ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Мы удостоились благословенного мира и благодатной радости

Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский,
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви

Пять лет назад, 17 мая 2007 года подписан Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. О духовных плодах воссоединения, задачах церковной жизни и предстоящем прзадновании 400-летия Дома Романовых размышляет Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион.

       ~ Ваше Высокопреосвященство, воссоединение двух частей Русской Церкви вы недавно назвали #]величайшим благом#&. Какие плоды воссоединения вы считаете важным отметить в первую очередь? Что изменилось в жизни Зарубежной Церкви за прошедшие пять лет?
       ~ Невольно вспоминаются слова первых тропарей канона на Торжество Православия: #]Плещуще с веселием днесь вернии возопиим: коль чудна дела Твоя, Христе, и велика сила, наше единомыслие и согласие соделавый#&. И еще: #]Превелие благодеяние видяще, руками восплещим: разстоящияся уды Христовы, совокуплены во единство, и Бога похвалим мир подавшаго#&. Первые плоды ~ это единомыслие, согласие, мир и радость о совершившемся чуде Божием. Интересно отметить, что первое слово, с которым Господь обратился к Своим последователям, восстав от мертвых, это было #]радуйтесь#&. Вторым словом было #]мир вам#&. Этого благословенного мира и благодатной радости мы и удостоились, по милости Божией, восстановив полноту братского общения внутри нашей дорогой Матери ~ Поместной Русской Православной Церкви.
       Совместное служение Божественной литургии и приобщение Богу ~ это самый главный плод восстановления единства. За Божественной литургией мы слышим слова: #]И даждь нам единеми усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепие имя Твое#&. Это говорит о том, что за Божественной литургией наши молитвы и мысли должны быть благоговейно сосредоточены на одном. Таковое состояние совершителей богослужения, сослужащих и верующих сильно объединяет его участников. Слава Богу, в этот поток объединяющей и укрепляющей молитвы входят и все чада Русской Православной Церкви.
       А результатами всего этого стали взаимопонимание, братское сотрудничество и взаимодействие в добрых делах, которые значительно облегчают наш общий крест спасительного служения Богу и людям.
       За прошедшие пять лет архипастыри, клирики и чада нашей Церкви стали активно выходить из той изоляции, в которой они жили в годы разобщения, и делиться со всеми богатейшим наследием, переданным нам нашими отцами, скромно носившими крест изгнанничества в рассеянии и сохранявшими Русскую Церковь за пределами ее канонической территории, возвещая правду о ее страданиях и мучениках. В результате многие не только заинтересовались историей, наследием и миссией Русской Зарубежной Церкви, но и перешли в наши ряды. Мне особенно отрадно было принимать клириков и приходы из различных раскольничьих образований, которые устали от фарисейства, политики, озлобления и противостояния, которые ищут евангельской жизни во Христе и приобщения духу благочестия и святости Русской Православной Церкви.
      
       ~ Какие задачи, связанные с воссоединением, вы считаете еще не решенными и требующими внимания?
       ~ Пастырского внимания требуют как те, которые сомневаются в пользе восстановленного единства, но продолжают пребывать в Церкви, что весьма похвально, так и те, которые отвернулись от Церкви, примкнув к раскольникам.
       Последних необходимо с любовью и добрым сердцем приобщать истине, красоте и пользе церковного единства. Ведь существует довольно большая разница между ересиархами и расколоучителями и их последователями. Простите, но первые, по гордости и прочим смертным грехам, вряд ли принесут покаяние, отказавшись от своих новых званий, наград и т.д. А вторые просто заблуждаются, не владея правильной информацией или не находя сил, необходимых для преодоления каких-то психологических преград. Вот с этими людьми мы должны работать. А как работать? Слава Богу, и моему недостоинству, и многим клирикам и мирянам канонической Русской Зарубежной Церкви удается на бытовом уровне общаться с людьми, которые не приняли единства Русской Православной Церкви. Евангельский подход к ним, снисхождение, готовность к диалогу и трезвые слова как о радостях нынешней ситуации в Церкви, так и о проблемах будут способствовать сближению.
       Что же касается тех, кто остался в недрах Церкви, но сомневается в пользе совершившегося единства, то их становится все меньше и меньше. К ним необходимо так же подходить, как и к отошедшим, но хвалить их за их святоотеческую верность единству Христовой Церкви.
       Вообще-то, мы должны всегда помнить, что Церковь ~ это Богочеловеческий организм. Здесь все призываются к приобщению Богу. Здесь мы можем Его встретить и развить с Ним личные отношения через молитву, посты, таинства и церковную жизнь. Здесь мы также можем встретиться с недостатками, страстями и ошибками человеческими, которые могут оттолкнуть слабых в вере. В любом случае, все будет полностью благополучно только в Церкви Торжествующей, то есть. Небесной, где уже все преодолено. А в Церкви земной мы должны любовью и терпением бороться с нашей падшей человеческой природой, преодолевая зло, гордость и разделения во взаимоотношениях служителей и чад Церкви.
      
