|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2012 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
Недаром помнит вся Россия...
Юбилейные экспозиции, которые нельзя пропустить
Программа празднования 200-летия Бородинской битвы и победы над наполеоновскими войсками включила в себя целый сонм выставок и новых экспозиций, уже открытых и только готовящихся в больших и малых музеях по всей стране. Здесь мы расскажем лишь о самых главных из них, где представлены ценные мемориальные экспонаты и предметы ~ живые свидетели тех героических лет.
Трофеи: от первой походной кухни до наполеоновской кровати
У нового Музея войны 1812 года, находящегося в ведении Государственного исторического музея (ГИМ), не очень счастливая предыстория. Открыть его собирались еще век назад, к столетней годовщине. Была даже объявлена всенародная подписка на этот проект, но денег не хватило. В советские годы власть посчитала, что для мемориализации Отечественной войны достаточно двух государственных музеев: в Бородине и в здании московской Панорамы на Кутузовском проспекте. Собранная же богатейшая коллекция экспонатов для двух юбилейных выставок в 1909 и 1912 годах, шедших чередом в Кремле и в Историческом музее, так и осела в фондах последнего. В ГИМе, правда, войне с Наполеоном был посвящен отдельный зал, но в открытую экспозицию попадали далеко не все интереснейшие раритеты.
И вот только теперь дошли руки до отдельного здания, посвященного всей войне. Музей получился в буквальном смысле приДВОРным: архитектор 14-й мастерской института #]Моспроект~2#& Павел Андреев виртуозно вписал два уровня экспозиционных площадей в узенький #]пенальчик#& внутреннего двора между историческими зданиями Московской городской думы (в советское время ~ Музей В. И. Ленина) и архитектурного памятника #]Новый монетный двор#&.
Попасть сюда можно через главный подъезд музейного комплекса на площади Революции. Посетителей встречает огромный и поистине чудом уцелевший фрагмент стенописи взорванного в 1931 году Храма Христа Спасителя работы художника Генриха Семирадского: #]Александр Невский принимает папских легатов#&. Тем самым устроители нового музея протягивают символический мостик от первого кафедрального храма-памятника, сооруженного в ознаменование разгрома Наполеона, и одновременно отдают дань памяти императору Александру I (чьим небесным патроном, как известно, был святой благоверный князь).
Что же касается мемориальных вещей и предметов, их французская часть представлена едва ли не богаче русской. #]Мы пошли на это сознательно, чтобы показать: Россия воевала не с племенем сиу-сиу, а с грамотнейшей, укомплектованной по последнему слову военной мысли армией, объединявшей народы большей части континента, ~ объясняет заведующий экспозиционным отделом ГИМа Виктор Безотосный. Чего стоит хотя бы вот эта знаменитая карта-столистовка ~ первый подробный атлас Российской империи, созданный в начале XIX века по материалам Генерального межевания и топографических съемок. Накануне вторжения в Россию он попал во Францию (причем частично ~ прямо на вывезенных гравировальных досках), где его размножили для генералитета. Получились такие вот #]боевые#& экземпляры, как этот ~ со следами крови и пороха. Кстати, во многом благодаря столистовке действия французов тактически оказались привязаны к дорогам. Ведь для боев на пересеченной местности нужно было готовить кроки (пояснительные топографические знаки), а в условиях стремительно развивавшихся сначала наступления, а потом отхода времени на это не было#&.
