ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Спасо-Бородинский монастырь ~ память о войне 1812 года

Елена Емченко

Теперь на Бородинском поле верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству они принесли себя в жертву Богу, приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших в сражении сынах России.
Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Воспоминания о Бородинском монастыре1

       Отечественная война 1812 года и главное событие этой войны ~ Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) ~ особая страница российской истории. Жертвенный героизм, отчаянная храбрость, безмерное мужество, благородство, стойкость, патриотизм солдат и офицеров русской армии, проявленные в этой битве, во все времена всегда вызывают чувство искренней гордости и восхищения. Вокруг событий такого масштаба и эмоционального напряжения, как правило, возникает большое количество мифов и легенд. Рассказы и воспоминания, записанные не только со слов очевидцев, но и существующие в устной традиции в течение нескольких десятилетий, содержат информацию, которую бывает трудно проверить. Вместе с тем именно эмоциональная сторона событий привлекает общественное внимание. Такой является и история Спасо-Бородинского монастыря: героическая смерть на поле сражения, любовь века, трагедия жены и матери, потерявшей любимого мужа и единственного сына, христианское смирение, бескорыстное служение Церкви и миру, наконец, забота о ближнем.
       Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным из всех, бывших до него. По последним подсчетам, российские войска 24~26 августа потеряли от 45 до 50 тысяч человек, а Великая армия ~ около 35 тысяч. В российской армии убиты и смертельно ранены четыре, ранены и контужены 23 генерала, в Великой армии убиты или умерли от ран 12 генералов, ранены один маршал и 38 генералов2.
       Самые ожесточенные бои развернулись на левом фланге российских войск, где находилась 2-я армия под командованием генерала Багратиона. После потери 24 августа (5 сентября) Шевардинского редута позиция левого фланга была уязвимой ~ здесь не было серьезных естественных препятствий и находилось меньше войск. Поэтому Наполеон именно на этом направлении сконцентрировал основные силы своей армии ~ корпуса Даву, Нея, Жюно и императорской гвардии. Около 90% сил неприятеля было сосредоточено против левого фланга российской армии3. Около шести часов утра началась первая атака на Багратионовы флеши в районе Семеновских высот. Один из французских офицеров впоследствии вспоминал: #]Вся местность перед флешами была завалена телами французов, а сами флеши и местность позади них ~ телами русских. На этом пункте русские переходили несколько раз в наступление. Тела убитых затрудняли движение сражающихся, они ходили по крови, которую насыщенная земля отказывалась поглощать#&4.
       Во время одной из контратак совершает свой знаменитый подвиг молодой генерал Александр Тучков IV (3 июля 1777 ~ 26 августа 1812). Посланные против дивизии Разу, захватившей северные и восточные флеши, солдаты Ревельского полка из-за сильного огня неприятеля замедлили шаг и остановились. И тогда Тучков выхватил знамя у знаменосца и бросился с ним вперед, увлекая за собой всю бригаду. Неприятель был выбит из укреплений. Однако Тучков, оказавшись под градом французской картечи и ядер, погиб. После сражения тело генерал-майора Тучкова не было найдено5.

