ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Аристарха (Яцурина) во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии

       31 декабря 2011 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Аристарха (Яцурина) во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии. 25 января 2012 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, за Божественной литургией в домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Аристарха (Яцурина) во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Хабаровский и Приамурский Игнатий; архиепископ Верейский Евгений; епископ Солнечногорский Сергий.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА АРИСТАРХА (ЯЦУРИНА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА НИКОЛАЕВСКОГО, ВИКАРИЯ ХАБАРОВСКОЙ ЕПАРХИИ

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Богомудрые архипастыри Русской Православной Церкви!
       Промыслом Божиим, изволением Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви я, недостойный, призываюсь к епископскому служению. Со страхом и трепетом я сознаю свою немощь и огромную ответственность в несении креста апостольских трудов. Но сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). По слову Господню: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27). Преклоняю свою голову и надеюсь на помощь и милость Божию, благодать Его, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую.
       Я родился в семье священника. Детство мое проходило на приходах сельских и городских, куда направляли отца. В период гонений на Церковь мне запрещали пономарить у отца, и я молился в храме. С благодарностью вспоминаю сегодня, как отец вслух читал Священное Писание, жития святых, а я слушал и впитывал Божественные слова своим сердцем. Впоследствии отец и мать были пострижены в монашество, была пострижена и моя бабушка по линии отца. Эти родные для меня люди положили начало моей духовной жизни.
       По окончании семинарии я был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, ею воспитан. С благодарностью вспоминаю ее великих старцев и братию высокой подвижнической жизни: архимандрита Кирилла, архимандрита Наума, схиархимандрита Михаила, архимандрита Алексия – моего духовного отца. Благодарю милостивого Бога, что за время семинарской жизни сподобил меня, грешного и недостойного, видеть и слышать наставления наших великих старцев современников: архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая с острова Залит, архимандрита Павла (Груздева), блаженную Любушку. Эти встречи утверждали в правильности выбранного пути, открывали горизонты, укрепляли колена расслабленные (Ис. 35, 3).
       Сердечно благодарю Преосвященных владык: митрополита Лонгина (Корчагина), архиепископа Юстиниана (Овчинникова), архиепископа Феогноста (Гузикова), митрополита Сергия (Фомина), почившего архиепископа Александра (Тимофеева), архиепископа Марка (Тужикова), митрополита Игнатия (Пологрудова), принявших деятельное участие в моей духовной жизни.
       Принимая на себя архипастырское служение, осознаю, сколь велик и тяжел сей крест. Произошло глубокое разделение общества на богатых и бедных. На тех, кто не печется о хлебе насущном, и тех, кто с утра до ночи, не имея выходных, трудится, чтобы прокормить семью, выучить детей. Есть и более обездоленные. Поэтому социальное и молодежное служение на приходах – это насущная потребность. А для этого нужно привлечь в Церковь свежие силы, заинтересовать людей, оторвать от рутины. Живой отклик в моем сердце нашли обращенные к митрополиту Вениамину (Федченкову) слова: «Послужи народу», – в ответ на вопрошание об образе архиерейского служения.
       Благодарю Вас, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие и отеческую любовь. Пример Вашего самоотверженного служения Церкви Христовой и народу Божию вдохновляет и научает меня. Прошу отеческих молитв Вашего Святейшества, богомудрых архипастырей в деле служения Матери-Церкви и моего личного спасения.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ АРИСТАРХУ, ЕПИСКОПУ НИКОЛАЕВСКОМУ, ВИКАРИЮ ХАБАРОВСКОЙ ЕПАРХИИ