       ~ Как вы понимаете задачи укрепления и развития церковной жизни? Что вы вкладываете в это понятие?
       ~ Для того, чтобы приступить к укреплению и развитию церковной жизни, необходимо сначала организовать служение, управление и проповедь, а затем активизироваться, деятельно совершая #]апостольское хождение в народ#&, по выражению святителя Феофана Затворника. На данном этапе истории мы должны сосредоточиться на просвещении и оцерковлении людей, то есть приобщении их к богатствам духовной культуры православия, Церкви и Святой Руси. Правильно поступает Святейший Патриарх, подчеркивая необходимость этой работы, ибо это ~ вопрос жизни и смерти!
       #]Оцерковить свою жизнь, ~ пишет приснопамятный архиепископ Аверкий (Таушев; † 1976 г.), предшественник митрополита Лавра по настоятельству в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, ~ это значит сделать себя живым членом Церкви, сознательно участвующим в общей жизни Церкви как Тела Христова, как единого цельного духовного организма, и строить свою жизнь в полном согласии с таким сознанием#&. А расцерковление, конечно, неизбежно ведет к тому, что #]соль обуевает#& и, по слову Христа Спасителя, становится ни к чему негодной, как только к тому, чтобы выбросить ее на попрание людям (Мф. 5, 13).
       Посему мы, служители и миряне Церкви, всем сердцем желая ее укрепления и развития, должны организоваться и активизироваться, добрым словом и примером своей красивой жизни воцерковляя своих ближних, чтобы они получили уготованное благостью Божиею вечное спасение и обогатили духовный опыт народов русского мира.
      
       ~ В прошлом году в Русской Православной Церкви состоялась большая дискуссия о языке богослужения. На каких языках сегодня совершается богослужение в приходах и монастырях Зарубежной Церкви? Какую роль играет церковнославянский язык и на каких языках проповедуют священники Зарубежной Церкви? Кого из проповедников вы могли бы особо отметить?
       ~ Надо сказать, что в рассеянии очень бережно относятся не только к церковнославянскому, но и к русскому языку, так как многие, находясь вдали от Родины, стремятся к сохранению своих корней, к живой связи с возрождающейся отечественной Церковью. Мы стараемся и детям прививать любовь к церковнославянскому и русскому языкам, к богослужению и традициям Русской Православной Церкви. В домах наших верующих, например, родители говорят со своими детьми по-русски, соблюдают русские православные обычаи, а при церквах работают церковно-приходские школы. Поэтому есть приходы, в которых богослужения совершаются только на церковнославянском языке, а проповедь и вся церковная деятельность ведется на русском. Таковых очень много, конечно, так как это имеет огромное воспитательное значение, но многочисленны и те приходы, где существует необходимость совершать богослужения и проповедовать на двух языках ~ на церковнославянском и местном. В недрах нашей Церкви существуют и миссионерские общины, где вся жизнь ведется на местном языке. В любом случае, все зависит от обстоятельств и состава монашествующих или прихожан.
       Что же касается проповедников, то я никого не собираюсь выделять. Каждый священник, по мере своих сил, старается доносить до людей Слово Божие и вносить свой вклад в дело служения Церкви. Одни хорошо проповедуют с церковных амвонов и на духовных собеседованиях со своими прихожанами, другие умеют утешать и поддерживать своих пасомых, наставляя их на исповеди, третьи собственным примером воодушевляют людей на праведную жизнь.
      
       ~ Ряд епископов и священников Зарубежной Церкви принимают участие в работе комиссий Межсоборного присутствия. Как вы оцениваете участие представителей Зарубежной Церкви в этой работе?
       ~ Радуюсь о том, что в этой важной работе принимают участие представители нашей Церкви. Это свидетельствует о том, что опыт нашего служения в сложных заграничных условиях может оказаться полезным при составлении столь ответственных церковных деяний.
      
       ~ В 2013 году исполняется 400-летие Дома Романовых. Планируются ли какие-либо связанные с этим торжества в Зарубежной Церкви? Как вы видите связь этой даты с почитанием святых царственных страстотерпцев?
       ~ Русская Зарубежная Церковь совершила канонизацию святых благоверных царственных страстотерпцев вместе со всеми новомучениками и исповедниками Российскими в 1981 году. Верю, что вскоре после этого начались положительные перемены в жизни России именно по молитвам ее мучеников, чья кровь является #]семенем Церкви#&. Посему в наше тяжелое время необходимо, наверное, соединить приближающееся празднование 400-летия Дома Романовых с достойным прославлением подвига и памяти царственных страстотерпцев, дабы укрепить и обновить силы Церкви и народа.
       Думаю, надо воспользоваться этой возможностью, чтобы каждое чадо Русской Православной Церкви лишний раз заинтересовалось своей много назидательной историей и вдумалось в эти неповторимые личности. Для этого собираюсь предложить Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви совершать поминовение царственных страстотерпцев на отпустах всех богослужений, совершаемых в следующем году; обязательно отмечать эту дату и подвиг последней царской семьи на всех совещаниях духовенства и съездах молодежи, в церковно-приходских школах и специальных мероприятиях, посвященных этой знаменательной дате.
       Память о мучениях царственных страстотерпцев должна пробудить в сердцах всех русских людей то восторженное поклонение, которое удержит их от каких бы то ни было уступок врагам Церкви и Святой Руси, а тем более от измены православию, мученикам же сплетет венец вечной славы и здесь на земле и в Царствии Небесном перед Престолом Божиим.


Беседовал Сергей Чапнин