ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Житийная литература в истории

Коротко об агиографических источниках

       Исследователи, изучающие богословские и церковно-исторические аспекты святости, опираются на обширный корпус агиографических текстов. Жития святых составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы.
       В эпоху раннего христианства возникают два первых вида текстов. Это апокрифические Деяния апостолов (Петра, Павла, Иоанна, Андрея и Фомы), которые затем перерабатываются и становятся основой для канонических жизнеописаний апостолов. Затем, в IV-V веках, появляются так называемые малые апокрифические акты апостолов. Со II века Церковь начинает создавать такой тип памятников, как мученические акты. В основе самых древних из них, так называемых исторических мученичеств, - протоколы допросов, которые фиксировала римская судебная система. Их христиане выкупали, снабжали небольшими комментариями и в день памяти мученика читали для укрепления веры.

       В IV веке в связи с окончанием эпохи первомучеников и распространением иного типа святости появляется отдельный жанр житий. Житие преподобного Антония Великого, созданное святителем Афанасием Великим, стало образцом для монашеских жизнеописании. Особое направление представляют епископские жития. Первый тип - это прежде всего историческая память о создателе общины, подвижнике, главное в таком жизнеописании - рассказ об аскетических подвигах. В епископских же житиях повествуется преимущественно об архипастырской и общественной деятельности святого, хотя и здесь могут встречаться описания чудес (классический пример - житие святителя Порфирия Газийского).
       Вместе с тем не исчезает и жанр мученических жизнеописаний - появляются новые переработки текстов первых веков или пишутся новые: уже не на основе информации из протоколов допросов, а на основе воспоминаний, которые передавались в устной традиции от поколения к поколению. Это приводит к появлению множества апокрифических мученичеств, в них проникают черты, характерные для фольклорных сказаний: например, можно встретить тексты, где святые по три раза умирают и воскресают, совершают фантастические чудеса, обращая по полтора миллиона человек, где животные разговаривают, как люди, и так далее. Очень часто тексты описывают паломнические реалии: святилища, центры паломничества, куда приходили люди поклониться и узнать о святых.
       С #]Жизни и деяний аввы Симеона, юродивого Христа ради#& (VI век), созданного Леонтием Неапольским, начинается история жизнеописаний юродивых. Параллельно развиваются и так называемые малые жанры агиографии. Это чаще всего чудеса, которые бытуют отдельно от житий, но иногда включаются в сборники и присоединяются к житиям. Возникает также жанр апофтегм - изречений святых монахов, иногда с кратким комментарием. До нас эти тексты дошли в составе сборников, сформированных либо по алфавитному, либо по тематическому принципу, либо по принципу личного знакомства авторов со святыми подвижниками. Например, таков патерик #]Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов#& Палладия, епископа Еленопольского (ок. 419-420), или #]Луг Духовный#& Иоанна Мосха (VII век). Еще один малый жанр агиографии - это так называемые душеполезные истории. Они прямо не повествует обычно о святом, типологически этот жанр близок к апофтегме. С течением времени, уже в средневизантийский период, разрабатывается жанр сказаний о перенесении мощей.
       В IX веке начинается новый процесс массового собирания отдельных текстов в сборники, чаще всего это делалось по календарному принципу. В X веке Симеон Метафраст в рамках энциклопедического проекта императора Константина VII Багрянородного впервые предпринимает авторскую переработку всех этих текстов в едином стиле, откуда и пошло его прозвище Метафраст (от греч. μεταφραξειν - пересказывать, перелагать). Им было собрано несколько сотен житий, но труд свой перелагатель не окончил - его труды включают святых, память которых отмечается с сентября до февраля, также осталось два тома текстов на остальные месяцы года, которые были собраны, по-видимому, его последователями.
       В дальнейшем опыт переложений становится популярен: подобного рода авторские именологии создают Иоанн Ксифилин, также известны анонимные минологии: созданный при императоре Михаиле ГУ в 30-40 годы XI века и другие.