       Преосвященный епископ Аристарх!
       Ныне за Литургией по усердным молитвам архиереев, клира и присутствующего здесь народа Божия ты сподобился принять благодать епископства.
       Создатель Вселенной призывает тебя послужить Ему на архипастырском поприще: тебе предстоит стать преемником апостолов, войти в их труды, быть свидетелем об истине на земле Приамурья и продолжить миссионерский подвиг тех, кто трудился с ревностью в тех краях.
       Господь готовил тебя к этому пути с юности, промыслительно подавая такие обстоятельства жизни, преодолевая которые ты бы возрастал духовно, утверждался в любви Божией. Так ты учился упованию во всем лишь на Создателя, поверял Ему свои чаяния, скорби и радости. Приняв монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре, ты получил имя Аристарха, апостола от 70-ти. Решением священноначалия был направлен в Хабаровскую епархию, где в течение долгих лет нес различные послушания. За эти годы, проведенные на дальнем порубежье нашего Отечества, ты приобрел ценный жизненный и пастырский опыт, который, без сомнения, будет востребован и на новом месте твоего служения.

       Теперь же, восприняв жребий архиерейства и получив благодать Святого Духа для несения этого непростого послушания, ты направляешься на епископскую кафедру в Дальневосточный регион. Дела, которые тебе предстоит там совершить, поистине важны для Церкви Божией и для Отечества нашего. Но пусть тебя не устрашает трудность и тернистость этого пути. Если будешь с благоговением и чистотой сердечной работать Господу, то, подобно святому апостолу Павлу, скажешь: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп.4, 13).
       Какие же дела ожидают тебя на этом нелегком поприще? Посылая апостолов в мир, Господь повелел им нести слово истины всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая соблюдать Божии установления (ср.: Мф. 28, 19–20). Благовестие о воскресшем Спасителе, миссия – вот важнейшее дело Церкви Христовой.
       Продолжая подвиг апостолов, помни о том, что проповедь твоя должна быть обращена как к людям воцерковленным как к тем, кто уже пребывает в Теле Христовом и начал свой путь духовного восхождения, но пока недостаточно укрепился в вере, так и к живущим вне ограды Церкви. Это всё наш народ. И чаще всего те, кто живет вне ограды Церкви, формально находятся внутри этой ограды как люди крещеные. Людям внешним, ищущим Бога, но находящимся в плену ложных идей и представлений, ты должен показать, что искренняя вера в Господа нашего Иисуса Христа способна придать их жизни новое измерение, наполнить ее светом, подлинным смыслом и духовной свободой. Это так важно в отношении современного человека, который, чувствуя себя внешне свободным, чаще всего оказывается в страшном плену, сковывающем его свободу. И мы знаем, как этот плен навязывается человеку: через мощные информационные потоки, стереотипы мышления, моду, через так называемые общепринятые взгляды. К тем же, кто еще нетверд в своем уповании на Всевышнего Господа и Творца, необходимо обращать слова ободрения и поддержки, убеждать, по слову апостола, кротостью и снисхождением Христовым (2 Кор. 10, 1).
       Научая пасомых единству духа в союзе мира (ср.: Еф. 4, 3), подавай им личный пример добродетелей, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9, 27). «Сила дел, – свидетельствует святитель Григорий Нисский, – служит великим побуждением к доверию» (Слово на рукоположение). Без силы дел архиерея не может быть к нему доверия со стороны народа. И никакие слова, даже самые красивые и сильные, не сформируют этого доверия, если нет живых дел.
       Памятуй о том, что любовь к Господу начинается с любви к ближним. Именно поэтому важной составляющей твоего епископского служения должна стать организация благотворительной деятельности, направленной на помощь нуждающимся и социально незащищенным группам населения: детям-сиротам, старикам и людям, не имеющим крова. Как известно, совместное делание сближает людей и способно преобразовать разрозненных индивидов в крепкую церковную общину. Вовлекай в дела милосердия семьи, чтобы родители творили их совместно с детьми. Это будет и укреплять семьи, и содействовать воспитанию детей в высоких нравственных нормах Евангелия.
       В сугубом твоем миссионерском внимании и попечении нуждается юное поколение. В молодом возрасте человек особенно чутко откликается на веяния времени, словно губка впитывая всё новое и интересное. Но разобраться в бесконечном информационном потоке, отделить семена от плевел бывает подчас непросто. Устоять и не запутаться можно, только имея внутренний критерий отбора, четкий ориентир, надежный духовный компас. Таким компасом для человека всегда были, есть и будут заповеди Господни, слово Божие как явление абсолютной истины, несопоставимой по своей силе, мощи и значению ни с одной человеческой идеей, претендующей на то, чтобы быть истиной. И пусть таким компасом будут для людей и для тебя заповеди Божии.
       Воспитывай юношество в любви к Родине, к своему народу, к его истории и традициям. Не попускай того, чтобы плевелы сомнений разрушали национальное самосознание, особенно у молодежи. Пусть непреходящие евангельские истины станут для подрастающего поколения подлинным духовным и нравственным основанием жизни. Поэтому полезно создавать на базе приходов просветительские центры, кружки по интересам, организовывать и принимать участие в молодежных начинаниях и проектах.
       Регион, в котором тебе предстоит совершать свое служение, находится на восточных рубежах России. Подобно тому как неприступность любой крепости определяется не только прочностью стен и мощью оборонительных сооружений, но и мужеством, стойкостью ее защитников, так и спокойствие и безопасность Отечества во многом зависят от нравственного состояния и твердости веры нашего народа. Заботься о том, чтобы совместными трудами епархиальной, светской власти и заинтересованных общественных организаций, высших учебных заведений, школ, культурных учреждений утверждались великие духовные ценности, каковые мы сегодня называем традиционными ценностями нашего народа, идеалы самоотверженного служения Родине и ближним.
       Итак, вступая на стезю епископства, преобразуй мир силой Божественной благодати, данной тебе при свершившемся сегодня рукоположении.