Настоящая жемчужина экспозиции ~ первая в истории человечества военно-полевая кухня с приготовлением пищи на водяной бане, подсмотренная Наполеоном накануне русской кампании на охоте у богемского короля. #]По горячим следам Бонапарт заказал ее армейский вариант конструктору-изготовителю, а первую промышленную партию ~ около 60 изделий ~ отправил в 1-й корпус #]железного#& маршала Даву. Девятнадцать из них захватили в качестве трофейных #]повозок неизвестного назначения#& преследовавшие неприятеля казаки отряда Орлова-Денисова, но до нас дошел лишь единственный экземпляр, ~ поясняет гид Александр Смирнов. ~ Самое удивительное, что потом походные кухни почти на целый век оказались преданы забвению. Широкое распространение в России они получили лишь к русско-японской войне. Сразу после их переняли у нас немцы, которые продали ноу-хау... французам!#&
Еще одна наполеоновская реликвия ~ походная кровать ~ собрана из компонентов лишь второй раз за всю более чем 100-летнюю историю музейного хранения. Состоящее из ездящего на шести колесиках металлического каркаса, поверх которого укладываются три матраса и подушка на валике, это ложе было захвачено нашими войсками из обоза оставившего Москву врага.
#]Обратите внимание на кожаные чехлы с кармашками, надетые на спинку, ~ говорит создательница музея Ирина Журавская. ~ Сюда адъютанты складывали срочную корреспонденцию, пока Наполеон отдыхал. Дело в том, что спал в Москве он редко и мало, а после пробуждения сразу же знакомился с полученными за это время депешами#&. Кстати, эту же кровать ~ только на знаменитом полотне Василия Верещагина #]Дурные вести из Франции#&, изображающем Наполеона в начале отступления из России ~ можно видеть в соседнем музейном зале. Как и вообще всю верещагинскую серию #]1812 год. Наполеон в России#&, подаренную императором Николаем II еще 100 лет назад учреждаемому Музею Отечественной войны.
Антиминсы из французского плена
Не меньше потрясает и #]наша#& мемориальная часть, представленная как #]громкими#& парадными раритетами наподобие мундиров и рабочего портфеля триумфатора Александра I, так и непосредственными #]участниками#& боев. Самый эмоциональный, если можно так выразиться, экспонат ~ обрамленная серебром пуля, которой был ранен в Бородинском сражении полковник Хлопов. Много лет спустя врачи решились извлечь беспокоившую ветерана пулю, но на операционном столе тот скончался. Вдова воина вставила этот скорбный #]сувенир#& в драгоценную оправу и передала в Военно-исторический музей. В соседней витрине ~ пробитый ядром сюртук графа Александра Остермана-Толстого, командовавшего русскими войсками в сражении у Кульма (Богемия) в 1813 году. Тогда прямо на поле битвы генералу ампутировали руку.
#]В благодарность за избавление от французского ига богемские женщины преподнесли графу вот этот кубок, ~ рассказывает еще об одном экспонате с удивительной судьбой член авторской группы музея Маргарита Силаева. ~ Тот передал его в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, где его освятили и стали использовать в качестве чаши для теплоты при причащении августейших особ. Эту историю мы почерпнули в официальной истории Преображенского лейб-гвардии полка, чьим храмом, как известно, являлся Преображенский собор. Есть в нашем музее и утварь для совершения Божественной литургии, заказанная победной весной 1814 года Александром I придворному парижскому ювелиру Гийому Бьенэ. Как мы выяснили, идентичных наборов было даже два. Один из них по возвращении на родину император-триумфатор передал в Казанский собор Санкт-Петербурга, второй ~ в Софию Киевскую. В 1941 году перед наступлением немцев мы из Киева его и получили#&.
Да, богослужебные святыни тоже воевали с Наполеоном, причем далеко не всегда по воле владевших ими людей. В музейной экспозиции ~ два непохожих друг на друга антиминса, но у обоих ~ героические эпизоды в #]биографии#&. #]Оба побывали в плену, ~ говорит Силаева. ~ Наполеоновские солдаты при разграблении наших церквей часто брали элементы внутреннего убранства, в том числе и в алтарях, на сувениры, а при отступлении, не догадываясь об их истинном предназначении, элементарно выбрасывали. Один из этих антиминсов, освященный первоначально в 1699 году, как сказано в надписи на его оборотной стороне, покрывал престол Никольского собора Николо-Перервинского монастыря. Скорее всего, французы взяли его, ограбив отправлявшуюся в эвакуацию монастырскую колонну, а наши казаки отбили обратно уже в западных областях империи. Антиминс был переосвящен и вернулся обратно в родной собор, где на нем служили Литургию вплоть до закрытия монастыря в 1943 году. Оттуда он попал в Оружейную палату, а в 1955 году ~ в наш музей. Второй антиминс ~ походный, скорее всего из разграбленной церкви Ильи Пророка на Воронцовом Поле. Его также вызволили из #]плена#& наши войска, а после войны переосвятил архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский; † 1819)#&.
