ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2012

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Российское воинство под святым покровом Божией Матери

Иеромонах Серафим (Амельченков)

Перед чудотворной Смоленской иконой Пресвятой Богородицы совершали молитву российские воины перед сражением на Бородинском поле

       Надвратная Смоленская икона Божией Матери #]Одигитрия#& (в переводе с греч. ~ путеводительница), находящаяся ныне в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска, является одной из величайших святынь нашего Отечества. Этот образ представляет собой точный список с древней чудотворной Смоленской иконы #]Одигитрия#&, написанной апостолом и евангелистом Лукой1. Как пишет историк СМ. Соловьев, икона Божией Матери #]Одигитрия#&, ставшая затем надвратной, была написана в 1535 году в Москве по повелению царя Иоанна IV Грозного художником Посником Ростовцем, за что ему пожаловали #]сукно в два рубля и еще два рубля денег#&2.
       В Смоленск эту икону прислал в 1602 году царь Борис Годунов для сооруженной здесь в 1596~1602 годах крепостной стены, строительством которой он руководил3. Известный дореволюционный смоленский историк И. И. Орловский пишет об этом так: #]Осенью 1602 года стену освятили, причем на главных воротах города, Днепровских, поставили в нише большую икону Божией Матери ~ Одигитрии, копию с соборной иконы, присланную из Москвы царем Борисом Смоленску, как образ покровительницы града и небесного стража новой крепости#&4. От места своего нахождения ~ над Днепровскими (иначе Фроловскими. ~ Авт.) воротами данная икона и получила наименование #]надвратная#&. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич в #]Историческом описании Смоленской чудотворной иконы Божией Матери ~ Одигитрии#&, написанном в 1831 году, указывает размеры надвратной иконы #]Одигитрии#& ~ #]высотой 2 1/2 аршина, шириной 1 1/2 аршина#&5.
       С момента принесения в Смоленск надвратная икона постоянно находилась во Фроловской башне над Днепровскими воротами в специально устроенной со стороны города нише6. В 1611~1654 годах, когда Смоленск пребывал в составе Речи Посполитой, несмотря на насильственное окатоличивание, икона по-прежнему оставалась на своем месте. Именно перед надвратной иконой #]Одигитрия#& совершил свою первую благодарственную молитву царь Алексей Михайлович, присоединивший Смоленск к Московскому государству и торжественно въехавший в город 23 сентября (6 октября) 1654 года7.
       Отечественная война 1812 года стала временем всеобщего прославления надвратной Смоленской иконы Божией Матери #]Одигитрия#&, которая стала покровительницей и путеводительницей всего русского войска.
       Вскоре после вторжения армии Наполеона в пределы России начались ожесточенные бои за Смоленск. 5 (18) августа 1812 года неприятель бомбардировал город из 300 орудий. Однако французам не удалось в тот день овладеть Смоленском. Сражение закончилось в девять часов вечера. В полночь генерал Дохтуров получил приказ главнокомандующего оставить Смоленск, что и было исполнено им за два часа до рассвета 6 (19) августа8. По распоряжению генерала Ермолова надвратную Смоленскую икону Божией Матери #]Одигитрия#&, находившуюся в тот момент в Благовещенской церкви, вынесли из города. Впоследствии сам Ермолов писал об этом так: #]Я приказал вынести из города образ Смоленской Божией Матери, укрывая его от бесчинств и поруганий святыни. Отслужен молебен, который произвел на войско полезное действие#&9.

       Весьма интересно и свидетельство находившегося тогда в Смоленске английского генерала Вильсона: #]Когда я обратил на то, какое нравственное впечатление в России произведет оставление священного города, как Смоленск, главнокомандующий ответил: #%в этом отношении я ничего не опасаюсь, об этом я уже позаботился. Пресвятая Дева у нас в лагере. Эта икона единственно придает значение этому городу в глазах русских. Она, в торжественной колеснице, будет постоянно следовать за войсками, и ее будет охранять особенно для того назначенный батальон#!#&10.
       Протоиерей П.Левашев в своей книге #]Краткое сказание о Смоленской иконе Божией Матери ~ Одигитрии, именуемой Надворотной#& так пишет о том огромном значении, какое имело пребывание иконы в рядах русской армии: #]Эта святыня, поистине, была единственным духовным прибежищем для нашей благочестивой армии. Твердая и живая вера в небесное заступление Богоматери, как бы лично, через Свою чудотворную Икону, пребывавшей в русской армии, могла придавать необыкновенную силу и храбрость русским воинам#&11.
       Апофеозом пребывания надвратной Смоленской иконы Божией Матери #]Одигитрия#& в русской армии стало обнесение ее по приказу главнокомандующего М. И. Кутузова по всему войску накануне Бородинской битвы, состоявшейся 25 августа (7 сентября) 1812 года. Торжественно, с крестным ходом, Смоленскую икону носили перед рядами всей армии вдоль боевой линии Бородинской позиции и служили перед образом молебны, за одним из которых молился М. И. Кутузов со всем генеральским составом12. Свидетель данного события офицер Ф. Н. Глинка написал об этом так: #]Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением, и святая икона шествовала. Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли#&13.
       6 (19) августа войска армии Наполеона оставили Смоленск, икона же оставалась с российской армией при артиллерийской роте полковника Глухова #]и с того времени возима при полках 3-й пехотной дивизии, кои во всех боях противу неприятеля охраняли оную в рядах своих. Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и считали оный благоприятным залогом всевышнего милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимо было всегда благодарственное молебствие пред иконою#& (из специального письма дежурного генерала всех армий генерал-лейтенанта Коновницына). 10 (23) ноября 1812 года надвратная икона Божией Матери #]Одигитрия#& была возвращена в Смоленск14.

ПРИМЕЧАНИЯ:

       1 Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 246~247; Описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в Смоленском Успенском соборе. Смоленск, 1894. С. 8; Грачев В. И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4~5 // Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912.
       2 Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. IV: История России с древнейших времен/Отв. ред. И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев. М.: Мысль, 1989. Т. 7~8. С. 301~302; Орловский И. Смоленская стена 1602~1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14; Орловский И. И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905. С. 22; Грачев В. И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4~5 // Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912.
       3 Орловский И. И. Смоленск и его стены. Краткая история Смоленска и его крепости. (К 300-летнему юбилею городской стены.) Смоленск, 1902. С. 13~16.
       4 Там же. С. 16.
       5 Орловский И. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич (1769~1834)/Мурзакевич Н. А, свящ. История города Смоленска. Смоленск, 1903. С. 16; Орловский И. Смоленская стена 1602~1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14~15, примеч. 1.
       6 Грачев В. И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4~5 // Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912.
       7 Там же. С. 6.
       8 Исторический очерк Смоленска. СПб., 1894. С. 41~42; Грачев В. И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 11~12 // Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912.
       9 Цит. по: Грачев В. И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 12 // Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912.
       10 Там же. С. 12~13.
       11 Левашев П. Н., прот. Краткое сказание о Смоленской иконе Божией Матери ~ Одигитрии, именуемой Надворотной. СПб., 1912. С. 7~8.
       12 Грачев В. И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 13~14 // Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912; Левашев П. Н., прот. Краткое сказание о Смоленской иконе Божией Матери ~ Одигитрии, именуемой Надворотной. СПб., 1912. С. 8~9.
       13 Цит. по: Грачев В. И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 14~15 // Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912.
       14 Там же. С. 15~16.