Генерал-майор Александр Тучков IV

       Александр был младшим из пяти сыновей генерала, инженера, действительного тайного советника Алексея Васильевича Тучкова (1729~1799). Все сыновья были генералами, из них Николай, Павел, Сергей и Александр участвовали в войне 1812 года. В Бородинском сражении погиб не только Александр, или, как его называли, Тучков IV, но и его старший брат Николай ~ Тучков I. Лично возглавив контратаку Павловских гренадер на Утицкий курган, он был смертельно ранен. Павел, Тучков III, прикрывая отход российской армии 7 августа под Смоленском, лично повел в штыковую контратаку Екатеринославский гренадерский полк. Когда под ним убили лошадь, встал с ружьем в ряды головного взвода и в рукопашном бою получил штыковое и сабельное ранения. После чего он попал в плен, в котором находился до 1814 года. Сергей, Тучков II, служил в Дунайской армии и принял участие в сражении на Березине. Алексей Алексеевич Тучков находился в отставке и занимался формированием ополчения.
       С этой замечательной семьей связана и история основания Спасо-Бородинского монастыря. Вдова Александра Тучкова IV Маргарита Михайловна (1781~1852), урожденная Нарышкина, горячо любила своего мужа. После свадьбы в 1806 году, испросив разрешения у императора, она сопровождала мужа в его военных походах, стойко перенося все трудности военной жизни. В 1812 году, имея на руках годовалого сына Николая (родился 6 апреля 1811 года), Маргарита Михайловна проводила мужа до Смоленска, а затем отправилась в костромское имение к родителям. 1 сентября 1812 года брат Маргариты Михайловны Кирилл Михайлович Нарышкин (1785~1857), участвовавший в Бородинском сражении6, привез ей страшную весть о гибели мужа.
       17 октября наполеоновская армия оставила Можайск, и появилась возможность начать захоронение убитых в сражении. Жители близлежащих деревень, сел и соседних волостей по #]повестке от земского суда#& #]вышли с шестами, топорами и вилами на Бородинское поле#&. Работа не прекращалась ни днем ни ночью. Одну из таких ночей описал Федор Глинка (1786~1880), автор #]Очерков Бородинского сражения#&, #]Писем русского офицера#& и других произведений, связанных с историей войны 1812 года и заграничных походов: #]Длинные ряды костров из сухого хвороста и смольчатых дров трещали на берегах Стонца, Огника и Колочи. Люди с почерневшими от копоти лицами, в грязных лохмотьях, с огромными крючьями, валили без разбора тела убиенных на эти огромные костры... И горели эти тела, и густые облака тучного беловатого дыма носились над полем Бородинским#& 7.
       В конце октября на 52-й день после битвы Маргарита Михайловна отправилась на Бородинское поле, с тем чтобы найти останки мужа. В это время она не знала, в каком месте на поле сражения он погиб. В 1848 году о пережитом она рассказала писателю Андрею Муравьеву: #]Напрасно несколько недель после сражения обежала я со старцем Можайского монастыря Иоасафом всё побоище, когда еще не зажигались на нем страшные костры для сожжения всех его трупов. Отчаяние мне придавало силы; быстро прошла я всё пространство от селения Бородино до Колоцкого монастыря и даже не почувствовала усталости десятиверстного пути. Нельзя было без ужаса смотреть на курган Раевского и Семеновские батареи, где теперь стоит обитель: то были поистине горы человеческих тел#& 8.
       Не найдя останков своего мужа, Маргарита Михайловна еще очень долго не могла смириться с #]печальной истиной#&, как она писала в дневниковой записи, обращенной к маленькому сыну в 1817 году9. Продолжала верить в то, что муж жив, мог попасть в плен.
       Окончательно убедившись в гибели супруга, Маргарита Михайловна решает основать храм на месте его гибели ~ на средней флеши Семеновских укреплений. От генерала графа Петра Петровича Коновницына (1764~1822), героя войны 1812 года и свидетеля гибели ее мужа, она получила письмо и карту, на которой было обозначено место его гибели10. Бригада Александра Тучкова находилась в составе 3-й пехотной дивизии Петра Коновницына.

Место гибели генерал-майора Александра Тучкова IV

       25 сентября 1816 года она обратилась с письмом к императору Александру I: #]Потеряв обожаемого супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. Сия мысль беспрестанно умножает настоящую причину терзания моего, и ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой. Но я своих денег не имею, как 10 тыс. рублей. Денег моих столь малозначительно, что если Вы, Ваше Императорское Величество, не подадите мне руку помощи, я должна буду с прискорбием оставить намерение мое#& 11. В январе 1817 года она получила разрешение императора Александра I на сооружение церкви и 10 тыс. рублей, что составило половину необходимой суммы. Оформив землю, три десятины земли, под постройку храма и получив храмозданную грамоту от Дмитровского архиепископа Августина (Виноградского), 30 апреля 1818 года Маргарита Михайловна заложила церковь, а уже 26 августа 1820 года, в восьмую годовщину Бородинской битвы, иеромонах Лужицкого монастыря Иоасаф освятил храм во имя Всемилостивейшего Спаса.
       Внутри храма, выполненного в стиле ампир по проекту архитектора Доменико Жилярди12, слева был установлен белый мраморный крест над символической могилой генерала Тучкова с надписью #]Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного#&13. В церкви была помещена полковая икона Ревельского полка, шефом которого был Александр Тучков, ~ Нерукотворный Образ Спасителя. Икона была в числе церковной полковой утвари, которую Александр Тучков перед расставанием с женой оставил на сохранение у нее. Уже после того как Ревельский полк был заново сформирован, Маргарита Михайловна возвратила церковную полковую утварь, но попросила разрешения оставить икону Нерукотворного Спаса, перед которой она молилась вместе с мужем14.