Кутузов собирался продолжать Бородинское сражение?
Историко-документальная выставка в Зале федеральных архивов по Большой Пироговской ул., 17, названная вынесенной в заголовок лермонтовской цитатой, не столь фундаментальна. Однако закроется она уже скоро ~ 11 октября, а интереснейшие подлинные документы военных лет из канцелярии военного министерства, военно-походной канцелярии Его Императорского Величества, главного штаба военного министерства наполняют три экспозиционных зала едва уловимым сложным ароматом тревожного отступления, орудийным громом и грохотом Бородина, зловещим заревом московского пожара, громкими аккордами выдворения остатков великой армии под аккомпанемент генерала Мороза и бравурными маршами заграничных походов 1813~1814 годов. Многие бумаги дают почувствовать драматическую неразбериху, почти неизменно сопутствующую решающим моментам в любой войне. К тому же, возможно, сдобренную дозированной дезинформацией (на случай перехвата депеш вражескими шпионами).
#]Я из всех движений неприятельских вижу, что он не менее нас ослабел в сие сражение, и потому, завязавши уж дело с ним, решился я сегодняшнюю ночь устроить все войско в порядок, снабдить артиллерию новыми зарядами и завтре возобновить сражение с неприятелем. Ибо всякое отступление при теперешнем беспорядке повлечет за собою потерю всей артиллерии#& (орфография оригинала сохранена), ~ пишет поздним вечером 26 августа (здесь и далее даты по ст. стилю) Кутузов главнокомандующему 1-й Западной армией Барклаю-де-Толли (как известно, наутро Бородинское сражение продолжено не было). #]Получил я... от московского главнокомандующего печальное извещение, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело сие действие, а молчание ваше усугубляет мое удивление...#& ~ обращается уже к Кутузову с экстренным рескриптом 7 сентября Александр I.
Композиционным же центром выставки является раздел, рассказывающий о вековом юбилее победы над Наполеоном. Галерея фотодокументов из собрания Государственного архива Российской Федерации рассказывает о торжествах на Бородинском поле с высочайшим участием, о крестном ходе с находившейся в 1812 году в рядах действующей армии чудотворной Смоленской иконой Божией Матери #]Одигитрия#& и о торжественном молебне в Спасо-Бородинском монастыре в присутствии императорской семьи. Здесь же посетителям демонстрируется фильм о праздновании 100-летия победы, подготовленный на основе документальной хроники.Дмитрий Анохин
Музейный гид
~ Под небесным покровом. Русские иконы в Отечественной войне 1812 года. Москва, Коломенское, Вознесенская пл., церковь святого Георгия Победоносца. До 28 октября.
~ Московский Кремль в 1812 году. Москва, Кремль, Оружейная палата. До 10 января.
~ Москва. XIX век. Москва, Старый Гостиный Двор, ул. Ильинка, 4. До 1 ноября.
~ От Дона до Парижа. Ростовский областной музей краеведения. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 79. До 31 октября.
~ За смертью иль за славой... Литературный музей Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом). Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4. До 12 октября.
~ Казаки в Париже (из собрания Государственного исторического музея). Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5. С 26 октября по 16 декабря.
~ Год русской славы. Курский областной краеведческий музей. Курск, ул. Луначарского, 6. До 15 ноября.
~ Историко-архивная выставка. Вологодский кремль. Вологда, Кремлевская пл., 3. До 30 декабря.