       В X веке возникает и такой жанр, как синаксарь - краткий рассказ о подвиге святого: такие тексты были объединены в так называемый #]Синаксарь#& Константинопольской Церкви. Они включаются в богослужение обычно после шестой песни канона. Эти тексты читались не только за богослужениями, но и за трапезами в монастырях, или, например, такие краткие жития святых слушали императоры. Можно констатировать, что в средневизантийский период агиография становится весьма популярной. Однако одновременно Симеона Метафраста называют и #]убийцей агиографии#&, потому что благодаря распространению его сборника популярность дометафрастовских житий сходит на нет. Их переписывают всё меньше и меньше, постепенно интенсивность написания житий падает. Меньше становится жизнеописаний, да и свидетельств о святых этого времени меньше. И хотя существуют периоды оживления этого жанра, например всплеск агиографии в поздневизантийскую эпоху, связанный с исихастской полемикой, когда возникает довольно много житий святых исихастов, но всё же после 1000 года развитие житийной литературы идет на убыль.
       На Руси, которая восприняла христианство от Византии, ситуация выглядела следующим образом: туда на раннем этапе попадает переведенные с греческого, возможно со студийского комплекта Четьих миней (минологий). Перевод на славянский язык был сделан либо в Константинополе, либо в Болгарии, во всяком случае многое указывает на то, что это были южные славяне. Этот перевод начинает пополняться другими переводными текстами, параллельно возникает и русская агиография, которая развивается по образцу византийской. Среди житий очень мало мученичеств, а если они и встречаются, то обычно оформляются в виде сказаний. Таково, например, #]Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба#& преподобного Нестора Летописца. По примеру византийских создаются синаксари - так, славянские тексты сохранили много тех житий, которые в греческих источниках не сохранились.
       Приблизительно с XVI-XVII веков начинается научное изучение агиографии. Тексты собираются в сборники уже не только для того, чтобы их читать, но и для того, чтобы их изучать. Изучения житий святых начинается на Западе, где этим начинают заниматься члены ордена иезуитов - Общество болландистов. Они должны были в рамках идей Контрреформации доказать подлинность фактов святости подвижников, в которой сомневались протестанты, а для этого требовалось создать научно подтвержденные тексты житий. Их главный проект #]Acta Sanctorum#& (1643-1794), что можно перевести как #]Деяния святых#&, был собран начиная с января и доведен до пятого, ноябрьского, тома. Изучение агиографии шло и в других странах Западной Европы, в частности в Германии, в Италии и других странах, но центром традиции всегда были болландисты.
       На Руси первое собрание житий святых после домонгольских Четьих миней было создано митрополитом Макарием в XVI веке. Святитель Макарий поставил перед собой задачу собрать все тексты о святых. В отличие от стандартных собраний, он собирал все тексты о святом, которые ему удавалось найти, причем некоторые переписывались по нескольку раз, но при этом они не сопоставлялись друг с другом и не подвергались критическому изучению.
       Собрание митрополита Макария в этом опережает болландистов, но в чем-то им уступает. В конце XVII века начинает плодами труда болландистов пользоваться Димитрий Ростовский. Основным источником ему служит Метафраст и Великие Четьи минеи митрополита Макария, но также и #]Acta Sanctorum#&, которые были ему известны. Святитель Димитрий первым создает авторские именологии. Но именно такой тип житийных сборников, то есть авторские именологии, собранные по календарному принципу, становится самым популярным, подобные труды продолжают возникать вплоть до наших дней. Если говорить о XX веке, то это, например, преподобный Иустин (Попович) или афонское собрание отца Макария Симонопетрита. Хотя его книга и называется #]Синаксарь#&, в действительности она представляет собой именологию, там жития святых и не такие пространные, как у Димитрия Ростовского, но всё же значительно более подробные, чем они обычно бывают в синаксаре.