ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
07-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Августина (Анисимова) при наречении во епископа Городецкого и Ветлужского

       29 марта в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери в патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Августина (Анисимова) во епископа Городецкого и Ветлужского. 8 апреля в праздник Входа Господня в Иерусалим, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Августина (Анисимова) во епископа Городецкого и Ветлужского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Нижегородский и Арзамасский Георгий; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; епископы Дмитровский Феофилакт, Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, Солнечногорский Сергий.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА АВГУСТИНА (АНИСИМОВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА ГОРОДЕЦКОГО И ВЕТЛУЖСКОГО

       Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые отцы и пастыри Церкви Христовой!
       Неисповедимым Промыслом Божиим, Его изволением я, недостойный, призываюсь вами к новому многотрудному служению. Ваше веление быть мне епископом глубоко смутило меня, и трепещет душа моя перед сошествием благодати Божией. Как говорит Священное Писание: Судьба человека ~ от Господа (Притч. 29, 26).
       Крестили меня в младенчестве в храме Пресвятой Троицы на Воробьевых горах благочестивые родители. Я получил светское юридическое образование, изучал труды философов, писателей, мыслителей, политиков, но не находил ответа на искомый вопрос человечества: что делать? И, как вижу теперь, судьбы Божий строятся, не согласуясь с нашими человеческими желаниями. В тридцать лет я был буквально введен в Церковь невидимой десницей и волей, незримой для меня, но явно ощущаемой, оказавшись в Почаевской лавре. С этого времени начинается глубокое постижение Бога. В 1970~1980-е годы Бог явил мне, ищущему и жаждущему, нужную литературу, а также нужных людей. Я не был под окормлением одного человека, но собирал мед с различных цветков. Моя работа в Художественном фонде РСФСР позволила в течение пяти лет постоянно передвигаться по территории Советского Союза, и в этот период я встретил на своем пути огромный сонм подвижников благочестия, верных чад Божиих. Господь вполне удовлетворил мою потребность видеть и слышать истину и правду Божию из уст и опыта людей, которые сохранили и пронесли эти сокровища вечной жизни через тюрьмы, лагеря, гонения и лишения. Они укрепили меня в тех ответах, которых единственно жаждала моя душа.
       В конце 1980-х годов Господь даровал мне возможность стать участником подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси в службе эконома Свято-Троицкой Сергиевой лавры, когда благодать Божия словно обрушилась на Россию. Всё это неотвратимо и естественным образом привело меня к принятию священства. Служение в кафедральном соборе города Иванова в течение 14 лет и общение с мудрым архиереем архиепископом Амвросием (Щуровым), который полагал свою душу и время своей жизни на окормление вверенной ему паствы, который жил в скромных, почти аскетических условиях, сформировали во мне образ пастыря доброго. Владыка не препятствовал моей миссионерской деятельности, в том числе и за пределами епархии. Я не был строителем храмов, но моя жизнь в этот период ~ это бесконечные слова о Боге и Церкви везде, где это было доступно.
       Подлинное счастье я ощутил после того, как был пострижен в монашество. Это событие стало для меня путем к полной свободе для жертвенного служения ищущим цель и смысл жизни и нуждающимся в помощи. Преподавание богословских дисциплин углубило мои мысли о сущности христианской премудрости, истины и правды Божией.
       Особое место в моей жизни всегда занимала Нижегородская епархия, где пришлось долго преподавать и встречаться с митрополитом Николаем (Кутеповым). Подчинившись воле Бога, я принял благословение архиепископа (ныне митрополита) Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова) стать строителем вновь возрождающегося монастыря в городе Городце, где закончил свою жизнь святой благоверный великий князь Александр Невский. Здесь я приобрел новый опыт понимания Руси и России. Здесь появилась возможность реализации моей мечты ~ восстановить православный уклад народной жизни.

