территориях, принадлежащих Минобороны Украины, действует свыше 50 храмов и часовен. Согласно недавним социологическим опросам, в 200-тысячной украинской армии 67 тыс. военнослужащих верят в Бога. Среди офицерского состава верующими назвали себя 65 %, из которых 19 % признались, что нуждаются в постоянном духовном окормлении. Такие данные были приведены на научно-практической конференции #]Вооруженные силы Украины и украинское военное душепастырство#&, которая прошла в Киеве 13~15 декабря.
       При этом, как сообщил первый заместитель министра обороны Украины Владимир Можаровский, конфессиональная ситуация в стране остается сложной. Для регулирования деятельности религиозных организаций в армии при Министерстве обороны Украины создана рада (совет) по делам душепастырской опеки, куда вошли семь религиозных конфессий, имеющих своих последователей в армии. Помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) в работе рады принимают участие священнослужители Римо-католической (РКЦ) и Греко-католической (УКГЦ) Церквей, мусульмане, евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) и представители раскольнических объединений ~ Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ).

Участники конференции в Киеве

       Зарубежный опыт
       Создание рады ~ это первый серьезный шаг украинского военного ведомства по регламентации деятельности священнослужителей в Вооруженных силах. Сегодня ее задача состоит в том, чтобы понять соотношение верующих военнослужащих, определиться с необходимым количеством священнослужителей в армии, понять специфику взаимоотношений представителей конфессий и в конечном счете выработать собственную модель института военных капелланов. Особое внимание при построении модели уделяется анализу современного зарубежного опыта. На конференции о принципах формирования и о функционировании структуры военного духовенства рассказали гости из США и России. Институт военных капелланов в Соединенных Штатах представляет собой разветвленную иерархическую структуру с детально проработанной системой отчетности и контроля, четко прописанными функциональными обязанностями. Существует строгая система отбора военных капелланов. По словам главного капеллана войск США в Европе полковника Брайана ван Сикла, ежегодно от соискателей на должность капеллана поступает более двух тысяч заявок, из которых удовлетворяется не более двухсот.
       Брайан ван Сикл подчеркнул, что религиозные конфессии должны отправлять в армию самых лучших священнослужителей. #]В американской армии служат самые лучшие священники. Невозможно представить себе, чтобы религиозная организация посылала в армию недостойного священнослужителя, которого церковное начальство просто хочет удалить с глаз долой#&, ~ заметил докладчик. По его словам, в случае если военный священник не должным образом исполняет свои обязанности в армии, руководство конфессии вправе отозвать его под предлогом, что он отныне не достоин представлять в Вооруженных силах соответствующую религиозную организацию. Капеллан сообщил, что военный священник должен быть самым нравственным, самым дисциплинированным человеком в воинской части, обладать духовным авторитетом. #]Именно такого поведения от нас ждут военнослужащие и командование#&, ~ подчеркнул Брайан ван Сикл.

Архимандрит Лука (Винарчук) (второй слева)
с украинскими миротворцами в Ираке

       О ситуации в России на конференции рассказали начальник управления по работе с верующими военнослужащими Минобороны РФ Борис Лукичев и председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Борис Лукичев сформулировал задачи военного духовенства. По его словам, содержание работы военного священника должно включать три составляющие: богослужебную деятельность, участие в социальной работе и духовно-нравственном просвещении военнослужащих и комплексный мониторинг религиозной ситуации. Лукичев особо остановился на третьем пункте деятельности военного священнослужителя, отметив, что под комплексным мониторингом подразумевается всесторонняя оценка религиозной ситуации и ее влияние на основные задачи военного соединения. Эта оценка должна проводиться с учетом религиозного состава воинской части и специфики региона, в котором она расположена. В качестве иллюстрации важной роли религиозного фактора при планировании стратегических и тактических задач докладчик привел пример решения властей одной из национальных республик не посылать местных призывников в Чечню, дабы избежать применения ими оружия в отношении мусульман-единоверцев.

