ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
04-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Иакова (Тисленко) во епископа Нарьян-Марского и Мезенского

       3 февраля в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Иакова (Тисленко) во епископа Нарьян-Марского и Мезенского. 25 февраля за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Иакова (Тисленко) во епископа Нарьян-Марского и Мезенского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Астанайский и Казахстанский Александр, Волоколамский Иларион, Архангельский и Холмогорский Даниил; архиепископы Истринский Арсений, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Красногорский Иринарх, Дмитровский Феофилакт, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА ИАКОВА (ТИСЛЕНКО) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА НАРЬЯН-МАРСКОГО И МЕЗЕНСКОГО

       Ваше Святейшество! Святейший владыка и милостивый отец! Богомудрые святители Божии!
       Благословением Святейшего Патриарха и священного сонма архиерейского совершается ныне наречение моего смирения на епископское служение, дабы возмог я приклонить рамена свои под благое иго Христово и восприять высочайший и ответственнейший жребий архипастырской благодати. Ваше Святейшество! Святители Христовы!
       Приношу пред вашей святыней свою жизнь на всецелое и жертвенное посвящение Пастыреначальнику и Спасителю мира Христу. Знаю свою немощь. Знаю, что невозможно человеку самому понести сей крест, если только не Господь дарует крепость и силы. Но в уповании на Его помощь, Его милосердие и Его любовь дерзаю вступить на стезю епископского служения, ибо благоволение и молитвы Первоиерарха Церкви Русской, молитвы священного собора архипастырей вдохновляют меня и тайноводствуют к приятию сугубой благодати апостольского преемства. Блаженный Августин наименовал Творца #]Самым Далеким ~ и Самым Близким#&. Самый Далекий ~ для тварных; Самый Близкий ~для возлюбивших Его всем сердцем, и всею душею, и всею крепостию, и всем помышлением своим. Самый Близкий, ибо объял человеческий род Своею любовью, будучи Сам Любовь, простершаяся на воплощение и крест ~ #]нас ради человек и нашего ради спасения#&. Ваше Святейшество! Святители, украшенные мудростию, нисходящей свыше (ср.: Иак. 3, 15), человеколюбивыми делами благостыни, чистой любовью сораспятия Христу! Избранием своим ввергаете меня ныне в горнило неизъяснимой, всесовершенной, не иссякающей никогда и не умаляемой ничем Божественной любви и требуете от меня, грешного и немощного, стать и быть светильником того Огня и того Света, который попаляет всё нечистое и просвещает всех, приводя к познанию истины. Изволением священноначалия Церкви Русской должно приять сей священный дар и мне.
       Благоговею пред милостью Промыслителя всяческих, исторгнувшего меня из кипящего душепагубными страстями мира, лежащего во зле (ср.: 1 Ин. 5, 19). Исполняюсь глубочайшей благодарности к тем, кто стал для меня путевождями по обетованной земле христианской жизни; кто открыл мне неисчерпаемую сокровищницу святоотеческой мудрости. Любовь к слову как благословенное наследие материнского любящего сердца привела меня в юности к стяжанию познаний о словесном; затем к подножию величественного строения Церкви Христовой, вход в которую открывается любовью к Божественному Слову. Им, Зиждительным Словом, Отец Небесный сотворил всё. Его, Слово Отчее, послал в мир ~ и Слово плоть бысть (Ин. 1, 14), и Ипостасным Словом освятил землю человеческих сердец. Ныне соделывают меня молитвы святительские служителем Единородного Сына и Слова Божия, возводя на преимущественную высоту архипастырского креста. Древность сохранила память о том, как чтущие Единого Истинного Бога, собрав сребро и злато египетской мудрости, употребили его на служение Творцу (ср.: Исх. 3, 22). Великие святители Церкви Христовой, усовершившись в науках, принесли обретенное умными трудами на алтарь Триипостасного Божества. Подобно сему вел меня, многогрешного, Господь и дал мне, юному искателю преходящих истин, вкусить любви Христовой и привлек к Себе.