       Священный Синод определил мне архипастырское служение на севере Нижегородской области. Это по большей части неосвоенная земля ~ лесные массивы, реки, заповедники, куда бежали старообрядцы. Мне предоставляется возможность реализовать опыт миссионера и получить плоды, которые были явлены на пустом некогда Валааме и Соловках. Чтобы это совершилось, многое будет зависеть от качеств епископа. Здесь вполне открывается моя человеческая немощь. Но я не просил у Бога и людей почестей, места служения, званий. Моя душа была свободна от каких-либо внешних привилегий и наград. Моя душа желала лишь одного ~ исполнить волю Бога, обращенную к иерархии Церкви: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19~20).
       И сегодня я могу искренне сказать вам, светильникам . нашей Церкви, вам, которые прошли свой епископский путь в самое трудное время. Я, немощный сосуд, осознаю свое ничтожество, невежество и свою немощь всегда и на каждом месте. Возраст мой предрасполагает к отказу от подобного назначения, но страх нарушить волю Бога останавливает меня от этого шага. Окрыляет меня неизменное желание помогать людям прикоснуться к Тому, Кто сотворил этот мир, человека и Кто сказал о Себе: Я есмь и путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

       Ваше Святейшество, Святейший владыка, желаю быть Вашим помощником в деле возрождения Церкви, в возвращении ей того авторитета и значения, которым она по праву должна обладать. Повинуясь воле Божией, со смирением и страхом преклоняю голову свою перед вами, досточтимые святители Божий, и приемлю от вашей святыни преемственную благодать Христову, которую вы сообщаете молитвой и возложением святительских рук тем рабам Божиим, на которых есть изволение Духа Святаго через избрание Святейшим Патриархом и Священным Синодом.
       Верую и надеюсь, что будет мне помощь от Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 120, 2). Уповаю на молитвенное предстательство таких светильников новой Городецкой епархии, как священномученик Неофит (Коробов), епископ Городецкий и Ветлужский, преподобный Варнава Ветлужский, святой благоверный князь Александр Невский.
       Прошу Ваше Святейшество, Ваши Преосвященства, вознесите обо мне свои святительские молитвы Всемогущему Господу, Который да поможет мне послужить на новом поприще во славу Божию на пользу Церкви Православной, Отечеству и нашему многострадальному народу.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ АВГУСТИНУ

       Преосвященный епископ Августин!
       Ныне наитием Всесвятого Духа совершилось тайнодейственное твое призвание к новому великому подвигу служения Богу, Его Церкви и людям Его.
       От сего дня ты благословлен особым даром архипастырского водительства, нерасторжимо сопряженного с огромной ответственностью и каждодневным полаганием своей души за вручаемое твоему попечению словесное стадо Христово. С этого момента ты ходишь пред самым лицем Господа твоего и за каждый твой шаг должен будешь дать ответ как в жизни сей, так и в жизни вечной.
       Твое призвание к архиерейскому деланию по особому смотрению Божиему совершается в день празднования Недели ваий, в Вербное воскресенье. Пусть за твоей молитвой, произнесенной безмолвно или вслух, Спаситель вступает и в малый Иерусалим твоей души, укрепляя и умудряя тебя в предстоящем архипастырском крестоношении.
       Рукоположение каждого нового епископа Церкви есть непресекающаяся череда апостольского преемства, которая ведется непосредственно от поколения учеников и самовидцев Искупителя. Твоя же архиерейская хиротония, твоя личная Пятидесятница в канун страстей Господних и Светлой Пасхи промыслительно совершается именно в Москве и именно в главном соборе нашей Церкви.
       Промыслительно, потому что Городец, где тебе предстоит епископствовать, основанный князем Юрием Долгоруким, ~ ровесник и младший брат первопрестольного града. А Феодоровский мужской монастырь, где принял ты монашеский постриг и где святой благоверный великий князь Александр Невский завершил годы своей жизни, приняв великую схиму, был возрожден к жизни в годы твоего игуменства в этой обители, подобно тому как ранее молитвами и трудами нашего народа был возвращен из небытия Храм Христа Спасителя в Москве. Пусть же эти исторические параллели будут осмыслены тобою и твоей паствой как знаки нерасторжимого единения со всей полнотой Святой Церкви, как обращенный к тебе призыв твердо стоять в вере и приумножать наследие благочестивых предков, стоять на страже единства нашей Русской Православной Церкви.