       Прими сей жезл – символ власти, апостольского преемства и жертвенного служения. От полноты ниспосланных тебе даров Святого Духа преподай ныне свое благословение пастве, столь усердно молившейся во время твоей хиротонии, дабы архиерейство твое было угодно в очах Начальника нашего спасения Господа Иисуса Христа. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Николаевский Аристарх, викарий Хабаровской епархии (Владимир Петрович Яиурин), родился 16 октября 1965 г. в г. Загорске (Сергиев Посад). В 1982–1985 гг. учился в Новогиреевском медицинском училище №12, по окончании которого работал на скорой и неотложной помощи фельдшером выездной бригады. В 1985–1987 гг. служил в армии. В 1987–1991 гг. обучался в Московской духовной семинарии. 19 декабря 1991 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры наместником обители архимандритом Феогностом (ныне архиепископ Сергиево-Посадский) пострижен в монашество с именем Аристарх в честь апостола от 70-ти Аристарха, епископа Апамейского.
       21 июня 1992 г. епископом Аргентинским и Южноамериканским Марком (ныне архиепископ Хустский и Виноградовский) рукоположен во иеродиакона. 12 сентября 1993 г. архиепископом Солнечногорским Сергием (ныне митрополит Воронежский и Борисоглебский) рукоположен во иеромонаха. С сентября 1993 г. по декабрь 1995 г. служил на московском подворье Троице-Сергиевой лавры.
       В 1996 г. направлен в штат Хабаровской епархии, назначен настоятелем кафедрального собора Рождества Христова г. Хабаровска. В том же году возведен в сан игумена и назначен благочинным 1-го Хабаровского округа. С 2000 по 2003 г. служил настоятелем прихода св. апостола Иакова в г. Биробиджане ЕАО. В мае 2003 г. назначен настоятелем прихода св. Георгия Победоносца п. Элъбан Амурского района Хабаровского края.
       Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал №137) избран епископом Амурским и Чегдомынским. 30 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.
       Решением Священного Синода от 27–28 декабря 2011 г. (журнал №148) назначен епископом Николаевским, викарием Хабаровской епархии.