ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2012

ПРАВА И ПРАВИЛА

Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Религиозные организации, осуществляющие социально ориентированную деятельность, могут получить финансовую, имущественную и др. поддержку государства. К примеру, в 2011 году победителем конкурсного отбора на предоставление субсидий из федерального бюджета стал Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению1, представивший программу работы ресурсного центра по социальному служению2. Предлагаемая вниманию наших читателей статья содержит подробные сведения о правилах получения субсидий из федерального и регионального бюджетов.

       Определение социально ориентированных некоммерческих организаций содержит ст. 31.1 Федерального закона #]О некоммерческих организациях#&, введенная Федеральным законом от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ3, о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
       Социально ориентированными являются некоммерческие организации при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:
       1) социальной поддержки и защиты граждан;
       2) подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
       3) оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
       4) охраны окружающей среды и защиты животных;
       5) охраны и в соответствии с установленными требованиями содержания объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
       6) оказания юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
       7) профилактики социально опасных форм поведения граждан;
       8) благотворительной деятельности, а также деятельности в области содействия благотворительности и добровольчества;
       9) деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействия указанной деятельности, а также содействия духовному развитию личности;
       10) других видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
       Религиозные организации и созданные ими некоммерческие организации (учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды, иные некоммерческие организации) являются СОНКО при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами вышеуказанных видов деятельности.
       Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать финансовую, имущественную, информационную, консультационную и др. поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе и религиозным СОНКО.
       В рамках реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ был принят ряд подзаконных актов.
       Постановлением правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 276 внесены изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации в части наделения данного министерства полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки СОНКО, а также по определению порядка ведения реестров СОНКО ~ получателей поддержки и ведению такого реестра.
      
       Реестры социально ориентированных некоммерческих организаций
       Приказ Минэкономразвития РФ от 17 мая 2011 года № 223 #]О ведении реестров СОНКО ~ получателей поддержки, хранения представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами#& 4 определяет порядок ведения реестров СОНКО ~ получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями. Основанием для включения организации в реестр получателей поддержки является решение органа государственной власти о ее предоставлении. Информация, содержащаяся в реестрах СОНКО ~ получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления и подлежит размещению на официальном сайте органа в сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня включения соответствующей информации в реестр.
      
       Правила предоставления субсидий
       Постановлением правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года № 713 #]О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям#&5 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки СОНКО, а также Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку СОНКО.
       В соответствии с этими правилами субсидии из федерального бюджета предоставляются СОНКО в целях реализации программ в области оказания информационной, консультационной и методической поддержки СОНКО по основным направлениям их деятельности; выявлению, обобщению и распространению лучшей практики реализации проектов СОНКО, в том числе посредством проведения конференций и семинаров; содействию привлечения СОНКО труда добровольцев (п. 2 Правил). В качестве приоритетных направлений оказания поддержки СОНКО указываются следующие:
       а) профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства (проекты в области профилактики отказов матерей от детей при их рождении, содействие устройству детей в семьи, поддержка семей в трудной жизненной ситуации, содействие социальной адаптации воспитанников детских домов и учреждений интернатного типа, содействие профилактике правонарушений несовершеннолетних, поддержки многодетных семей, неполных семей с двумя и более детьми и пр.);
       б) повышение качества жизни людей пожилого возраста (проекты в области оказания услуг социального обслуживания одиноких граждан пожилого возраста, социальной поддержки граждан пожилого возраста, помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания, содействия дополнительному образованию социализации и занятости граждан пожилого возраста);
       в) социальная адаптация инвалидов и их семей (проекты в области оказания услуг социального обслуживания инвалидов, содействие занятости инвалидов, поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, содействие развитию образования инвалидов);
       г) развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии(проекты в области создания и развития организаций дошкольного образования, детских и молодежных кружков, секций, проведения молодежных научных экспедиций, лагерей отдыха и пр.);
       д) развитие межнационального сотрудничества (проекты в области развития практики межнационального сотрудничества, обеспечивающей предупреждение возникновения и обострения межнациональной напряженности в обществе).
       Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что в 2011 году и на плановый период 2012 и 2013 годов Министерству экономического развития Российской Федерации дополнительно выделены средства в целях осуществления следующих мероприятий по поддержке СОНКО:
       ~ повышение квалификации работников СОНКО;
       ~ методическое обеспечение организации обучения работников СОНКОв образовательных учреждениях;
       ~ организация и сопровождение дистанционного обучения работников СОНКО;
       проведение организационных и учебно-методических семинаров;
       проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития СОНКО;
       ~ информационная поддержка реализации мероприятий по поддержке СОНКО.
       Социально ориентированные некоммерческие организации могут получить государственную поддержку:
       из средств федерального бюджета;
       из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
       В силу пункта 5 Правил предоставления субсидий субъекты Российской Федерации могут предоставить СОНКО не только финансовую, но также и имущественную поддержку в форме предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование.
       Субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам РФ на реализацию программ поддержки СОНКО на основании соглашения о предоставлении субсидии, ежегодно заключаемого Минэкономразвития с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
       Субсидии из федерального бюджета предоставляются социально ориентированным некоммерческим организациям по результатам конкурса, проводимого Минэкономразвития. Субсидии предоставляются прошедшим конкурсный отбор СОНКО в соответствии с соглашениями между Минэкономразвития и социально ориентированными некоммерческими организациями.
       Кроме того, Министерство экономического развития России разработало методические материалы по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с п. 3, пп. 3.2.1 Методических материалов субъекты Российской Федерации могут определить иные, помимо вышеуказанных, приоритетные направления и мероприятия, на реализацию которых будут предоставляться субсидии из региональных бюджетов.
       В соответствии с Методическими материалами порядок и условия конкурсного предоставления субсидий из региональных бюджетов должны предусматриваться региональными программами поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ. Такие программы были утверждены субъектами РФ в 2011 году.
       Согласно пп. 3.2.2 Методических материалов, в состав региональных программ поддержки СОНКО рекомендуется включать мероприятия, направленные на предоставление им в пользование нежилых помещений на долгосрочной (для размещения офиса) или краткосрочной (для проведения отдельных мероприятий) основе, в том числе безвозмездно или по льготным ставкам арендной платы, а также передачу в пользование движимого имущества.
       Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе утверждать перечни государственного имущества, которое может предоставляться социально ориентированным некоммерческим организациям на указанных условиях. Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования данных перечней, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) пользование включенного в них государственного имущества устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Инокиня Ксения (Чернега),
руководитель Юридической службы
Московской Патриархии

ПРИМЕЧАНИЯ:

       1 См.: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/socorientnoncomorg/doc20120216_013.
       2 http://diaconia.ru/webinars/.
       3 http://www.rg.ru/2010/04/07/nko-dok.html.
       4 www.rg.ru/2011/07/13/reestri-dok.html.
       5 www.rg.ru/2011/09/02/podderjka-dok.html.


       Из Правил предоставления субсидий
       Субсидии предоставляются по результатам конкурса, который осуществляется в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации.
       Критериями конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций являются:
       а) количество субъектов Российской Федерации, на территории которых были реализованы проекты, осуществляемые социально ориентированной некоммерческой организацией;
       б) соотношение затрат на осуществление программы и предполагаемого эффекта от ее реализации;
       в) наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
       г) наличие квалифицированного кадрового потенциала;
       д) объем дополнительного софинансирования программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников.

Утверждено Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 23 августа 2011 г. № 713