ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротония

Наречение и хиротония архимандрита Софрония (Баландина) во епископа Кинельского и Безенчукского

       15 июня в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Софрония (Баландина) во епископа Кинельского и Безенчукского. 17 июня за Божественной литургией в соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Софрония (Баландина) во епископа Кинельского и Безенчукского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Самарский и Сызранский Сергий; епископы Бронницкий Игнатий, Солнечногорский Сергий, Енисейский и Норильский Никодим, Уссурийский Иннокентий, Волгодонский и Сальский Корнилий, Благовещенский и Тындинский Лукиан, Орский и Гайский Ириней, Балашовский и Ртищевский Тарасий, Братский и Усть-Илимский Максимилиан, Покровский и Николаевский Пахомий, Амурский и Чегдомынский Николай, Боровичский и Пестовский Ефрем, Нарьян-Марский и Мезенский Иаков, Нефтекамский и Белебеевский Амвросий, Искитимский и Черепановский Лука, Каинский и Барабинский Феодосии, Каменский и Алапаевский Сергий, Канский и Богучанский Филарет, Бузулукский и Сорочинский Алексий, Урюпинский и Новоаннинский Елисей, Отрадненский и Похвистневский Никифор, Городецкий и Ветлужский Августин, Выксунский и Павловский Варнава, Муромский Нил, Лодейнопольский Мстислав, Людиновский Никита.



СЛОВО АРХИМАНДРИТА СОФРОНИЯ (БАЛАНДИНА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА КИНЕЛЬСКОГО И БЕЗЕНЧУКСКОГО

       Ваше Святейшество, Первосвятитель Православной Церкви Всероссийской, любящий и милостивый отец наш! Досточтимые архипастыри и богомудрые устроители Церкви Христовой!
       Всё существо мое пришло в трепет и смятение, когда поведано мне было решение Священного Синода об избрании меня, многогрешного, епископом Божиим. Бог и Отец наш, располагающий обстоятельствами, поставил меня ныне здесь пред вами, и аз со смирением, преклоняя волю свою пред волей Всевышнего, со страхом приемлю это назначение и вопреки ничесоже глаголю. Приемлю сие решение ваше как зов Христа к Себе на Голгофу. Беден и наг я делами богоугодными, потому не могу о себе похвалиться, токмо о немощех моих (2 Кор. 12, 5). Осознаю себя живым орудием Духа Божиего, действующего для созидания Тела Христова. Сердце и душа моя предстоят пред очами Божиими и побеждают всякое малодушие.
       Неожиданно для себя призван я Богом приступить к сему трудному и ответственному положению, но да совершится воля Господня на мне и благословит Он все дела мои. Аз же со страхом и трепетом обещаю пронести по всей жизни своей, яко сосуд священного елея, служение в епископском сане. Малейшее отступление от нравственного закона Господа Иисуса Христа должно вовлечь меня в вечную гибель, потому обещаю быть светом во всем, во всех своих поступках, помыслах, чтобы не оскорблять Божию святыню.
       В предстоящем служении своем буду не стыдиться оказывать внимание сиротам, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывать снисхождение к их немощам. Не затворятся двери сердца моего к людям, ищущим поддержки, в обращении с ними не позволю себе проявления черствости и нечуткости.
       Господь дает, Господь и спросит, потому буду всецело стремиться к оправданию доверия Его, ниспосланного через волеизъявление ваше. Примером для всех окружающих меня людей да будет всяческая обдуманность принимаемых мной решений, рассудительность, великодушие и зрелость каждого поступка и слова. Всецело стремлюсь больше дать от себя, но не просить для себя, укрепляю в себе точность во всяком делании, целеустремленность как главный стимул modus vivendi. Мысли и дела не должны расходиться между собой в таком ответственном положении. Я буду к этому стремиться, воспитывая сильный характер, чтобы меня никогда не покидала сила духа, всецело отдавая себя делу, на которое призывает меня Господь.
       Верю, что всё совершается по воле Божией. Потому буду со всяким мужеством переживать всё, что выпадет на пути моей жизни, до конца исповедуя и призывая всех вверенных мне чад к истине Христовой и жизни по Богом данному закону.
       Как и в начале своего слова, скажу, что восхождение на кафедру епископскую есть приближение к голгофе. Но голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без голгофы нет воскресения.
       И я, немощный, посему со светлым о Господе лицом приступаю к великому служению, обещая в правде и истине, смирении и покорности Вам, Ваше Святейшество, пронести достойно звание епископа Церкви Христовой в условиях нынешнего времени, да не постыжусь на великом и страшном суде Христовом за дела и поступки свои.
       Благословите меня, Ваше Святейшество, и помолитесь обо мне, недостойном.



СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ СОФРОНИЮ

       Преосвященный епископ Софроний!
       Ныне, в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, за Божественной литургией, совершенной в этом прекрасном новоосвященном храме в Переделкине, по молитвам Церкви Христовой через преемников апостолов на тебя снизошла благодать Всесвятого Духа. Сим тайнодействием ты сопричтен к сонму епископов, а это значит, что тебе дарована высшая иерархическая власть вкупе с великой ответственностью за вверяемый церковный удел.
       Промыслом Божиим, избранием и искусом Священного Синода на тебя возложен крест архипастырского служения в новообразованной Кинельско-Безенчукской епархии, входящей в состав Самарской митрополии.
       Сегодня во время чина поставления во епископа, исповедуя православную веру, ты принародно обещал соблюдать каноны святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и правила святых отцов, хранить неизменно уставы и чины Православной Церкви, повиноваться Первоиерарху, быть в согласии со всеми архиереями, в страхе Божием и с отеческой любовью управлять вверенной тебе Господом паствой (Чинопоследование рукоположения во епископа). Да запечатлеются в сердце твоем эти слова, дабы предстоящее служение было душеспасительно, полезно, исполнено отеческой заботы о вручаемом тебе словесном стаде.
       Как правящий архиерей ты должен будешь с ревностью отстаивать православие, беречь богозаповеданное церковное единство, неослабным попечением воодушевлять священнослужителей, личным примером благочестия поддерживать в народе живую и действенную веру. Нелегок сей жребий, но знай, что Подавший труды подаст и силы. А посему со смирением и дерзновением, возлагая упование на Господа и Его Пречистую Матерь, гряди к пастве своей, с тем чтобы усердно поработать на ниве Христовой.
       Кинельская епархия образована недавно, но церковноприходская жизнь в Среднем Поволжье активно развивалась в прежние годы под руководством митрополита Сергия. Тебе предстоит продолжить и приумножить его труды, дабы семена веры, падающие на возделанную почву людских сердец, во благовременье приносили сторичный плод, тот самый плод красный спасительного сеяния, который земля Российская приносит Господу со времени Крещения Руси и доныне (Тропарь всем святым, в земле Российской просиявшим).
       Этот сонм святых с нами, с нами их молитвы и духовная поддержка. Они уподобились тем, которые, как мы слышали сегодня в апостольском чтении, верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11, 33–38). Вот пример стойкости и верности Христу даже до смерти. Нам ли бояться нынешних нападок и клеветы на Церковь Божию? Нам ли устрашаться демонов немощных дерзостей и козней их слуг?
       Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12, 1–2).
       В наше время, когда секулярным обществом навязываются всевозможные лжеучения и суеверия, когда предпринимаются попытки размыть границы между добром и злом, когда пропагандируется лицемерно оправданные соблазны и потребительский образ жизни, особенно необходимо воспитывать в себе и в пасомых такие качества, как духовная зоркость и рассудительность, бдительность и ответственность.
       Сегодня Русская Православная Церковь, используя новые возможности для осуществления своей спасительной миссии, возвышает свой голос в защиту вечных истин и непреходящих нравственных ценностей, свидетельствует о правде Божией даже тогда, когда эта правда многим мешает жить в привычном комфорте греха и наслаждений. Вот почему, развивая сотрудничество со светской властью и общественными организациями, занимаясь социальным служением и благотворительностью, окормляя военнослужащих и членов их семей, участвуя в воспитании и просвещении подрастающего поколения, Церковь в первую очередь призвана благовествовать ближним и дальним о Христе, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).
       Ключ к ответам на все вызовы и противоречия мира сего – в нашем твердом стоянии в евангельской истине, следовании святоотеческой традиции, пребывании в мире и единомыслии. При этом главным в жизни каждого христианина, входящего в церковную общину, должно быть евхаристическое соучастие в Божественной литургии, в святых таинствах и в общей церковной молитве. Тебе надлежит делать всё возможное, для того чтобы народ ясно понимал, что Церковь – это ковчег спасения, та мощная духовная скрепа, которая удерживает общество от нравственной деградации, от сползания к пропасти греха и вседозволенности, могущей привести человека к духовной и даже физической гибели. Посему учи и наставляй вверенную тебе паству в любви к Богу и ближним, в верности и послушании Святой Церкви.
       Предстательством всех святых, в земле Российской просиявших, да поможет тебе Господь, непреткновенно следуя по предначертанному свыше пути, являть добрый Образ в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (Ним .4, 12).

       Теперь же прими сей жезл и от полноты ниспосланных даров преподай благословение народу Божию, вместе с нами усердно молившемуся о тебе во время епископской хиротонии – твоей личной Пятидесятницы. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Кинельский и Безенчукский Софроний (Сергей Николаевич Баландин) родился 12 июня 1973 г. в г. Жигулевске Самарской области. В 1992 г. окончил Жигулевский радиотехнический техникум. В 1992 г. архиепископом Самарским и Сызранским Евсевием. Рукоположен в сан диакона, в 1993 г. архиепископом Самарским и Сызранским Сергием – в сан иерея. Назначен настоятелем Покровского храма с. Волчанки Самарской обл.
       26 марта 1994 г. пострижен в малую схиму с наречением имени Софроний, в честь свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского. Осенью того же года переведен в женский Иверский монастырь г. Самары, где в течение восьми лет исполнял обязанности духовника. В 1996–2000 гг. обучался в Самарской духовной семинарии.
       В 2002 г. назначен настоятелем кладбищенского прихода Всех святых г. Тольятти. В 2002–2011 гг. Также являлся настоятелем Благовещенского прихода пос. Федоровка г. Тольятти.
       В 2005–2009 гг. восстанавливал Покровский храм в с. Кяхта Шигонского р-на. В 2007–2009 гг. был настоятелем Троицкого храма г. Тольятти.
       С 2008 г. – благочинный монастырей Самарской епархии.
       В 2003–2009 гг. заочно обучался, в Кишиневской духовной академии.
       В 2009–2011 гг. продолжал обучение в магистратуре Кишиневской академии. Удостоен степени магистра богословия.
       Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (Журнал № 95) назначен наместником Воскресенского мужского монастыря г. Самары.
       Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (Журнал № 52) избран епископом Кинельским и Безенчукским.