ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
04-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя

Священник Феодор Людоговский

       Автором службы святителю с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881~1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА ~ #]Богословском вестнике#& (№ 9 за 1916 год).
       Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову1, а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову2.
       Служба священномученику бденная состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Язык в целом простой и ясный, что характерно для большинства служб XIX ~ начала XX века, в отличие от многих переводных византийских и оригинальных древнерусских. С содержательной же стороны следует отметить присутствие в службе множества цитат, аллюзий и реминисценций, которые отсылают молящегося к библейским и более ранним гимнографическим текстам. Сочетание ясного языка и многослойного содержания является несомненным достоинством службы, так как позволяет получить духовную пользу людям с самым разным уровнем образования и начитанности в богослужебных текстах.
      
       Малая вечерня
       На #]Господи воззвах#& ~ четыре стихиры (не считая славника). В первых трех стихирах восхваляется исповеднический подвиг святителя. Каждая строфа начинается и заканчивается одинаково: #]Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни темница потаила (или в третьей стихире ~ изнурила. ~ Авт.) есть... Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость#&. Последней стихирой свидетельствуется небесная слава Патриарха: #]Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни земля потаила есть, но небо прият тя, и отверзошася ти райския двери, и внутрь быв, древа животнаго наслаждаешися. Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость#&.
       Такой принцип построения строф доведен до совершенства в каноне блаженной Ксении Петербургской: тропари в пределах каждой песни имеют общее начало и общую концовку.
       Славник, с одной стороны, написан по образцу кондака Покрова (#]Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу...#&), восходящего, в свою очередь, к кондаку Рождества Христова (#]Дева днесь Пресущественного раждает...#&), с другой ~ цитирует тропарь Казанской иконы, к обретению которой святитель имел непосредственное отношение: #]Днесь священномученик Ермоген предстоит Божией Матери и невидимо за ны молится с нами: Заступнице усердная, заступи, спаси и помилуй Русь православную и сохрани ю покровом Твоея благости#&. Отдельные выражения из довольно объемного тропаря Казанской неоднократно встречаются в службе.
       Стихиры на стиховне имеют в качестве подобна #]Доме Евфрафов...#&, благодаря чему они очевидным образом перекликаются со знаменитыми стихирами службы Всем святым, в земле Российской просиявшим.
       Стихира на #]Слава, и ныне#&, как и аналогичная строфа в предыдущей группе стихир, также содержит обращение #]Заступнице усердная#&, вновь напоминая нам о Казанском образе Богоматери, в сознании нашего народа навсегда связанном с победой над польскими интервентами.
      
       Великая вечерня
       Стихиры на #]Господи воззвах#& построены здесь по древнерусскому (средневековому) принципу, который в наши дни может быть переосмыслен как элемент постмодернистской культуры: берутся фрагменты общеизвестных текстов, однако часто вне связи с исходным контекстом, а просто как готовые выражения. В этой группе стихир можно усмотреть разной степени точности цитаты и аллюзии на тексты из разных богослужебных книг.
       1-я стихира #]Глас святыя Церкве... взывает: приидите, чада...#& может быть соотнесена со стихирой на водоосвящении 19 (6) января: #]Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси...#&
       2-я стихира #]Кто сей, колена телесе и души со умилением преклонивый?..#& явным образом отсылает нас к Октоиху (гл. 1, в неделю утра, канон крестовоскресный, песнь 4: #]Кто Сей красен из Едома, и Сего очервление ризное...#&).
       3-я и 5-я стихиры построены на цитатах из великого повечерия: #]Господи, аще не быхом святаго Твоего священномученика Ермогена имели молитвенника...#& (ср.: #]Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники...), #]Разумейте, языцы, и покаряйтеся, услышите до последних земли: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете, не дремлют бо очи святителя Ермогена на страже Руси православныя...#& (ср.: #]С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог. Услышите до последних земли...#&).
       Первая половина 4-й стихиры представляет собой коллаж из фрагментов апостольских посланий, Евангелия и Псалтири; далее ~ слова самого святителя Ермогена; в конце~вновь цитата из великого повечерия.
       Из стихир на литии обращает на себя внимание славник (#]Что тя наречем, святителю Ермогене?..#&): он составлен по образцу богородична 1-го часа (#]Что Тя наречем, о Благодатная?..#&).
      