       Архитектурные особенности храма свидетельствуют о том, что Тучкова изначально задумывала храм как монумент воинской славы. Историк архитектуры Андрей Чекмарев, установивший, что автором проекта Спасской церкви является Доменико Желярди, обратил внимание на проект в каталоге графики Доменико Жилярди под № 73: фасад и план небольшого купольного храма с четырехколонным портиком на главном фасаде. Изображенный на листе храм обнаруживает практически полное сходство с существующим в Спасо-Бородинском монастыре мавзолеем Тучкова, в том числе и в размерах. Но внесены в художественный образ знаковые корректировки в элементы декора. На проекте дорический фриз портика должны были украшать четыре скорбные маски, а по бокам от входа на стенах предполагались рельефы с погребальными урнами, перевитыми лентами. В осуществленном варианте погребальная тема в лепном декоре заменена на воинскую атрибутику: в простенках между колоннами, в том числе и над входом, появились композиции со щитами, мечами и знаменами. Место масок на фризе заняли головы херувимов, а по сторонам от портика на стенах появились рельефы с горящими факелами. Таким образом, главенствующая в изначальном замысле тема скорби была дополнена отчетливым напоминанием о военном триумфе15. У входа в храм установлены чугунные треножники-светильники, в основании которых лежат ядра ~ память о сражении. Так храм стал первым памятником погибшим на Бородинском поле.
       По благословению святителя Филарета (Дроздова) с 1829 года в Спасском храме ежедневно совершали богослужение иеромонахи Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря16.
       Еще занимаясь строительством храма, Маргарита Михайловна подолгу жила вместе с подрастающим сыном Николаем в небольшой сторожке, построенной рядом с будущим храмом в 1817 году. Когда сын подрос, он был записан в Пажеский корпус в Петербурге ~ одно из самых элитных военно-учебных заведений императорской России. Память о муже и подрастающий сын стали смыслом жизни для Маргариты Михайловны. #]Ты много обещаешь#&, ~ обращалась она к сыну: #]Да поможет мне небесное милосердие воспитать в твоем сердце все добродетели твоего отца. Твой отец! При этом имени всё существо мое потрясается. Ты не знаешь, милое дитя мое, что мы потеряли в нем и сколько страдает твоя мать с тех пор, как лишилась этого друга своего сердца#&17. 16 октября 1826 года неожиданно умирает горячо любимый сын, которому исполнилось всего 15 лет. Убитая горем мать хоронит его в склепе Спасской церкви. Параллельно мраморному кресту, символической могиле мужа, лежит плита, на которой начертаны слова: #]Се аз, Господи, отрок Николай#&18. По воспоминаниям современников, войдя в храм вслед за гробом единственного сына, Маргарита произнесла слова #]Се аз, Господи, и чадо, еже ми дал еси!#& (Ис. 8, 18)19
       Маргарита Михайловна не могла смириться с постигшей ее чередой несчастий: смерть сына, отца Михаила Петровича Нарышкина (1753~1825), ссылка в Сибирь младшего брата декабриста Михаила Нарышкина (1798~1863). Автор жизнеописания Тучковой Екатерина Владимировна Новосильцева (псевдоним ~ Т. Толычева), основываясь на семейных преданиях, пишет, что она в надежде облегчить свои страдания обращалась за утешительным словом к людям, отрекшимся от мира, и однажды приехала к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Она пришла к нему в тот момент, когда с ним прощалась пожилая женщина с тремя молодыми людьми. Когда они вышли, митрополит сказал: #]Тоже бородинская вдова и ее сироты#&. #]Три сына! А у меня всё отнято#&, ~ воскликнула Маргарита Михайловна. Митрополит отвечал: #]Вероятно, она более Вас заслужила своею покорностью милость Божию#&. #]Маргарита Михайловна не отозвалась и рыдала, прислонясь к стене. Молчание продолжалось несколько минут. Наконец, она вышла из комнаты, спустилась с лестницы и села в карету#&. Дома заперлась в спальне и приказала никого не принимать. Через час к ее дому подъехал митрополит Филарет. Маргарита Михайловна вышла к нему навстречу в гостиной. #]Я оскорбил Вас жестким словом, Маргарита Михайловна, и приехал просить у Вас прощения#&. Эти слова положили начало искренней дружбе между ними20. Митрополит Филарет стал духовным наставником не только для Маргариты Михайловны, но и для ее общины, а затем монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма митрополита к ней, первое из которых датировано 22 февраля 1828 года, а последнее ~ 18 апреля 1852 года, когда игумении Марии оставалось десять дней земной жизни21. Недаром одной из первых построек в будущем монастыре станет церковь во имя праведного Филарета.
       Маргарита Михайловна Тучкова постоянно стала жить в доме при Спасской церкви. О своей жизни она писала своей подруге: #]Не могу сообщить никаких подробностей о себе; день походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы ~ ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь ~ вот мое упование, тем и кончу!#&22 Именно в этот тяжелый период Маргариты Михайловны митрополит Филарет помогает ей найти путь к новой жизни: #]Два года мучительной, отчаянной скорби ~ довольная жертва миру и плоти. Не дивитесь сему названию: и плач святых о временном лишении не назван благоприятною жертвою Богу, а наше продолжительное и тяжкое сетование не только богоугодно, но даже бывает грешно... Супруг Ваш ~ с мучениками, сын ~ с девственниками. Вас Господь ведет тем и другим путем, чтобы соделать участницей той и другой радости... Не грешно мыслить, что, может быть, Вы избраны орудием для утешения тысячи страждущих#& 23.
       Первоначально Маргарита Михайловна при Спасской церкви намеревалась устроить маленькую богадельню для шести инвалидов ~ участников Отечественной войны. Она приютила одного инвалида ~ дворянина Горленко, у которого на Бородинском поле погибли два сына. Кроме него в ее #]сторожке#& в качестве сторожа жил и старый солдат Евграф Федоров, дядька Николая Тучкова24.
