ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
04-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Компетентная апологетика

Первые курсы повышения квалификации для преподавателей апологетики и дисциплины #]Концепции современного естествознания#& в семинариях и академиях прошли в Москве. С лекциями об актуальных проблемах астрофизики, квантовой теории, физики элементарных частиц, биологии и экологии, наук о Земле перед преподавателями духовных школ выступили ведущие российские ученые.

       Система современного богословского образования вступает в активный диалог со светским научным сообществом. Расширить кругозор преподавателей духовных школ и повысить информированность и компетентность лекторов по естественнонаучным дисциплинам были призваны специальные курсы повышения квалификации, которые прошли на базе Московского инженерно-физического института (НИЯУ МИФИ). Организатором выступила Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых Кирилла и Мефодия совместно с Синодальной библейско-богословской комиссией при поддержке Фонда Джона Темплтона.
       70-часовой курс уместился в две недели. Первая из них была посвящена проблемам философии науки, диалогу естествознания с богословием, фундаментальной физике и астрономии, вторая ~ наукам о земле: геологии и сравнительной планетологии, океанологии, физической географии с элементами учения о рельефе, биологическим дисциплинам, обзору взаимодействия человека и биосферы. В последний учебный день для слушателей были проведены экскурсии в центры лазерных и нанотехнологий МИФИ.
       Ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, митрополит Волоколамский Иларион во время встречи со слушателями курсов особо подчеркнул, что предмет #]Концепции современного естествознания#&, преподаваемый сегодня в духовных школах согласно государственному образовательному стандарту #]теология#&, не может не иметь апологетической и миссионерской направленности. #]Подобно тому как древние отцы-апологеты были весьма хорошо осведомлены в состоянии современной им науки, так и современные преподаватели-апологеты должны хорошо знать фактическое состояние современной науки#&, ~ сказал владыка Иларион. Он также добавил, что #]зачастую предметом рассмотрения наших апологетов и миссионеров оказывается наука даже не прошлого, а позапрошлого века. Это вызывает в лучшем случае улыбку у представителей науки и образованной публики. Тем более если такая критика науки звучит не только с амвона, но и в средствах массовой информации#&. Митрополит Иларион также отметил значение, которое приобретает компетентное научное знание в современном культурном пространстве.
       В свою очередь проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий пояснил: #]Чтобы получить из первых рук адекватную информацию о современном состоянии науки, в качестве лекторов приглашены практикующие ученые, ведущие исследования в различных областях естественнонаучного знания#&. Среди них биологи, физики и географы из Московского государственного университета, Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Национального исследовательского центра #]Курчатовский институт#&, Института теоретической физики РАН, Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга, Харьковского национального университета. Каждый из лекторов рассказывал о тех научных изысканиях, которыми он занят в данное время. Например, в конце лекции о Большом андронном коллайдере была обнародована программа исследований на 2012 год, то есть слушатели получали самую последнюю информацию, которой пока нет даже в учебниках. Им удалось узнать о результатах последних научных исследований, получить представление о том, чем сейчас занимаются различные отрасли науки, и вместе с тем понять инструментарий современного ученого, его способ общения с миром. #]Задача слушателей заключалась в том, чтобы самостоятельно проанализировать полученные сведения и впечатления и на этой основе переосмыслить программу и содержание лекций, которые они читают в семинариях и академиях#&, ~ сказал отец Владимир.
       Более всего вопросов задавали на лекциях по астрофизике и по конкретным практическим проблемам вроде обсуждения работы Большого адронного коллайдера, геохронологии, вопросов биоэтики, таких как клонирование, манипуляции со стволовыми клетками. Это те вопросы, которые наиболее часто пастырям приходится слышать и от своих студентов, и от своих прихожан. Среди слушателей курсов были люди как с техническим, так и с гуманитарным образованием. #]Нашим лекторам удалось совместить популярное изложение материала и глубокий анализ рассматриваемых проблем#&, ~ отметил проректор Общецерковной аспирантуры. Следует отметить и высокую оценку своей аудитории лекторами. Учитывая, что не все они являются воцерковленными людьми, вполне очевиден их живой интерес, ведь перед подобной группой слушателей они выступали впервые.
       #]За последние 15~20 лет научное знание сильно изменилось. Хотя многие из преподавателей духовных школ, которые приняли участие в курсах, являются специалистами в области естественных наук или даже имеют ученую степень, всем нам было особенно важно познакомиться с последними научными изысканиями, тем более что это информация из первых рук#&, ~ рассказал один из слушателей курсов, доцент Тобольской духовной семинарии протоиерей Димитрий Кирьянов.
       #]Обзор современного состояния различных наук дал возможность взглянуть на нашу планету как на удивительно сложную систему, находящуюся в постоянном динамичном развитии#&, ~ поделился своим впечатлением еще один слушатель курсов иеромонах Роман (Модин), преподаватель Казанской духовной семинарии.
       В свою очередь секретарь ученого совета Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Кирилл Копеикин считает, что проекты, подобные проведенным курсам, в которых вместе участвуют представители церковной и светской науки, необходимы для решения одной из фундаментальных задач современного богословия ~ построения современной религиозной картины мира. #]Ясно, что религиозная картина мира, свойственная прошедшим эпохам, в частности эпохе Средневековья, может входить в противоречие с той научной картиной мира, которая сформировалась в течение последнего столетия. И это противоречие существует не между верой и наукой, а между картинами мира разных эпох. Для меня, например, особенно ценно было увидеть, какими проблемами живет современная наука, какие самые последние гипотезы и идеи это сообщество обсуждает. В науке сегодня актуальны проблемы включенности субъекта-исследователя в объект исследования. Например, квантовая физика показывает нам, что мир в определенном смысле зависит от человека. В научную картину мира приходит личность. И это открывает новые возможности для взаимодействия науки и богословия#&, ~ сказал отец Кирилл. Он также отметил, что курсы повышения квалификации укрепили его намерение создать особый курс для студентов духовной академии, где бы доступно излагались основные проблемы современной физики.
       Курсы прослушали представители Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Минской духовных академий; Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского православного университета им. святого апостола Иоанна Богослова, Института теологии Белорусского государственного университета; Полтавской, Белгородской, Тобольской, Саратовской, Казанской, Смоленской, Коломенской, Сретенской, Тульской и Екатеринбургской духовных семинарий.

Антонина Мага





       Церковь призвана нести сегодня свидетельство в быстро меняющемся мире, мире, где наука и технологии играют колоссальную роль. Умная проповедь, которая будет не противопоставлять веру и науку, а показывать особое, значимое место науки в человеческой культуре, при условии уважения ею религиозной традиции, будет иметь серьезный миссионерский успех в среде ученых и образованных людей.

Из выступления митрополита Волоколамского Илариона,
ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры,
председателя Синодальной библейско-богословской комиссии