       Преискренне благодарю святителя Даниила: во дни моего студенчества в большой келье Преподобного аввы Сергия он простер надо мной покров помощи и иноческих молитв. Этот покров не отъят и поныне. Господь благоволил мне первые годы монашеского искуса провести в послушании приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II и зреть сокровенный для внешних самоотверженный подвиг #]право правящего слово истины#&. Время преподавания в Московских духовных школах стало продолжением собирания духовных сокровищ и раздаяния их искателям Божественной мудрости. Смиренно и с любовью благодарю единомудренную, украшенную добродетелями мироотречного жительствования братию обители Сергиевой, из коей и Преосвященного Даниила извел Пастыреначальник Христос на высокое претрудное поприще. И сердце мое исполняется радости о том, что не отринута была лепта моих малых трудов в его великом делании возрождения церковной жизни в самой дальней, островной епархии Российской Церкви, ее дальневосточного форпоста ~ Сахалина и Курил.
       Благоволением святителя Даниила, благословением святейшего архипастыря и отца Господь ведет меня ныне к другим берегам Русского Севера, омываемым холодными водами Ледовитого океана, который первопроходцы некогда наименовали святым морем. Законоустановление глубокой древности предписывало жертвеннику скинии быть на северной стороне (ср.: Исх. 26, 20). Сим Писание знаменовало священное бесстрастие Божества. В пределах самой северной епархии Русской Церкви, где предназначено мне нести крест архипастырства, есть архипелаг, который на всех древних картах мореплавателей именуется Новой Землей. Русские первопроходцы так назвали эти острова по слову апостола и тайнозрителя Иоанна Богослова ~ Новая Земля (ср.: Откр. 21, 1): свободная от страстей падшего человеческого естества, досягающая белоснежными горными вершинами небес, сиянием своим рассеивающих мрак арктических ночей. Вижу в сем действие Промысла и указание моего пути ~ трудного, возводящего горе, к Новой Земле под Новыми Небесами, где всяческая и во всем ~Христос (Кол. 3, 11).
       Некогда Преподобный Сергий посылал своих учеников устроять святые обители. Их молитвами и трудами созидалась Северная Фиваида ~ множество монастырей и скитов, ставших подлинными училищами благочестия, книжной мудрости и просвещения. Делание по заветам игумена земли Русской совершается и поныне, это служение Богу и Отечеству становится днесь и моим жребием. От сердца Святой Руси, от священной раки, где покоятся мощи аввы Сергия и где горит неугасимым светом лампада веры и молитв православного народа великой России, предстоит мне отправиться на Север, даже до последних земли (Мих. 5, 4; Деян. 1, 8) ~ туда, где стоит на Земле Франца-Иосифа самый северный в мире храм, посвященный покровителю русских первопроходцев и покровителю моему, ибо в день памяти Святителя Николая произнес я иноческие обеты.
       Нынешнее время не менее трудно, чем времена первого благовестия на Русском Севере, просторах Сибири, островах Дальнего Востока. Буря богоборчества на долгую тягостную седмину десятилетий погрузила Россию во тьму, с которой не сравнится никакой мрак полярной ночи. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Настали дни исполнения пророчеств: Господь воззывает прошедшее (ср.: Екк. 3,15). Нужны только апостольская, пламенная, Серафимова ревность о деле Божием и великая любовь к пастве, ждущей делателей нивы Христовой, подобно тому как жаждет земля, томимая долгим бездождием, небесной влаги. Нужно только быть верным призванию и дару Христа.
       Молю вашу святыню: приемля мое смирение в освященный сонм святителей Божиих, примите ныне сие исповедание, и укрепите меня своими молитвами, и управьте на многотрудное делание архипастырского окормления душ человеческих ко спасению.


СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ИАКОВУ, ЕПИСКОПУ НАРЬЯН-МАРСКОМУ И МЕЗЕНСКОМУ

       Преосвященный епископ Иаков!
       Ныне наитием Святого Духа чрез возложение архипастырских рук при произнесении слов тайносовершительной молитвы ты сопричислен сонму епископов Церкви Бога живаго, которая есть столп и утверждение истины (ср.: 1 Тим. 3, 15).
       Премудрым Промыслом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа ты приведен сегодня под своды Богоявленского кафедрального собора, где, соделавшись преемником апостолов, восприял Божественную благодать ~ огонь, который, по свидетельству святителя Игнатия Кавказского, угашает огонь греховный и #]сообщает уму истину, а сердцу чудное спокойствие, чудную хладность ко всему земному, обилие кротости, смирения, благости#& (Письма к мирянам. Письмо 42). Облаченный в архиерейскую мантию, ты по обычаю, освященному церковной традицией, ожидаешь сейчас от меня напутственного наставления, дабы руководиться им и быть делателем непостыдным, право правящим слово истины (ср.: 2 Тим. 2, 15).
       Епископ должен быть учителен (1 Тим. 3, 2), ~ заповедует апостол Павел. Храни в чистоте православное исповедание и стремись понятно и убедительно доносить слово Божие до сознания каждого человека, дабы вера в сердцах людей укреплялась и приносила духовный плод добродетелей ~ плод Царства Небесного. Тебе предстоит возвещать о Боге, сотворившем мир и всё, что в нем (ср.: Деян. 17, 24), проповедуя не только с церковного амвона. Сегодня, чтобы голос Церкви был для всех доступным, необходимо использовать средства массовой информации, которые стали для людей привычными и общеупотребительными.
       Благовествуй Евангелие примером собственной жизни, памятуя мудрые слова Златоустого светильника вселенной: Научающий учит не только словом, но и делом; это самое лучшее учение учителя (Беседа на Мф. 26, 39). Не служи миру, не ищи личных благ и человеческой славы, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).
       Более двадцати лет назад, приняв решение посвятить себя Богу, ты вступил в обитель Преподобного Сергия, игумена земли Русской, где принес монашеские обеты, принял сан иеродиакона и иеромонаха. Твое послушание в стенах Троице-Сергиевой лавры сочеталось с трудами на ниве церковной миссии и просвещения: ты преподавал в Московской духовной семинарии, участвовал в создании ряда фильмов, повествующих о Троице-Сергиевой лавре и ее подворьях, об истории православных святынь, о современных проблемах духовной жизни. Убежден, твое филологическое и богословское образование, полученное в Московском государственном университете и в Московских духовных школах, а также опыт творческих послушаний будут залогом твоего благоуспешного архиерейского служения на Крайнем Севере, в Архангельской области, служения, к которому ты призван определением Патриарха и Священного Синода.
       Ты уже имел возможность трудиться на этой далекой земле, участвуя в миссионерских экспедициях. Ты видел дивную природу этого края и успел полюбить его красоту, испытал на себе действие его сурового климата, к которому непросто привыкнуть человеку, пока он не проживет здесь много лет.
       Епархия, вверенная твоему попечению, при своей значительной протяженности обладает сравнительно небольшим населением. Поэтому тебе легче будет установить живое общение с людьми, которые нуждаются в особой поддержке. Архипастырскими трудами в области просвещения, попечения о молодежи, миссии, социального доброделания тебе предстоит снискать уважение и любовь северян.
       В своем слове при наречении ты с благодарностью говорил о том влиянии, которое оказал на тебя Преосвященный владыка Даниил. Теперь ты будешь иметь возможность обращаться к нему за советом и при необходимости пользоваться его архипастырским опытом и поддержкой. В координации с ним тебе предстоит развивать основные направления церковной работы, взаимодействовать с местной властью и общественностью, с Вооруженными силами, правоохранительными и исправительными учреждениями.
       Восстанавливай порушенные храмы и молитвенные дома, строй новые там, где это востребовано. Заботься о подготовке достойных кандидатов в священство, памятуя заповедь апостола Павла епископу Тимофею: Рук ни на кого не возлагай поспешно (1 Тим. 5, 22).
       Знаменательно, что твоя епископская хиротония совершилась в день всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, совпавший сегодня с празднованием Иверской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, мощи которого покоятся здесь, в Богоявленском кафедральном соборе. Торжественно воспевая их подвиги, Православная Церковь предлагает тебе пример для подражания, дабы быть добрым делателем на ниве Христовой. Всегда с упованием обращайся к Царице Небесной и к святым, ищи их помощи и предстательства.
       Здесь же, в этом храме, обрел место упокоения Патриарх Алексий II Не забывай о том опыте, который ты получил при исполнении своего ответственного послушания в Московской Патриархии у блаженнопочившего Предстоятеля нашей Церкви. Прими же этот епископский жезл как символ духовной власти, дарованной крестными страданиями Спасителя, власти не принуждения, но любви, и как опору на пути, по которому ты пойдешь и поведешь за собой к Богу вверенную тебе паству.

       На этот путь ты вступаешь в преддверии Великого поста, ибо завтра мы, вспомнив Адамово изгнание из обителей рая и испросив друг у друга прощения в грехах, последуем за Господом поприщем Великой Четыредесятницы и Страстной седмицы к радости и свету воскресения. А теперь на сем святом месте начни архипастырские труды благословением людей, ожидающих милости Божией и Его всесильного заступления. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Евгений Иванович Тисленко) родился 19 августа 1960 г. в г. Минеральные Воды Ставропольского края. В 1977 г. окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1982~1984 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил. В 1985 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1988 г. поступил в Московскую духовную академию.
       В 1990 г. принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
       В 1990~1994 гг. нес послушание дежурного референта Святейшего Патриарха Алексия II.
       19 декабря 1991 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с именем Иаков в честь апостола Иакова, брата Господня. В 1992 г. окончил МДА сученой степенью кандидата богословских наук. В 1992~1996 гг. преподавал в МДС курс Священного Писания Ветхого Завета (учительные книги).
       8 апреля 2001 г. епископом Красногорским Саввой рукоположен в сан диакона.
       5 октября 2008 г. наместником Троице-Сергиевой лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен в сан иеромонаха.
       В 1996~2011 гг. нес послушание руководителя киностудии Троице-Сергиевой лавры, в 2009~2011 гг. исполнял обязанности редактора газеты Троице-Сергиевой лавры #]Маковец#&. Решением Священного Синода от 27 декабря 2011 г. (журнал № 150) избран епископом Нарьян-Марским и Мезенским.