       К этому призывается каждый епископ, ибо каждый епископ несет особую ответственность за единство Церкви нашей вне зависимости от того, есть ли в его жизни символические параллели, подобные тем, о которых только что было сказано. И все мы вместе, епископат Церкви Русской, принимая на себя эту ответственность, всем делом своей жизни, а если нужно, то и смертью должны запечатлеть верность Христу, Его Церкви, единству Его наследия.
       Переходя в течение жизни от одних трудов к другим, мы всегда опираемся на ранее приобретенный опыт. Ты родился в православной семье, был воином, затем получил юридическое образование, и вот уже скоро 20 лет, как ты монах. В ограде церковной ты последовательно прошел послушания монастырского эконома, приходского священника, настоятеля храма, игумена обители. Тебя знают как проповедника и миссионера, духовника и преподавателя, организатора приходской жизни и исследователя подвига новомучеников и исповедников Российских. Убежден, что все полученные тобою навыки будут верным подспорьем и в твоем новом служении.
       Вступая на стезю епископства, всегда помни о том, что духовенство и прихожане ~ это люди, ближе которых у тебя отныне никого нет в целом свете, ибо только они твое духовное семейство, в котором ты поставлен быть главою.
       #]Будете иметь мир, растворяя действия власти терпением и любовью#&, ~ наставляет святитель Филарет, митрополит Московский. Умей же сочетать милосердие и попечительность со взыскательностью, мудрость и рассудительность с твердостью, доступность и братолюбие с достоинством своего сана. И всегда и во всем будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).
       В ставленническом слове при наречении тебя во епископа Городецкого и Ветлужского ты засвидетельствовал: #]Моя душа желала лишь одного ~ исполнить волю Бога, обращенную к иерархии Церкви: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19~20)#&. Во исполнение этого завета заботься о благоуспешном развитии церковной миссии, социального и благотворительного служения, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, об организации различных просветительских проектов, которые бы способствовали приобщению наших соотечественников к исконным традициям русского народа, нашей православной веры.
       Ныне ты отправляешься в предлежащий тебе трудный путь, и только Всеведущий Господь знает о том, какие радости и испытания тебя ждут. Неопустительно принося бескровную жертву святой евхаристии, творя неустанную молитву Господу и Пречистой Его Матери, проповедуя Евангелие Царствия, всегда памятуй о том, что сила Божия в немощи совершается. Уповай во всем на Христа, и Он, могущий уврачевать немощное и восполнить оскудевающее, подаст тебе силы и всё потребное для совершения трудов на архиерейском поприще.
       Прими жезл сей как символ твоей епископской власти и опору в твоем духовном восхождении и преподай архипастырское благословение народу Божиему, молитвенно соучаствовавшему в твоей хиротонии. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анатолий Иванович Анисимов) родился 14 января 1945 г. в Москве. Служил в рядах Вооруженных сил. В 1977 г. окончил Московский Всесоюзный юридический институт. Работал в Инюрколлегии, в Московском обкоме профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, в Художественном фонде РСФСР, был замначальника управления механизации треста #]Мострансстрой#&. Был женат. В 1987 г. принят в службу эконома Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 1990 г. в г. Иванове архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона (22 мая) и во пресвитера (2 августа). 19 ноября 1991 г. назначен настоятелем Казанского храма г. Иванова. С апреля 1993 г. по май 2007 г. служил в Преображенском кафедральном соборе г. Иванова. Преподавал в Иваново-Вознесенской духовной семинарии и Ивановском православном богословском институте. 5 сентября 1993 г. архиепископом Иваново-Вознесенским Амвросием пострижен в монашество с именем Августин в честь блаженного Августина, епископа Иппонийского. В 1995 г. возведен в сан игумена. В 2001 г. окончил Московскую духовную семинарию.
       Занимался миссионерской деятельностью в Иваново-Вознесенской епархии и за ее пределами. В 2007~2008 гг. преподавал в Ивановском институте повышения квалификации учителей для подготовки их к ведению курса #]Основы православной культуры#&. В 2007 г. вошел в состав комиссии по канонизации Иваново-Вознесенской епархии.
       Указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа от 15 октября 2008 г. почислен за штат с правом перехода в Нижегородскую епархию. В декабре 2008 г. назначен строителем восстанавливаемого Феодоровского мужского монастыря. Определением Священного Синода от 27 мая 2009 г. (журнал № 45) назначен наместником Феодоровского мужского монастыря в г. Городце Нижегородской обл. Являлся духовником Свято-Елизаветинского отделения сестер милосердия Нижегородского медицинского колледжа; духовным попечителем, лектором ~ консультантом кафедры международно-политических коммуникаций факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 7) избран епископом Городецким и Ветлужским.