ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
04-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Николая (Ашимова) во епископа Амурского и Чегдомынского

       31 декабря 2011 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Николая (Ашимова) во епископа Амурского и Чегдомынского. 29 января за Божественной литургией в храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая (Ашимова) во епископа Амурского и Чегдомынского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Хабаровский и Приамурский Игнатий; епископы Красногорский Иринарх, Солнечногорский Сергий, Николаевский Аристарх, Бикинский Ефрем.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА НИКОЛАЯ (АШИМОВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА АМУРСКОГО И ЧЕГДОМЫНСКОГО

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Изволением Божиим, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, избранием Священного Синода Русской Православной Церкви призван я, недостойный, к высокому служению епископа. Велик этот дар, и не могут подъять сие бремя человеческие плечи без всесильной помощи Божией. Если жизнь христианская ~ это несение креста, то епископское служение ~ это сораспятие Христу. Невольно вспоминаются проникновенные слова святителя Митрофана Воронежского, сказанные Преосвященному Антонию (Смирницкому): #]Епископство есть сораспятие Христу на кресте, а с креста не сходят#&.
       Величие епископского служения устрашает меня, потому что от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48), но при этом утешают слова Господа, которые Он сказал перед Своим вознесением апостолам, а значит, и их преемникам: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). По немощи человеческой испытываю страх перед предстоящим служением, но и открыто, Ваше Святейшество и богомудрые владыки, исповедую надежду и упование на благодать Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую.
       Вы, Ваше Святейшество, часто вспоминаете слова Евангелия жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37) и призываете пастырей подъять и усугубить труды на ниве Христовой. Ведь мало получить от рук Господина жатвы поле, необходимо, чтобы каждый клас и каждое зерно, вверенное во власть труждающегося на сем поле, оказались в житнице Царствия Христова.
       Ваше Святейшество! Пример жертвенного служения Первосвятителя Церкви Русской вдохновляет пастырей и всевает ревность о спасении вручаемого Христом словесного стада. Благодарю Господа, что на моем жизненном пути я встретил истинных пастырей, общение с которыми обогатило меня драгоценным опытом.
       Прежде всего благодарю архиепископа Верейского Евгения, ректора Московской духовной академии, мудрого архипастыря, в котором обрел я назидательнейший пример рассудительности и пастырской ответственности. Благодарю епископа Архангельского Даниила, от рук которого я принял монашеский постриг и сподобился диаконского и священнического посвящения, а также епископа Сахалинского Тихона, который стал моим восприемником и кормчим на монашеской стезе. Под мудрым руководством владыки Даниила и владыки Тихона совершилось мое становление как служителя Церкви Христовой.
       Ваше Святейшество! Святители Божии! В день моей грядущей Пятидесятницы смиренно прошу ваших святых молитв пред святым престолом о ниспослании мне, недостойному, через возложение рук ваших духа Господня, духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия (Ис. 11, 2); да отымет и упразднит Господь все мои немощи Своим милосердием и да соделает из меня достойного труженика на благо нашей Святой Русской Православной Церкви, Церкви ~ исповедницы и мученицы, Церкви, отлет древних и доныне достойно несущей великую ответственность за духовную жизнь народов Святой Руси.


СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ НИКОЛАЮ, ЕПИСКОПУ АМУРСКОМУ И ЧЕГДОМЫНСКОМУ

       Преосвященный епископ Николай!
       Изволением Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, силой, действием и наитием Святого Духа через возложение святительских рук возведен ты ныне на епископскую степень служения Господу и Его Церкви.
       Промысл Божий вновь указует тебе на стезю учительства и наставничества. Прежде тебе довелось преподавать Основы духовной культуры в школе и Основы православия в детском исправительном учреждении, трудиться на Дальнем Востоке, организовывать катехизаторские курсы, быть помощником проректора по воспитательной работе Московской духовной академии. Отныне ты призван сохранять и распространять учение апостолов в Хабаровском крае.
       С этого дня ты приобщен к сонму архипастырей, восприемников не только апостольской власти, но и их жертвенного крестоношения и непрестанного самоумаления. В чем же состоит в нашу эпоху суеты, треволнений, социальной и экономической напряженности миссия епископа?
       Сегодня перед архиереем стоит задача возвращения в ежедневную жизнь пасомых подлинного благочестия, при котором страх Господень и любовь ко Спасителю порождают стремление угождать прежде всего Ему, дают силы ограничивать себя в желаниях, укрепляют в делах любви и милосердия, раскрывают духовный потенциал человеческой личности.
       За последние десятилетия тысячи и тысячи наших соотечественников вошли в церковную ограду, но посещения храма и участия в приходской жизни для спасения недостаточно. Важно, чтобы православная вера и любовь к Богу были движущей силой помыслов и поступков христиан.
       Чтобы добиться такого духовно-нравственного состояния паствы, надо приложить немалые усилия и явить недюжинный проповеднический дар. Следует в живых и ярких образах разъяснять вопрошающим, в чем же именно состоит истина Божия, в чем заключается наша православная вера и как надо свидетельствовать свое богопочитание. Особых трудов потребует работа с малочисленными коренными народами вверенного тебе региона, с представителями диаспор сопредельных государств. В своей миссионерской деятельности старайся являть ту же предусмотрительность, деликатность и усердие, коими прославился святитель Иннокентий (Вениаминов), бывший архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским и ставший впоследствии митрополитом Московским. Убедив словесное стадо в непреложности евангельских заповедей, веди его далее ~ посредством личного примера, горячих молитв, отеческого наставления и святых таинств ~ по пути спасения.
       На этом пути тебе понадобятся верные помощники и соучастники домостроения многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4, 10), поэтому создавай условия для воспитания достойного клира в епархии. Священничество призвано давать современникам пример напряженного внутреннего горения, твердой и непоколебимой веры, чистоты сердца, готовности жертвовать собой по примеру Пастыря доброго, полагающего жизнь свою за овец (ср.: Ин. 10, 11), и всё это в эпоху, когда само понятие жертвенности уходит из человеческого сознания и заменяется эгоизмом и себялюбием. Приходящий в храм человек должен находить здесь благоразумный пастырский совет и необходимую духовную поддержку.
       Сам же подтверждай важность единомыслия и соборных трудов через плодотворное соработничество с Преосвященным Игнатием, митрополитом Хабаровским и Приамурским.
       Но не только клирикам епархии надлежит свидетельствовать о Христе, о радости жизни в согласии с Богом. Стремись к тому, чтобы община каждого прихода твоей епархии являла собой пример подлинно христианского объединения людей, связанных узами любви, готовых носить бремена друг друга и исполнять закон Христов (ср.: Гал. 6, 2). Вновь и вновь напоминай пасомым, что единство Церкви достигается единством молитвы и освящается благодатью спасительных таинств. Кроме того, архиерейское служение состоит в прямом противодействии всякой неправде, всякому злу и несправедливости. Оно понуждает архипастыря к беспрестанной борьбе с беззакониями и человеческим жестокосердием, с которыми приходится сталкиваться нашим современникам. За это стояние в правде епископу нередко приходится терпеть напраслину, переносить множество упреков, поношений, клеветы и различных неприятностей. Не жалей силы и на то, чтобы собирать всех уклоняющихся от путей истины и блуждающих на распутиях лжи. Да не устрашится испытаний твое сердце, ибо никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия, как говорит о том Сам Спаситель в Евангелии от Луки (Лк. 9, 62).
       Исполнять нелегкое архипастырское служение ты сможешь, только если сам будешь сохранять таинство веры в чистой совести (1 Тим. 3, 9), трезвенность помыслов и целомудрие поступков. Всегда памятуй завет апостола Петра о том, что Божие стадо надо пасти, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2~3).
       Настало время вручить тебе архипастырский жезл ~ жезл правды Христовой, жезл Его силы. Прими его и иди в мир благовествовать Царствие Божие, насаждать его в сердцах пасомых и утверждать его во вверенном тебе уделе, ибо, пребывая здесь на земле в наших душах (ср.: Л к. 17, 21), оно простирается в вечность. Выходя на эту апостольскую стезю, преподай народу свое архиерейское благословение от полноты снизошедших на тебя сегодня Божественных даров. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Амурский и Чегдомынский Николай (Денис Юрьевич Ашимов) родился 3 декабря 1980 г. в г. Миллерове Ростовской обл. В 1998 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 2003 г. ~ в Московскую духовную академию. В ноябре 2004 г. направлен в Южно-Сахалинскую епархию, где был назначен заместителем председателя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.
       24 апреля 2005 г. епископом Южно-Сахалинским Даниилом пострижен в монашество с именем Николай в честь равноапостольного Николая, архиепископа Японского. 25 апреля 2005 г. рукоположен в сан иеродиакона, а 28 апреля того же года ~ в сан иеромонаха. С мая по ноябрь 2005 г. служил настоятелем прихода Вознесения Господня в г. Корсакове Сахалинской обл.
       9 июня 2006 г. экстерном окончил Московскую духовную академию. 1 октября 2006 г. утвержден в должности помощника проректора по воспитательной работе МДА.
       19 сентября 2010 г. назначен по совместительству на должность инженера по техническому надзору МДА.
       Решением Священного Синода от 27 декабря 2011 г. (журнал № 148) избран епископом Амурским и Чегдомынским.