|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 07-2012 |
СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА
Не рыдай Мене, Мати
Ведущая рубрики Ирина Языкова
Александр Соколов ~ (род. 1960 г.) окончил Московскую среднюю художественную школу имени В. Сурикова, затем отделение реставрации Строгановского училища. Начал работать как иконописец уже в начале 1980-х гг., в 1993 г. написал икону #]Неупиваемая Чаша#& для Серпуховского Высоцкого монастыря, которая прославилась как чудотворная. Соколов пишет иконы, создает стенные росписи, занимается мозаикой, резьбой по камню. Расписал десятки храмов в России, работал в Польше, Японии, Америке, на Кипре. Его иконы находятся в храмах и частных собраниях по всему миру.
Образ #]Не рыдай Мене, Мати#& относится к страстным и изображает Богородицу, оплакивающую Своего Божественного Сына, снятого с креста после распятия. Обнаженное тело Спасителя представлено на фоне креста и наполовину погруженным в гроб, глаза Его закрыты, руки сложены крест-накрест. Богородица обнимает Христа, нежно приникая к Его щеке. В композиции совершенно явственно возникает ассоциация с иконографией Умиление, в которой Богоматерь изображается ласкающей Христа-Младенца, здесь же Она обнимает тело умершего Сына. Однако сквозь интонацию печали и плача просвечивает свет надежды. Название иконы взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу: #]Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без Семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия#&. Песнопение это поется от имени Спасителя, Который утешает Свою Мать, говоря о Своем Воскресении, побеждающем смерть.
Александр Соколов, точно следуя древней иконографии, интерпретирует ее очень современно, прежде всего в эмоциональной окраске образа. Он наполняет изображение живым чувством и подвигает зрителя к сопереживанию: нежный лик Богородицы полон любви и страданий, на лике Спасителя также отражены боль и скорбь, но все эти эмоции поданы деликатно и тонко, не нарушая общей гармонии образа. |
Александр Соколов. Кон. 1980-х гг. Частное собрание |
Икона написана строго канонично и в то же время свободно, живописная разделка многослойная, с тонкими лессировками и легкими оживками. Сдержанность цветового решения соответствует страстной теме, но в иконе нет ничего мрачного, фон средника, написанный светлой желтой охрой, создает светоносную среду, а киноварные надписи дают мажорные акценты. Небольшая по размеру икона благодаря мастерству иконописца становится глубоким молитвенным образом.