ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
07-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Елисея (Фомкина) во епископа Урюпинского и Новоаннинского

       29 марта в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери в патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Елисея (Фомкина) во епископа Урюпинского и Новоаннинского. 31 марта за Божественной литургией в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Елисея (Фомкина) во епископа Урюпинского и Новоаннинского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Волгоградский и Камышинский Герман; архиепископ Истринский Арсений; епископы Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Воскресенский Савва.

СЛОВО АРХИМАНДРИТА ЕЛИСЕЯ (ФОМКИНА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА УРЮПИНСКОГО И НОВОАННИНСКОГО

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
       Господь наш, #]неисповедимою благостию и богатым промыслом управляя всяческая#&, привел ныне меня, недостойного, к служению архиерейскому. Воспринимая ваш архипастырский призыв как глас свыше, как глас и волю Самого Господа Бога, я не смею и не дерзаю противиться ему. При этом не могу скрыть от вас, высокочтимые святители, того душевного волнения, того страха и трепета, которыми сейчас преисполнена душа моя. Сама мысль о предстоящем мне епископском служении Церкви Божией приводит меня в глубокое и нелицемерное смущение от сознания своего недостоинства пред высотой и святостью архипастырства, от сознания скудости сил моих для несения апостольских трудов.
       В предлежащем мне архипастырском служении всё свое упование я возлагаю на Господа, памятуя евангельские слова Спасителя: Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Ведь служение епископское есть наиболее ответственное послушание церковное, как говорит об этом святитель Григорий Богослов: #]Я не думал и теперь не думаю, чтобы одно и то же значило водить стадо овец или волов и управлять человеческими душами. А о добродетели овец или волов никто никогда не позаботится. И кто из пастухов предпочитал собственному удовольствию полезное для стада? Но человеку, который с трудом умеет быть под начальством, еще, кажется, гораздо труднее уметь начальствовать над людьми, особенно иметь такое начальство, каково наше, которое основывается на Божием законе и возводит к Богу, в котором чем больше высоты и достоинства, тем больше опасности даже для имеющего ум#&.
       До сегодняшнего дня моя жизнь проходила в простоте повседневного служения провинциального священника, а сейчас я отчетливо сознаю, что вовсе не мои заслуги или достижения стали причиной моего призвания к исполнению святительских обязанностей. Скорее это заслуга моей бабушки, которая впервые привила мне зачатки христианской веры в годы, когда это было совсем не принято в нашей стране. В еще большей степени эту заслугу следует отнести на счет Преосвященного митрополита Германа, который, как чадолюбивый отец, взрастил в вере, воспитал в благочестии, удостоил даров священства и монашества, будучи всегда и во всем примером истинного пастыря. С неизменной теплотой и вечной благодарностью вспоминаю я годы своего обучения в стенах Санкт-Петербургских духовных школ. Теперь же, оказавшись призванным к высокому служению Церкви Христовой, Единой, Святой, Соборной и Апостольской, я прошу вас, святители Христовы, вашими молитвами помочь мне преодолеть смущение. Смущают сердце мое мои немощи и грехи. Смущает меня сознание трудности исполнения святительских обязанностей так, как они описаны в слове Божием и у святых отцов. Это всё смущает меня, но не приводит в отчаяние, ибо на одни собственные силы я не надеюсь, #]человек бо есмь#&. Так и при исполнении возлагаемых на меня святительских обязанностей я положусь на милосердие и помощь Божию, на ту благодатную силу Божию, которая преподается мне, грешному, в таинстве святой хиротонии через ваши святительские молитвы. Я твердо верю, что благодать эта #]немощная врачует и оскудевающая восполняет#&. А милосердие ко мне грешному я уже вижу в том, что я призываюсь на святительское служение Церкви Христовой в родную для меня епархию, где я провел все годы своего служения. Особенно отрадно и то, что ко вверенной мне епархии относится ставшая мне родной Свято-Троицкая обитель.
       Посему без страха человеческого, но со страхом Божиим, возлагая свое упование на Господа и Его Пречистую Матерь и святителей, надеюсь достойно, праведно и беспорочно совершать вверенное мне служение, прилагая все мои силы, возможности и волю к тому, чтобы быть верным домостроителем Церкви Христовой. Приступая к сему служению, стараюсь всегда иметь перед глазами и опыт архипастырей, подвизавшихся прежде меня, сообразуя свой труд с трудом богомудрых святителей Церкви Христовой.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ЕЛИСЕЮ

       Преосвященный епископ Елисей!
       Всемогущий Бог, предызбравший тебя к служению церковному, сегодня через возложение на твою главу рук Преосвященных архиереев возвел тебя на высшую степень священства ~ епископство.
       Отныне ты должен будешь, ежечасно отвергаясь себя и своего хотения, иметь в помышлении единственно пользу Церкви Христовой, в особый таинственный союз с которой ты вступил сегодня. Наименование епархии стало частью твоего имени, дабы ты всегда помнил о том, что ты не принадлежишь себе, но Богу, поставившему тебя пасти овец словесного Своего стада.