       Постепенно к ней начали съезжаться вдовы погибших при Бородине воинов, желавших удалиться от мира, появились огороды, начали строиться домики. Собралась небольшая община, которая 4 марта 1833 года получила статус #]женского Богоугодного общежительного заведения для лиц женского пола, кои быв обременены нуждами, скорбями, бедствиями и суетою жизни, желают обрести убежище, в котором бы при удовлетворении необходимым потребностям жизни, могли проводить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии, чистоте и смирении#&. Для созданной общины митрополит Филарет передал #]Правила#&, которые он составил в 1820 году для Аносинской Борисоглебской общины, основанной княгиней Евдокией Николаевной Мещерской и преобразованной в монастырь в 1823 году. Однако в #]Правилах#& Бородинского общежительного заведения была определена #]особенная обязанность пребывающих в сем общежитии#&, а именно #]приносить молитвы за благочестивейших государей: почившего в Бозе императора Александра Первого, Высочайшим благоволением и пособием положившего основание храму сего места, за благополучно царствующего императора Николая Павловича благоволительно утвердившего существование сего заведения и за православных вождей и воинов, которые в сих местах за веру, государя и отечество на брани живот свой положили в лето 1812 года#&. По #]Правилам#& общежитие состояло из двадцати сестер и #]некотораго числа новоначальных, принимаемых для испытания и усмотрения#&25.
       4 июля 1836 года в Троице-Сергиевой лавре Маргарита Михайловна Тучкова по благословению митрополита Московского Филарета приняла постриг в рясофор с именем Мелания.
       В начале 1838 года община была преобразована во второклассный монастырь. В указе, подписанном 1 января императором Николаем I, о преобразовании общины в монастырь отмечалось, что #]место навсегда достопамятное в Отечественной истории событиями 1812 года с особенным приличием может быть ознаменовано учреждением обители монашествующих, в которой бы всегда приносились молитвы о душах православных Россиян, на брани за веру, царя и Отечество живот свой положивших...#& Был расписан штат монастыря: настоятельница, казначея, 20 монахинь и соответствующее число послушниц, для богослужения ~ один священник, диакон на пономарской вакансии и один дьяк. Император Николай I пожертвовал 25 тыс. рублей на благоустройство Спасо-Бородинского монастыря. К уже приобретенным Маргаритой Михайловной к этому времени восьми десятинам дополнительно были отведены казенные участки земли и леса26. На нужды обители Тучкова тратила свои личные средства: генеральскую пенсию, оброк с крестьян в своем тульском имении, которых она освободила и даровала им права вольных хлебопашцев; продала половину имения в Ярославской губернии за 20 тыс. рублей, проценты от которых также шли на нужды монастыря27.
       С конца 30-х годов XIX века началось активное строительство: были возведены стены, колокольня, каменные келейные корпуса с трапезной и теплой церковью во имя святого праведного Филарета Милостивого, небесного покровителя Московского митрополита. Сохранилось #]Слово#& митрополита Филарета на освящении храма (23 июля 1839 года): #]Добрая была мысль ~ посвятить храм Богу на месте, где столь многие тысячи подвизавшихся за Веру, Царя и Отечество положили временную жизнь в надежде воспринять вечную... за свой подвиг, паче других усопших, достойны они получить помощь#& #]церковных молитв#&. #]Мысль обитать здесь родилась, может быть, в недрах частной, семейственной печали. Что нужды? Довольно на первый раз, если печаль сия принесена Богу, и в Нем взыскано утешение...#& #]Не усомнимся признать дело Божия Проведения в том, что без искания нашлись желающие обитать на сем месте, когда оно было пусто, не утверждено никаким постановлением, ни чем не обеспечено, что сии люди вошли в общество, которое не было еще учреждено, предали себя в послушание, когда еще не было власти; что сие новое жительство было потом утверждено церковным благословением и Державною волею под необычайным дотоле наименованием Богоугодного Общежития, а наконец возведено и в чин обителей монашествующих...#&28
       26 августа 1839 года, когда исполнилась 25-я годовщина вступления русских войск в Париж, на Бородинском поле на месте батареи Раевского был установлен 27-метровый монумент героям Бородина. У подножия памятника был перезахоронен прах Петра Ивановича Багратиона. На организованных торжествах присутствовал император Николай I. Перед памятником было приготовлено место для богослужения и для ветеранов Бородинского сражения, среди которых по приглашению императора находилась и Маргарита Михайловна29. По преданию, стоя рядом с Маргаритой Михайловной, император обратился к иностранным гостям по-французски: #]Вот почтенная вдова храброго генерала Тучкова; она предупредила меня, воздвигнув здесь бессмертный памятник#&30. Современный исследователь рода Нарышкиных Александр Нарышкин приводит другую версию событий. Император 26 августа во время торжества посетил келью игумении, сказав ей: #]Мы поставили памятник чугунный, а вы предупредили нас, поставив бессмертный христианский памятник#&31. Сама Маргарита Михайловна спустя несколько лет в письмах к монахине Серафиме вспоминала, #]Государь, быв у меня в убогой моей келье, обещался не оставить место, которое он назвал Государственным#&32. Существует также предание о том, что во время встречи с императором Маргарита Михайловна обратилась с просьбой #]простить брата#&33. 25 сентября 1844 года Михаил Нарышкин был уволен от службы на Кавказе, куда он был сослан рядовым, с обязательством безвыездно жить в селе Высоком Тульского уезда.
       Каждый год 26 августа Маргарита Михайловна стала приглашать на панихиду в Спасский храм духовенство окрестных сел для соборного поминовения всех воинов, погибших в Бородинской битве. Затем постепенно был утвержден крестный ход по полю от Багратионовых флешей до батареи Раевского34.