       Утреня
       Канон святому ~ один (хотя на бденной службе могло бы быть и два; ср., к примеру, службу святителю Алексию Московскому 25 (12) февраля), но зато в каждой песни ~ по восемь тропарей (включая богородичны).
       1-я песнь и первая половина 3-й песни имеют достаточно абстрактное содержание: святитель восхваляется без привязки к конкретным событиям, дается общее осмысление его жизненного подвига, например: #]Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. По словеси сему бысть житие твое, святителю. И се ныне радуешися на небесех и радуеши всех, чтущих память твою#& (4-й тропарь 1-й песни).
       Начиная со второй половины 3-й песни уже наблюдается хронология: обретение Казанской иконы в бытность Ермогена (тогда еще ~ Ермолая) приходским священником, служение в качестве казанского архипастыря, конфликт с Лжедмитрием I, избрание на Патриарший престол, попытки увещевания изменников, заточение и мученическая кончина. Во второй половине 9-й песни святитель изображается в небесной славе.
       Необычно выглядят стихиры на хвалитех. Начало каждой из них представляет собой видоизмененный псаломский стих, предшествующий самой стихире: #]Сотворите в песнех суд написан. ..#& (ср.: Сотворити в них суд написан, слава сия будет всем преподобным Его (Пс. 149, 9)), #]Хвалите Бога во святем Его...#&, #]Хвалите святаго в силе Его...#&, #]Хвалите святаго во псалмех и песнех...#&, #]Хвалите святаго в соборе освященных...#&, #]Хвалите святаго во святителех, похвалите его в святейших патриарсех...#&
      
       Акафист
       Акафист священномученику Ермогену, как уже отмечалось, существует по меньшей мере в двух редакциях, и текст, опубликованный в трехтомнике #]Акафисты русским святым#& (СПб., 1995~1996) и получивший распространение в Интернете, содержит существенные отличия от первоначальной версии, увидевшей свет в 1916 году.
       Редакции 1916 года свойственны общие выражения, используемые для прославления святителя. В более поздней редакции можно говорить о хронологии, но выглядит она довольно причудливо: в первых строфах (не только в 1-м кондаке и 1-м икосе, которые читаются также в конце акафиста, но и во 2-м кондаке) Ермоген изображается как всероссийский святитель. В следующей строфе (2-й икос) мы видим его на Казанской кафедре. Далее ~ он уже (точнее, еще) приходской священник (3-й кондак и 3-Й ИКОС). В 4-М кондаке он #]вновь#& архиерей, и далее изложение событий в целом соответствует исторической канве.
       В тексте 1916 года в каждом икосе ~ по восемь хайретизмов (в издании 1995 года ~ по шесть), икосный рефрен выглядит следующим образом: #]Радуйся, святителю Ермогене, пастырю добрый Руси православныя#& (1995 год: #]Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российская земли#&).
       В настоящее время мы не располагаем надежными сведениями об официальном одобрении акафиста святителю. Возможно, он никогда не проходил через утверждение в Синоде.
       Если это так, тогда созданная в 2011 году при Издательском совете Русской Православной Церкви рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества, членом которой является автор этих строк, возможно, при работе над этим гимном возьмет в качестве основного варианта текст 1916 года.
       Патриарх Московский и всея Руси Ермоген в нашем официальном календаре и в Служебнике именуется священномучеником. Такую же характеристику святого мы видим в тексте службы. Однако в надписании службы (и многократно в ее тексте) встречается слово #]святитель#&. Такая двойственность вполне объяснима: с одной стороны, очевиден насильственный характер смерти Патриарха (как и в случае с митрополитом Филиппом на полстолетия ранее); с другой ~ причины заточения были не в последнюю очередь политические. И всё же, хотя Ермогена и не склоняли явным образом к отречению от Христа, как это было с мучениками в IV и XX столетиях, его мученическая кончина была прямым следствием верности Патриарха православной вере, его неприятия инославного правителя на престоле московских царей.

Кончина Святого Патриарха Гермогена в темнице Чудова монастыря. 1912 г.

       Празднование святителю Ермогену совершается дважды в год: 1 марта (17 февраля) по церковному календарю, в день его преставления (в 1612 году), и 25 (12) мая ~ в день прославления (в 1913 году). В эти дни совершается одна и та же служба, однако на каждый из двух дней имеется свой тропарь. Кроме того, имя Патриарха Ермогена внесено в число московских святителей (5 октября ст. ст.).

При подготовке темы использованы
иллюстрации Фонда по постановке
памятника Патриарху Гермогену




Тропарь на преставление, глас д

       Российския земли первопрестольниче, и неусыпный о ней к Богу молитвенниче! За веру Христову и паству твою душу свою положив, страну нашу от нечестия избавил еси. Темже вопием ти: спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, отче наш.

Тропарь на прославление, глас д

       Приспе день светлаго торжества, град Москва радуется, и с ним Русь Православная ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество в явлении честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Ермогена, якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

На Господи, воззвах: стихира, глас г

       Постигоша Рyсь греси ея, потоцы беззакония смятоша ю: приложи бо беззаконие к беззаконию и погибaше за беззаконие свое, но обратися ко Господу и спасeся, святителю Ермогeну проповедующу и к покаянию зовyщу и глаголющу: приидите чада, послyшайте мене, исповедайте на ся грехи вaша и в беззакониих вaших смиритеся: любитъ бо Господь смиренныя сердцем и сокрушенныя духом приемлет, яко у Господа милость и многое у него избавление.



ПРИМЕЧАНИЯ:

       1 Православная энциклопедия. Т. I. С. 380.
       2 Святитель Ермоген, Патриарх Московский. М., 2005. С. 550.