ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2012

СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА

Святитель Филарет, митрополит Московский

ВЕДУЩАЯ РУБРИКИ Ирина Языкова

       Образ святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, написан по заказу митрополита Волоколамского Илариона для храма #]Всех скорбящих Радость#& на Ордынке, так как в этом храме не раз звучали яркие проповеди святителя.
       Икона торжественна и нарядна, ее отличает довольно строгое каноническое письмо образов, сочетающееся с элементами более свободной живописной интерпретации архитектурных элементов фона, включающего в себя изображение храма #]Всех скорбящих Радость#&.
       Митрополит Филарет изображен на золотом фоне, символизирующем свет вечности, сияние Царства Небесного. Он представлен в полный рост, в епископской мантии и белом клобуке. Правая рука святителя сложена в жесте благословения, в левой - Евангелие. Это традиционные элементы иконографии святителей, в них отражена идея единства Церкви и епископского служения, преемство которых через апостолов идет от Самого Господа (в иконописных образах Спаситель также изображается с жестом благословения и Книгой). В этом передан и смысл архипастырского служения: проповедь Евангелия и передача благодати Господа Иисуса Христа всем верным.
       Святитель изображен в молитвенном предстоянии Божией Матери, Которая изображена в сегменте звездного неба справа. Образ Божией Матери близок к иконографическому типу #]Отрада и Утешение#&, в котором особо подчеркнуты любовь и милость.
       Отличительной особенностью иконы являются два клейма, помещенные в нижней части иконы, в которых даны сцены из жития митрополита Филарета: в левом клейме святитель ведет беседу, в правом - он изображен за рабочим столом с рукописями.
       Как известно, святитель Филарет был образованным человеком, ярким проповедником, талантливым писателем. Можно сказать, он был просветителем своей эпохи. Святитель Филарет оставил немало сочинений, проповедей, размышлений, был автором Катехизиса, который до сих пор используется в Русской Православной Церкви. Занимался переводами, его вклад в перевод Священного Писания на русский язык трудно переоценить. Именно эта сторона его деятельности и отражена в правом клейме. В основу композиции была положена традиционная иконография евангелистов и гимнографов.
       Левое клеймо изображает беседу митрополита Филарета с Пушкиным. Встречались ли в действительности эти два величайших человека своей эпохи, точно неизвестно. Но их знаменитый поэтический диалог стал знаковым явлением для русской культуры XIX века. И современная икона символически запечатлевает это событие как символ диалога Церкви и интеллигенции, который так важен и для сегодняшнего дня.
       Московская иконописная мастерская во имя преподобного Алипия Печерского организована в 1991 году Т. В. Трубниковой при участии сотрудников Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Иконописцы работают в русле православного канона. Свою творческую задачу они видят в создании современного иконописного образа на основе копирования древних икон, интерпретации и переработки известных иконографических изводов, а также в разработке новых иконографии. Мастерской выполнено несколько десятков иконостасов для храмов Москвы, Подмосковья и других областей России, а также для православных храмов Брюсселя, Пекина, Стамбула.

Ольга Домнина, мастерская преподобного Алипия Печерского. 2010 г.
Храм #]Всех скорбящих Радость#& на Ордынке

      

СПРАВКА

       Ольга Юрьевна Домнина, 1964 г. рождения, живет в Москве, работает в мастерской преп. Алипия Печерского. Окончила художественно-графический факультет МГПИ, занималась реставрацией, в 1999 г. занялась иконописью, училась у известного реставратора и иконописца К.Г. Тихомировой. Ее иконы находятся в храмах Москвы, Подмосковья, Пекина и Брюсселя.