Игумения Мария (Тучкова)

       28 июня 1840 года в Троице-Сергиевой лавре Маргарита Михайловна была пострижена в мантию с именем Мария. На следующий день при поставлении Тучковой в игумении митрополит Филарет совершил особый обряд посвящения ее в чин диакониссы и тем самым продемонстрировал свое желание возродить это забытое древнее служение. Вот как описывает сама Маргарита Михайловна переживаемые ею события в сохранившемся письме к сестрам монастыря: #]После целования святых мощей я пала в ноги Отцу-Владыке ~ и осталась на всю ночь в соборе в одной свитке и на босу ногу, как была. На другой день меня посвятили в Игумении, и посвящали как в диакона ~ #%Повели, повели, и Акциос, акциос!#! ~ Подавала блюдо для омовения и полотенце на плеча обыкновенно, посох дали и все тут ~ #%Паси овцы моя!#!#&35 Императорская семья сохраняла постоянное общение с монастырем и с игуменией. 20 декабря 1840 года игумения Мария была приглашена императором в Петербург, с тем чтобы быть восприемницею супруги наследника Александра Николаевича, позднее императрицы Марии Александровны. До совершения обряда миропомазания в присутствии духовника она объясняла православное учение цесаревне на французском и немецком языках. Затем вела переписку с ней до своей смерти. С наследником престола Маргарита Михайловна познакомилась еще в июле 1837 года, когда великий князь Александр Николаевич посетил Бородинское поле, беседовал с нею и присутствовал на панихиде по погибшим воинам и молебне за спасение России36. В 1848 году игумения Мария присутствовала при обряде миропомазания невесты великого князя Константина Николаевича принцессы Александры Альтенбургской37.
       В начале 1840-х годов игумения Мария задумалась о построении нового храма. С просьбой о помощи в строительстве этого храма она обратилась к императору Николаю I еще 8 марта 1844 года, попросив 50 тысяч рублей серебром. В 1846 году она жаловалась монахине Серафиме: #]Все до последняго, суть бедная Вдовья лепта. Я выпросила у добраго нашего Царя мою пенсию в вечную пользу монастыря и ту святейший синод обратил в окладную сумму, чтобы не слишком обогатить нас, давая сверх милости выпрошенной мною в пользу бедных сестер числом 140, от себя особенный оклад. И вот как к сердцу приимают то, что называют общественным. И тьма положивших здесь живот за Веру и Отечество. Неужели нет оставших родственников?.. Нет! Никого кто бы явил помощь! Я же и душу отдала... но и та бедная душонка, мало от меня прибыли! Да будет воля Божия! Будем рыть пещеры, чтоб иметь, где жить#&38. При содействии великой княгини Марии Николаевны был #]высочайше#& утвержден проект пятиглавого собора архитектора Михаила Быковского во имя Владимирской иконы Божией Матери. Однако строительство должно было осуществляться из средств монастыря39. Как только появились первые благотворители в 1851 году, еще при жизни игумении Марии, состоялась его закладка. Игумения Мария умерла 29 апреля 1852 года и была похоронена в склепе Спасской церкви.
       Владимирский храм был освящен 5 сентября 1859 года при сменившей игумению Марию игумении Сергии (в миру княгиня Софья Васильевна Волконская). Как и Спасский собор, он был связан с Бородинским сражением, которое началось 26 августа ~ в день празднования в честь Владимирской иконы. Сохранилось описание убранства храма: слева от Царских врат находился образ Владимирской иконы Божией Матери, украшенный бриллиантовыми крестами, пожалованными Маргарите Михайловне императрицей Марией Федоровной. Справа ~ образ Тихвинской Божией Матери в богатой золоченой ризе неизвестного жертвователя. На правой стороне, на аналое ~ икона Владимирской Божией Матери в большом серебряном окладе, принесенная в дар обители одним из участников Бородинского сражения, на левой стороне ~ образ Иверской иконы Божией Матери, которым игумения Мария благословила при миропомазании юную цесаревну Марию Александровну в 1840 году. Эта икона по завещанию императрицы была возвращена в обитель.
