ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2012

СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА

Филермская икона Божией Матери

Ведущая рубрики Ирина Языкова

       Филипп Давыдов родился в 1975 г., выпускник Академии художеств, член Санкт-Петербургского союза художников, глава иконописной мастерской #]Живая традиция#&, преподаватель Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств, преподает также в Италии, США и Австралии. Его иконы и фрески находятся в храмах и частных собраниях России, Англии, Франции, Испании, Дании, Бельгии, Голландии, Италии и США.
      
       Филермская икона Божией Матери имеет яркую и интересную историю. По преданию образ написан евангелистом Лукой, а в V веке перенесен Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего, из Иерусалима в Константинополь. Здесь икону поместили во Влахернском храме, и она прославилась чудесами. В 1204 г. Константинополь подвергся разорению крестоносцами, и Филермская, как и многие другие святыни, была похищена. Она попадает в Палестину, к рыцарям ордена святого Иоанна Иерусалимского, которые по окончании крестовых походов переносят икону на Крит, затем на Родос, где в селении Филеримос для нее был выстроен храм (отсюда и название образа). Затем орден перемещается на о. Мальту (отсюда новое название ордена), где икона пребывала до конца XVIII в.
       В 1798 г. мальтийцы покидают Мальту, оккупированную армией Наполеона. Великий магистр ордена Гомпеш увозит с собой святыни ордена: десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворную Филермскую икону. Спасая священные реликвии, он перевозит их с места на место по всей Европе, пока не достигает России, где передает их императору Павлу I. После его убийства в 1801 г. мальтийские реликвии помещаются в домовый храм Зимнего дворца.
       После революции реликвии были тайно вывезены на Запад. Некоторое время они находились в православном соборе Берлина, но в 1932 г. епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского дворца. В 1941 г. король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил вывезли реликвии в Черногорский монастырь святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись до 1951 г., когда были изъяты коммунистическими властями и переданы в музей г. Цетинье. В 1993 г. Церкви удалось вызволить десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня, и ныне они хранятся в Цетинском Петровском монастыре. А Филермская икона осталась в музее.
       Иконография Филермской иконы необычна. По иконографическому типу ее можно отнести к сокращенному изводу #]Одигитрии#&, и хотя Божья Матерь изображается оплечно, наклон Ее головы позволяет видеть в этом знак молитвы и указания пути ко Христу. На древней иконе Богородица облачена в одежду, напоминающую рыцарский шлем и плащ, что появилось, безусловно, в период владения иконой крестоносцами. На иконе, написанной петербургским иконописцем Филиппом Давыдовым, Божья Матерь изображена в традиционном для православной иконографии красном мафории с золотым ассистом, и только мальтийские звезды на челе и плечах напоминают об историческом пути этой иконы.
       Лик Богородицы написан в греческой манере, как и греческая надпись #]Панагия Филермон#&, что возвращает нас к византийским корням образа, происходящего из Константинополя. При этом Филипп Давыдов очень современно строит композицию и колорит иконы, тонко сочетая два основных цвета ~ красный и золото, их горение, оттененное голубым цветом чепца и холодным серебром звезд, передает внутреннюю энергетику образа. Взгляд больших внимательных глаз Божьей Матери устремлен на зрителя, этим создается поле активного диалога со зрителем. Древнее и новое, каноническое и творческое весьма гармонично сочетаются в этой иконе.

Филипп Давыдов. 2007 г. Санкт-Петербург. Частное собрание