~ Гроза двенадцатого года (Отечественная война 1812 года в материалах Государственного Эрмитажа). Мы все в одну сольемся душу (Отечественная война 1812 года в медалях А.Н. Оленина и его современников). Оловянные солдатики в Эрмитаже. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 2. С 25 декабря до 7 апреля.
Пятерка самых интересных выставок об Отечественной войне
ВСПОМНИМ, БРАТЦЫ, РОССОВ СЛАВУ! ВОЙНА 1812 ГОДА В МУЗЫКЕ
Концертный зал Российской государственной библиотеки (Дом Пашкова). Москва, ул. Воздвиженка, 3/5. До 31 октября
Среди нот почетное место занимают сохранившиеся экземпляры 1812~1813 годов выпуска, которые хранятся в секторе наиболее ценных изданий фонда нотных изданий и звукозаписей. Они воскрешают память о героических личностях: #]Марш на погребение Его Светлости генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского#& (муз. С. Аксенова), #]Военная песнь в честь генерала графа Витгенштейна#& (муз. Д. Кашина).
ОТ ВЕЛИКОГО ДО СМЕШНОГО ОДИН ШАГ.
САТИРИЧЕСКАЯ ГРАФИКА ВРЕМЕН НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН
Государственный литературный музей. Москва, Трубниковский пер., 17. До 28 октября
Основу выставки составляет коллекция сатирических гравюр 1812~1814 годов из собрания Государственного литературного музея. В ней представлены как работы российских графиков, так и западноевропейских художников: Эльмса, Гилрея, Гейслера, Готье и др. Посетители увидят, как оценивали Наполеона и его действия мастера политической карикатуры России, Англии, Германии и Франции, ~ каждый зал выставки со своим национальным акцентом.
В БЛЕСКЕ КАСОК, КИРАС, ПАЛАШЕЙ И ОРЛОВ... ЛЕЙБ-ГВАРДИИ КОННЫЙ ПОЛК. ИСТОРИЯ В ПОРТРЕТАХ
Присутственные места Государственного Новгородского музея-заповедника. Великий Новгород, кремль, 4. До 6 ноября
На выставках представлено около 50 предметов (кирасы, шлемы, холодное и огнестрельное оружие, предметы снаряжения, литавра, книги, литографии) и 16 картин из фондов Новгородского музея-заповедника. В войне с вторгнувшейся в 1812 году в пределы России наполеоновской армией приняли участие два гвардейских и восемь армейских кирасирских полков русской армии. Особенно отличились русские кирасиры во время боя за Шевардинский редут 24 августа 1812 года: они атаковали вражескую пехоту, опрокинули два неприятельских полка, захватили пленных и несколько пушек.
И ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА...
Государственный архив Ставропольского края. Ставрополь, ул. Ломоносова, 12. До 1 декабря
На выставке впервые экспонируются списки добровольцев, рапорты, письма, донесения, ведомости и редкие печатные издания из фондов архива, которые свидетельствуют о военных событиях, формировании народного ополчения, героизме и самоотверженности наших земляков. Экспозиция представляет интерес не только для Ставрополья, она характеризует участие в войне жителей Дагестана и Северной Осетии, входивших в начале XIX века в состав Кавказской губернии.
1812 ГОД В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ
Санкт-Петербург. Строгановский дворец. Невский пр-т, 17. До 15 октября
Выставка состоит из экспонатов различных коллекций Русского музея и включает произведения живописи (в частности, знаменитый портрет Е. В. Давыдова работы О. А. Кипренского) и миниатюры, запечатлевшие генералов и офицеров ~ участников Отечественной войны. Важнейшей частью выставки являются графические портреты героев антинаполеоновской кампании, прежде всего знаменитая графическая портретная серия, созданная О. А. Кипренским. На выставке также представлены карикатуры (акварельные и гравированные), достигшие особого расцвета как жанр в начале XIX века.