       При настоятельнице схиигумении Алексии в 1874 году закончилось сооружение трапезной церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенной на средства императора Александра II по проекту неизвестного архитектора (предположительно Михаила Быковского). Это храм также был связан с Бородинской битвой. 11 сентября (по новому стилю), в день памяти Усекновения главы Пророка и Крестителя Господня, Русская Православная Церковь чтит память всех воинов, павших на полях сражений. На втором этаже была трапезная, на первом этаже располагалась монастырская кухня, а в одноэтажной пристройке ~ хлебная палата40.
       В конце XIX века были сооружены новые келейные корпуса. Помимо молитвы насельницы занимались иконописанием, переплетом книг, шитьем, покраской холста и сукна, выпекали по особому монастырскому рецепту знаменитый бородинский хлеб. При монастыре действовали гостиница, богадельня, больница, за стенами монастыря с 1901 года ~ церковноприходская школа.
       Монастырь помогал путешественникам, желающим осмотреть Бородинское поле. Из путеводителя Николая Оболешева 1902 года следует, что лучший пункт для ночлега на Бородинском поле ~ #]странноприимный дом при Спасо-Бородинском монастыре, где, благодаря любезности и вниманию сестер-монахинь, можно получить, за скромную плату, чистую комнату и свежие молочные продукты, яйца и хлеб#&. В гостинице монастыря останавливался в сентябре 1867 года Лев Николаевич Толстой. В 1912 году в ходе подготовки к празднованию 100-летия Бородинской битвы были восстановлены флеши на территории монастыря и около него. Монастырь выразил готовность #]взять на себя охранение и поддержание флешей в таком виде, в каком они будут сданы монастырю военным ведомством по восстановлении их#&41. 25 августа 1912 года Спасо-Бородинский монастырь посетил император Николай II с семьей и потомки Тучковых и Коновницыных.
       По воспоминаниям монахини Мелании (Барановой), в 20-х годах XX века в монастыре жили около 270 сестер. 26 февраля 1929 года Бородинский монастырь был закрыт, здания переданы коммуне им. Климента Ворошилова. Сестры монастыря поселились в городе Можайске и окрестных селах. В ноябре 1930 года была арестована последняя игумения монастыря Лидия. После окончания шестилетнего заключения она уехала на родину, где и скончалась. В 1931 году были арестованы 25 монахинь Спасо-Бородинского монастыря и приговорены к различным срокам заключения42. С 30-х годов XX века помещения обители занимали школа, общежитие, военный госпиталь, турбаза. Владимирский собор был приспособлен под кузницу, в Спасской церкви размещались мастерские. Убранство церквей было уничтожено. Склеп подвергся варварскому разрушению: останки игумении Марии (Тучковой) и ее сына были выброшены из склепа. Только в 1962 году, накануне 150-летия Отечественной войны 1812 года, несколько энтузиастов расчистили склеп, установили на прежних местах новые гробы, собрав сохранившиеся останки усопших43. В 1932 году был разрушен и памятник на батарее Раевского (архитектор Антоний Адамини), разорена могила Багратиона. Заново монумент был восстановлен в 1987 году; тогда же были перезахоронены останки Багратиона44.
       С 1970-х годов по инициативе Бородинского военно-исторического музея-заповедника в монастыре начали проводиться реставрационные работы.
       Сейчас монастырь передан Русской Православной Церкви. В обители ежегодно 8 сентября, в День воинской славы, после Литургии во Владимирском соборе совершается крестный ход к главному монументу Бородинского поля на месте батареи Раевского, где служатся благодарственный молебен и заупокойная лития. В Бородинском монастыре особо почитается святитель Филарет Московский, частица мощей которого находится в алтаре Владимирского храма, также 12 мая чтится память игумении Марии (Тучковой). В стенах обители, как и прежде, идет неусыпаемое поминовение воинов, погибших в 1812 году. К их именам добавились имена солдат и офицеров, погибших в 1941~1945 годах. Спасо-Бородинский монастырь снова стал местом молитвы о защитниках Отечества.