       В прошлом тебе довелось нести послушания настоятеля храма, духовника иноческой обители и наместника монастыря. Ты не понаслышке знаешь жизнь приходов и обителей в российской глубинке. Пусть же полученный тобой немалый пастырский, литургический, административный и хозяйственный опыт станет прочным основанием для дальнейших трудов на ниве православия, залогом верного устроения внутренней жизни вверенного твоему попечению церковного удела. Проходя поприще своего высокого служения, будь добрым соработником Преосвященного Германа, митрополита Волгоградского и Камышинского, во взаимодействии с которым тебе надлежит возделывать виноградник Христов.
       Вместе с тем совершенно очевидно, что ни один даже самый одаренный человек не способен понести всю полноту обязанностей правящего архиерея без помощи клириков ~ сослужителей и сомолитвенников у святой трапезы ~ евхаристического престола. Посему на всем протяжении предстоящего тебе поприща не оставляй попечения о подготовке достойных кандидатов в священство. Ибо ныне мы все воочию видим справедливость указания Священного Писания: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37~38).
       Среди бесчисленного количества забот, дел и обязанностей правящего архиерея никогда не забывай, что основное твое призвание ~ это соединение людей с Богом посредством таинств. Прежде всего будь ревностным совершителем соборной молитвы, Литургии, в которой обретешь помощь свыше, благодатное утешение в скорбях и действенное укрепление в нелегких трудах. Будь верен архиерейской присяге, слова которой были произносимы тобой сегодня здесь перед алтарем святого храма.
       Личным примером благочестивой жизни веди клир и паству ко спасению. Не допускай, чтобы проповедь Евангелия Царства расходилась с делами, тобой совершаемыми. Ибо образ поведения, примеры действуют на людей многократно сильнее любого, самого возвышенного слова.
       Особо заботься о достойной организации благотворительности, помощи нуждающимся, скорбящим и обремененным, тем, кто зачастую не имеет надежды ни на кого, кроме Всевышнего. Мы должны ощущать себя орудиями Божественной милости, памятуя, что любовь Христова способна уврачевать даже неисцелимые раны. Руководством к действию должен звучать для нас евангельский призыв, побуждающий подъять на свои плечи благое и легкое бремя Господа, дабы зримо воплотились слова Священного Писания: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2).
       Будь же усердным подражателем Подвигоположника спасения нашего. Стремись донести евангельскую весть до сердца каждого человека. Помни, что в проповеди веры нуждаются многие наши современники, вступившие в церковную ограду, принявшие святое крещение, но еще не имеющие достаточных знаний о духовных вопросах, навыка молитвы и доброделания, а также те, кто пока еще далек от храма.
       Особое же попечение уделяй молодому поколению. Помни, что за юные души ныне разворачивается настоящая битва, от исхода которой зависит будущее не только Церкви, страны, нации, но и всего мира. Следует ясно осознавать, что люди, забывшие призыв Творца возделывать и хранить землю (ср.: Быт. 2, 15), становятся неспособны действовать, не разрушая жизнь общества, не отравляя ядом греха окружающее пространство.
       Сегодня православие испытывает колоссальное давление со стороны враждебных сил. Агрессивный секуляризм и тоталитарный либерализм стремятся при помощи средств массовой коммуникации насадить в сознании наших современников ненависть к Церкви, сформировать отрицательный образ христианина, обвинить пастырей и пасомых во всевозможных нравственных преступлениях, для того чтобы дискредитировать дело Божие. Но Церковь на протяжении без малого двух тысяч лет своего существования неоднократно переживала подобные обвинения. Она преодолеет их и в этот раз, ибо ей устами своего Основателя обещана окончательная победа (ср.: Мф. 16, 18). Однако всем нам, особенно архипастырям, следует помнить слова Христовы: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16, 33).
       Прими же сей жезл как знамение силы Божией, совершающейся в немощи (ср.: 2 Кор. 12, 9), и гряди к народу, молившемуся с нами за Литургией. И да будет преподанное тобой благословение добрым началом предлежащего служения, совершаемого во имя Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь (Откр. 1, 5~6).

БИОГРАФИЯ

       Епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей (Александр Евгеньевич Фомкин) родился 8 мая 1963 г. в г. Волгограде. В 1981~1983 гг. служил в рядах Советской армии. Работал слесарем, электромонтером, участвовал в экспедициях на Крайнем Севере.
       В 1991~1992 гг. учился в Волгоградском духовном училище. 2 августа 1992 г. архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом рукоположен в сан диакона, 9 августа ~ в сан иерея. С 1992 г. ~ клирик храма Живоначальной Троицы Свято-Духовского мужского монастыря г. Волгограда, настоятель Свято-Никольского храма в г. Волгограде. В 1993~1995 гг. ~ настоятель прихода в честь святителя Тихона, Патриарха Московского, в г. Волжском. В 1994~2000 гг. ~ духовник в Свято-Вознесенском женском монастыре г. Дубовки. 19 апреля 1995 г. архиепископом Волгоградским Германом пострижен в монашество с именем Елисей. С 1995 по 1997 г. ~ настоятель церкви святой великомученицы Параскевы в г. Волгограде. В августе 1995 г. назначен духовником Волгоградской епархии. В июне 1996 г. назначен настоятелем волгоградского Иоанно-Кронштадтского прихода подворья Свято-Троицкого Белогорского мужского монастыря с. Каменный Брод. В 1997 г. назначен благочинным Монастырского округа Волгоградской епархии.
       В 1997~2001 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии (заочно). В 2001~2005 гг. ~ в Санкт-Петербургской духовной академии. Кандидат богословия. В 2004 г. возведен в сан игумена. В 2009 г. в составе делегации Волгоградской епархии принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 2011 г. назначен настоятелем (игуменом) Свято-Троицкого Белогорского монастыря.
       Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 4) избран епископом Урюпинским и Новоаннинским.