ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2012

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Укрепились в намерении освободить Российское государство...

В Москве открылась историко-документальная выставка #]Преодоление Смуты в России в начале XVII века#&

       В экспозиции впервые собраны вместе ценнейшие документальные свидетельства трагического для российской истории времени на рубеже XVI-XVII веков, известного как Смута, и преодоления ее последствий. Строго говоря, документальный ряд экспозиции затрагивает даже более широкий исторический период, начинаясь с предшествовавших Смуте и в определенной мере заложивших предпосылки для ее возникновения царствований Ивана Грозного и Федора Ивановича. Посетители могут увидеть Чины венчания на царство этих государей, официально действовавший в Смутное время Судебник 1550 года, документы об опричнине и материалы следственного дела о гибели царевича Димитрия.
       Но главная часть экспонатов, конечно, относится к самому Смутному времени, берущему отсчет с избрания в 1598 году на царство Бориса Годунова. Впервые широкой публике демонстрируется грамота английской королевы Елизаветы с поздравлением по случаю вступления на престол и приходно-расходная книга Иосифо-Волоколамского монастыря со сведениями о #]великом гладе#& 1601-1602 годов.

Тивязинский шведско-российский мирный договор, по которому к Швеции
отходило Эстляндское княжество, а России возвращался город Корела
и все новгородские земли. 18 мая 1595 г.

       #]Наш архив обладает практически полным документальным наследием Лжедмитрия I - в частности, его подлинной перепиской с сандомирским воеводой Юрием Мнишеком и с королем Сигизмундом III, где он официально формулировал свои обещания относительно женитьбы на Марине Мнишек и о передаче ее семейству денежных средств и огромных владений, - рассказывает заместитель директора главного организатора выставки - Российского государственного архива древних актов (РГАДА) Юрий Эскин. - Вот, к примеру, #]роспись#& городов Северского и Смоленского княжеств, отданных Лжедмитрием Мнишеку #]в вечное владение#&. По более ранним артефактам можно проследить процесс предварительных переговоров Григория Отрепьева с поляками и с Папским двором. А позднее, когда в 1610 году поляки разбили войско Василия Шуйского под Клушином, уже сам Сигизмунд III начал одаривать наших коллаборационистов. Этот момент иллюстрирует подлинная королевская грамота о наделении поместными и денежными окладами можайских дворян Тимофея и Василия Микулиных (кстати, родственников знаменитого опричника Микулина) с автографом канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги#&.
       #]Польско-литовские#& раритетные бумаги сохранились прекрасно - по иронии судьбы, благодаря тем же Мнишкам, успевшим переправить все более-менее касавшиеся их грамоты к себе в родовой замок. В Москву они вернулись более века спустя, когда в царствование сначала Петра I, а затем Анны Иоанновны их у поляков выкупила российская казна (конечно, не из интереса к истории: эти бумаги имели огромное значение для тогдашнего внешнеполитического ведомства). А вот большинство оставшегося в Москве документального наследия погибло в пожаре 1626 года.

Известительная грамота царя Василия Шуйского об избрании его на царство,
отправленная черниговским воеводам.
Май 1606 г.

Троице-Сергиева лавра во время осады интервентами (план-копия). 1790 г.

       #]Но царские грамоты, как и архив Посольского приказа, архивариусы того времени, подчас рискуя жизнью, смогли спасти, - продолжает Эскин. - Видите темные следы расплавленного воска на старинном листе? Это тоже следствие пожара-1626. А документ меж тем ценнейший: договор, заключенный в Александровской слободе ближним боярином и воеводой князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским, с шведским главнокомандующим бароном Якобом Делагарди. По нему в обмен на город Корела мы получали военную помощь в виде вспомогательного шведского вооруженного отряда и обучения наших воинов#&.
       К сожалению, за редким исключением погибли и документы обоих Ополчений. Причина - всё тот же пожар 1626 года и, конечно, сопутствовавшая Смуте военная неразбериха. Тем ценнее дошедшая до нас и также представленная здесь уникальная грамота о том, что воевода Трубецкой, князь Пожарский и Минин #]стали в единстве и укрепились в своем намерении освободить Российское государство от врагов#& с оттиском особой ополченской печати, отличавшейся от двуглавого державного символа: сидящий на ветви одноглавый орел с надписью #]Земская печать Московского государства#&.
       #]Но в основном сохранились финансовые документы Второго Ополчения: расписки, сметы расходов, отчеты, - говорит Юрий Эскин. - Это - характерный штрих к общим принципам организации своего войска Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым. Они сделали главную ставку на профессиональную армию, куда набирали кадровых воинов - дворян и казаков (с жесткой проверкой боевых качеств и разделением на три статьи сообразно квалификации). Например, отказавшихся присягать польскому королю смоленских дворян, которых согнали с родных мест пришлые литовские помещики, Минин обогрел, предоставил им еду и кров, регулярно выплачивал жалованье. Дмитрий Пожарский подкупил другим. Он на фоне исчезнувшей династии, правившей страной 750 лет, стал для нации чем-то вроде духовного ориентира. Посудите сами: последовательно возникают самозванцы, в которых народ с легкостью верит. Сначала одному целуют крест и венчают на царство, потом его убивают, потом целуют крест другому, потом вроде воскресает первый... Смута воцарилась прежде всего в головах, ведь веками имевшее абсолютную ценность крестное целование превратилось в пустую формальность при официальной церемонии. И на фоне очень быстро из-за всех этих #]чудесных#& трансформаций разразившегося духовного кризиса появляется человек, который не бегает от одного патрона к другому. Раз присягнув Василию Шуйскому - правителю не самому одаренному и человеку далеко не лучших качеств, - он сохраняет ему верность#&.
       На нескольких экспонатах посетители смогут увидеть личную печать князя Пожарского - двух львов и орла, держащего в лапах отрубленную голову.

Дмитрий Анохин

       Выставка открыта до 23 декабря по адресу: Москва, Большая Пироговская ул., 17. Выходные дни - понедельник, вторник