ПРИМЕЧАНИЯ:

       1 Се аз, Господи, игумения Мария. М., 2006. С. 111~112.
       2 Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. М., 2004. С. 91~92.
       3 Там же. С. 84.
       4 Цит. по книге: Бородино. М., 1987. С. 128.
       5 Отечественная война 1812 года. С. 86.
       6 Кирилл Михайлович Нарышкин (1785~1857) ~ участник войны 1812 года и заграничных походов. См.: Нарышкин А.К. В родстве с Петром Великим. Нарышкины в истории России. М., 2005. С. 451~462.
       7 Глинка Ф.Н. Очерки Бородинского сражения (воспоминания о 1812 годе). Смоленск, 2008. С. 84~85.
       8 Цит. по: Смирнов А. Вечная любовь Маргариты Тучковой // Наука и религия. М., 1990. № 8. С. 24~27.
       9 Толычева Т. Спасо-Бородинский монастырь и его основательница. М., 1875. С. 31~34.
       10 Письмо П.П. Коновницына М.М. Тучковой // Се аз, Господи, игумения Мария. М., 2006. С. 69~70. Письмо датировано 10 января 1817 г.
       11 Письма М.М. Тучковой императору Александру I и А.А. Аракчееву // Там же. С. 67~68.
       12 Чекмарев А.В. Два ранее неизвестных мавзолея Доменико Жилярди // Материалы научно-практической конференции МАРХИ #]Наука, образование и экспериментальное проектирование#& 9~13 апреля 2012 года. История архитектуры и градостроительства. Тезисы докладов секции № 4. М.,2012. С. 27~32.
       13 Елизавета Шахова пишет о гранитном кресте. См: Шахова Е. Памятные записки о жизни игумении Марии, основательницы Спасо-Бородинского монастыря, в миру Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной). СПб., 1865. С. 22.
       14 Письмо П.П. Коновницына М.М. Тучковой // Се аз, Господи, игумения Мария. С. 70.
       15 Чекмарев А.В. Указ. соч.
       16 Из резолюции митрополита Филарета. Положение о Спасской церкви, что на Бородинском поле // Се аз, Господи, игумения Мария. Положение датировано 16 июня 1829 г.
       17 Толычева Т. Указ. соч. С. 30~34.
       18 Подвижницы Спасо-Бородинского монастыря. Можайск, 1994. С. 139.
       19 Шахова Е. Указ. соч. С. 26; Толычева Т. Указ. соч. С. 34.
       20 Толычева Т. Указ. соч. С. 35~36.
       21 Письма святителя Филарета Московского к игумении Марии (Тучковой). Спасо-Бородинский монастырь, 2003.
       22 Нарышкин А.К. Указ. соч. С. 496; Толычева Т. Указ. соч. С. 28.
       23 Письма святителя Филарета Московского к игумении Марии (Тучковой). С. 15~16.
       24 Шахова Е. Указ. соч. С. 29~30.
       25 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Ед. хр. 703. Л. 1~4. Опубл.: Се аз, Господи, игумения Мария. С. 81~83.
       26 Эти земли в количестве 50 десятин так и не были оформлены. См.: Письмо игумении Марии монахине Серафиме // Там же. С. 99.
       27 Доклад Святейшего Синода императору Николаю I // Там же. С. 86~89.
       28 Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. М., 1882. Т. 4.1836~1848. С.106~107.
       29 Донесение митрополита Филарета Святейшему Правительствующему Синоду // Се аз, Господи, игумения Мария. С. 91.
       30 Шахова Е. Указ. соч. С. 51~52; Толычева Т. Указ. соч. С. 65.
       31 Нарышкин А.К. Указ. соч. С. 499.
       32 Письмо игумении Марии монахине Серафиме // Се аз, Господи, игумения Мария. С. 99.
       33 Толычева Т. Указ. соч. С. 68.
       34 Муравьев А.Н. Бородино//Се аз, Господи, игумения Мария. С. 113~124.
       35 Игумения Мария (Тучкова) сестрам Спасо-Бородинского монастыря // Там же. С. 93~94; см. также: Паглазова Н. Святитель Филарет Московский и две попытки восстановления чина дьяконисс в Русской Церкви его времени //Личность в Церкви и обществе: Материалы международной научно-богословской конференции (Москва, 17~19 сентября 2001 г). М., 2003. С. 240~256.
       36 Шахова Е Указ. соч. С. 49; Нарышкин А.К. Указ. соч. С. 499.
       37 Шахова Е. Указ. соч. С. 82~90.
       38 Письмо игумении Марии монахине Серафиме // Се аз, Господи, игумения Мария. С. 99~100.
       39 Выписка из определения Святейшего Синода // Там же. С. 101~102.
       40 Семенищева Е.В. Наследие игумении Марии // Там же. С. 131; История монастыря на сайте Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника: http://www.borodino.ru.
       41 Подвижницы Спасо-Бородинского монастыря. Можайск. С. 147~150.
       42 Там же. С. 10, 120~121.
       43 Смирнов А. Указ. соч. С. 24~27.
       44 См.: Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. С. 79.