       Протоиерей Димитрий Смирнов, говоря о функциях военного священника, указал на всеобъемлющий характер его духовной заботы о военнослужащих. #]Православный священник должен оказывать помощь всем военнослужащим, независимо от их вероисповедания. Если в части, которую он окормляет, есть мусульмане, желающие встретиться со священнослужителем своей религии, но при этом отсутствует войсковой мулла, священнику необходимо сделать всё возможное, чтобы найти ближайшего муллу или имама и по согласованию с командиром привести его в часть#&, ~ подчеркнул отец Димитрий. Исключение необходимо делать только для членов тоталитарных сект и харизматических движений. По словам главы синодального отдела, представители сектантских сообществ, попадая в армию, нередко начинают заниматься прозелитизмом и при этом используют психотехнические приемы, наносящие вред здоровью человека.
      
       Начало эксперимента?
       Вопрос о введении в Вооруженных силах Украины института военного духовенства очень остро стоит на повестке дня, и его необходимо решать как можно скорее, заявил корреспонденту #]Журнала Московской Патриархии#& председатель Синодального отдела УПЦ МП по взаимодействию с Вооруженными силами и иными воинскими формированиями архиепископ Львовский и Галицкий Августин. По его словам, какая-то часть общества выступает против введения военного духовенства, но большинство относится к этому положительно. #]Будем настойчиво работать в этом направлении. Думаю, при конструктивном отношении Президента Украины Виктора Януковича можно будет в качестве эксперимента ввести десять или двадцать должностей в крупных частях и гарнизонах. Это разумное количество, так как больше при нынешней финансовой ситуации в армии государство не потянет#&, ~ добавил владыка.

       Прошедшую конференцию глава военного отдела Украинской Православной Церкви оценивает как #]очень своевременную#&. #]Во-первых, мы услышали священнослужителей разных религий и христианских конфессий, представителей государственной власти и общественности, ~ отметил архиепископ, ~ такой обмен мнениями и опытом будет содействовать лучшему взаимопониманию между нами. Во-вторых, я надеюсь, что результаты конференции и принятая резолюция ускорят принятие решения о создании в украинской армии института военного духовенства и помогут выработать оптимальный механизм функционирования капелланской службы. У нас много общего и с Россией, и с Европой, но в то же время на Украине имеется своя специфика, так что мы не можем слепо копировать ту или иную модель#&.

* * *

       Если церковно-государственное сотрудничество в сфере взаимодействия армии с религиозными организациями на Украине будет развиваться в позитивном направлении, круг государств постсоветского пространства, в которых в последние годы был образован институт военного духовенства, пополнится еще одним участником. Очевидно, что в условиях неуврачеванного религиозного раскола процесс создания и функционирования в армии структуры полковых священников будет непростым. Как показали проведенные соцопросы, немалая часть военнослужащих, называющих себя православными, не задумывается о каноническом статусе священнослужителя, приходящего в казармы. Это вызывает серьезные затруднения при попытках регламентировать количественное соотношение священнослужителей разных конфессий в армии. Есть здесь и другие сложности. Украине предстоит проделать нелегкий путь из проб и ошибок. И хочется, чтобы последних было как можно меньше.