       Из Высочайше утвержденного доклада Св. Синода от 1 января 1838 г.
       О преобразовании Спасского женскаго общежития, учрежденная на Бородинском поле, в Спасский монастырь.
      
       При церкви каменнаго здания, во имя Христа Спасителя, в честь нерукотвореннаго образа Его построенной по Высочайшему соизволению и с пособием от щедрот блаженныя памяти Государя Императора Александра Перваго вдовою Генерал-Майора Тучковою, сперва приватно поселилась она с некоторыми лицами женскаго пола, а потом учреждено Спасо-Бородинское богоугодное женское общежитие, с целию доставить мирное и душеполезное убежище обремененным нуждами, скорбями и суетою жизни 20 женским лицам, с каковою целию даны сему учреждению правила, определяющие общежительный порядок и управлению с руководством в жизни богоугодной.
       Синод признает, что место навсегда достопамятное в отечественной истории событиями 1812 года, с особенным приличием может быть ознаменовано учреждением обители монашествующих, в которой бы всегда приносились молитвы о душах православных Россиян во брани за веру, Царя и отечество живот свой положивших; и потому полагает: Спасское женское общежитие на Бородинском поле преобразовать в Спасский общежительный женский монастырь, и оставить при правилах, даных в 1833 г.
       ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XIII. Отд. 1.1838.
       СПб., 1839-С. 1~2.

СПРАВКА

       Емченко Елена Борисовна ~ кандидат исторических наук, заведующая кафедрой отечественной истории и культуры в Московском государственном университете геодезии и картографии. Специалист в области древнерусской рукописной книжности, текстологии, истории церковных соборов, женских монастырей и монашества. Лауреат Макарьевской премии 1999 г. в номинации #]История Русской Православной Церкви#& за монографию #]Стоглав: исследование и текст#&.