Евгений Мурзин
Киев ~ Москва



Страницы истории

Капелланы-герои

       В ходе военных конфликтов капелланы неоднократно являли собой пример мужества и самопожертвования. Одну из таких историй участникам конференции рассказал главный капеллан войск НАТО в Европе Брайан Ван Синкл.
       Во время Второй мировой войны американский военный корабль Dorchester, на борту которого находились четыре капеллана ~ католический священник Джон Вашингтон, протестантский пастор Кларк Полинг, пресвитер Методистской церкви Джордж Фокс и раввин Александр Гуд, ~ был торпедирован немецкой субмариной. Судно начало крениться на борт. На палубе тонущего корабля началась паника. Люди без спасательных жилетов втискивались в уже переполненные спасательные шлюпки. В этот момент на скользкой накренившейся палубе появились капелланы, которые взяли на себя руководство спасательной операцией. Вскрыв склад, они начали раздавать спасательные жилеты, убеждая людей прыгать за борт. Один из участников трагедии, рядовой Уильям Беднар, рассказывал, что, уже находясь в ледяной, смешанной с машинным маслом воде, он, услышав призывы капелланов к мужеству, нашел в себе силы выплыть из-под тонущего корабля и добраться до плота. Часть жилетов и спасательных шлюпок оказалась поврежденной, и тогда капелланы, отдав свои жилеты другим солдатам, стали молиться вместе с оставшимися на борту. Очевидцы рассказывают, что перед глазами находящихся в воде предстало незабываемое зрелище: четыре капеллана молились на латыни, на древнееврейском и на английском, а Dorchester тем временем медленно погружался в воду. #]Ничего более возвышенного я не видел в этой жизни#&, ~ сказал потом Джон Ладд, один из 230 спасшихся моряков. Четыре героических капеллана за смелость и самопожертвование были посмертно награждены Орденом Пурпурного Сердца и Крестом.



Говорить о введении в украинской армии штатного военного духовенства пока рано...

Комментарий начальника управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации Бориса Михайловича Лукичева

       Участие в конференции я принял по приглашению руководителя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и иными воинскими формированиями архиепископа Львовского и Галицкого Августина. Пользуясь случаем, выражаю уважаемому владыке благодарность. Мероприятие меня заинтересовало. Полезно было понять, как вопрос о возможном введении в Вооруженных силах Украины штатного военного духовенства рассматривают представители органов государственной власти, Министерства обороны и религиозных объединений Украины, прояснить позицию каждой из сторон. Привлекало еще и то, что в конференции принимали участие сотрудники управления воспитательной работы украинских Вооруженных сил, с некоторыми из них сложились теплые дружеские отношения. Встретиться с ними было для меня особенно приятно.
       Наиболее значимым элементом конференции стал обмен опытом. В частности, мы с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым рассказали о нашей работе и поделились имеющимся у нас опытом с точки зрения его применения в Вооруженных силах Украины, ответили на многочисленные вопросы. Представляется, однако, что наши украинские коллеги склонны скорее воспринять западный опыт организации капелланской службы. Дело в том, что на участие в духовном окормлении украинских военнослужащих претендуют представители многих религиозных деноминаций, поэтому Украине, может быть, действительно больше подходит опыт наших зарубежных партнеров, для которых поликонфессиональность в армии ~ привычное дело. Впрочем, говорить о появлении на Украине штатного военного духовенства пока рано. Конечно, де-факто представители украинских религиозных объединений на добровольных началах давно трудятся в армии и имеют уже богатый опыт взаимодействия с военнослужащими. Они проводят коллективную и индивидуальную работу в войсках, совершают богослужения, организуют паломничества и т.д. Однако ни политического, ни юридического решения относительно учреждения в Украинской армии института военного духовенства пока не принято. Так что де-юре штатных военных священнослужителей в Украинской армии не существует. После разговора с сотрудниками Минобороны Украины у меня сложилось впечатление, что высшее военное руководство пока не хотело бы сложности межрелигиозных отношений, которые, безусловно, существуют на Украине, переносить в армию.
       Говоря о ситуации, которая складывается сегодня в Вооруженных силах России, мы наблюдаем положительную динамику в формировании института военного духовенства.
       Опираясь на политическую волю руководства страны и усилия священноначалия, мы последовательно работаем в этом направлении. Благодаря принципиальной позиции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и большой практической работе синодального отдела у нас имеется значительное количество кандидатов на должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, которые представлены на рассмотрение Минобороны.
       Идет процесс утверждения священников в штатных должностях. Сейчас количество лиц, официально вступивших в должность, составляет около 25 человек. По отдельным кандидатурам решение уже принято, осталось только подписать необходимые документы и утрясти формальности. Так что работа идет и в наступившем году, надеюсь, будет развиваться в позитивном ключе.