|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2012 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Православная журналистика ~ это соединение профессионализма с верностью православной традиции
Из выступления Предстоятеля Русской Церкви на закрытии
V Международного фестиваля православных СМИ #]Вера и слово#&
Русская Православная Церковь стремится использовать все возможные средства для христианского свидетельства миру. Православные журналисты, епархиальные пресс-секретари призваны ставить именно евангельскую миссию во главу угла своей деятельности. И это стратегическое видение того, чем, собственно говоря, призван заниматься церковный журналист, никогда не должно вас покидать.
Когда мы находимся в гуще событий, в перипетиях современного общественного бытия, наше внимание часто переключается на иные цели и ценности. Те, кто использует видеокамеру, знают, что если вы переводите камеру с одного объекта на другой, а потом быстро переводите на тот объект, который вы уже снимали, то теряется резкость. Даже самые современные камеры не всегда способны сфокусировать объектив таким образом, чтобы не потерять эту остроту зрения. Вот так же происходит и с человеком: когда он сам переключает фокус своего внимания с самого главного на второстепенное, то главное теряется, размывается, перестает быть ярким и привлекающим внимание.
Я привожу этот пример для того, чтобы сказать: главное дело, к которому вы призваны, ~ это дело служения Господу Спасителю, это осуществление миссии Церкви в очень специфической среде. А миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Всё остальное вторично. Всё то, чем болеет наше общество, и не только наше, все эти политические перипетии, столкновения корпоративных, национальных, групповых интересов, борьба за власть и за влияние ~ всё это вторично. Первично спасение человека, и первичность этой цели понимает каждый, кто на опыте своей жизни почувствовал, что означает движение ко Христу, стремление к тому, чтобы обрести спасение своей души.
Поэтому, для того чтобы осуществлять эту миссию Церкви в сфере массмедиа, нужно постоянно заботиться о своем духовном состоянии. А сделать это очень непросто, потому что журналист в силу своей профессии вовлечен во многие, как я уже сказал, житейские перипетии и конфликты. Это требует от него внимания к деталям, огромных усилий, чтобы оставаться убедительным, чтобы отстаивать свою позицию. И вот основополагающий вопрос: как, осуществляя эту сложную работу, сохранить в качестве приоритета заботу о своем внутреннем духовном состоянии? В каком-то смысле сказанное имеет прямое отношение и к профессиональному успеху, потому что православный журналист может достойно осуществлять свою миссию только тогда, когда он не теряет из вида основное и главное, когда у него хватает внутренних сил оставаться христианином вне зависимости от всей сложности переживаемого контекста.
Очевидно, для такой тонкой работы, для такого обязывающего служения необходим внутренний стержень, прочная основа. Она нужна еще и потому, что православный журналист призван реагировать на окружающий мир, на происходящие события не через призму своих политических предпочтений, культурных доминант, не под влиянием групповых интересов и психологии, а исключительно через призму своих христианских убеждений. Именно этим журналист православный отличается от любого другого журналиста.
В связи с этим очень важно помнить: современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах, а вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления обо всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.
Нужно постоянно помнить об ответственности, которую налагает на христианина, особенно на священнослужителя, присутствие в публичном пространстве. Христианское свидетельство в медийной сфере предполагает тесное сотрудничество православных СМИ и епархиальных пресс-служб. Православная журналистика сегодня ~ это соединение профессионализма с верностью православной традиции, это способность представить информацию, дать оценку происходящим событиям с евангельских позиций. Православные журналисты призваны ориентироваться не только на церковную аудиторию, но и свидетельствовать о нравственных ценностях на языке, понятном для светских людей и убедительном для них.
Главный редактор православного СМИ должен ставить перед собой по-хорошему амбициозную задачу ~ сделать СМИ по-настоящему массовым и выйти на широкую аудиторию. Работать на тех, кто уже в церковной ограде, также очень важно~мы нуждаемся в профессиональной внутрицерковной коммуникации. Кстати, отсутствие профессионализма в среде церковной коммуникации и порождает некоторые проблемы, некую вялость и неспособность нашей журналистики реагировать на проблемы и вызовы, которые сегодня обращаются к Церкви. Поэтому одна из задач церковной журналистики и представителей пресс-служб на всех уровнях заключается в том, чтобы участвовать в формировании общего информационного пространства, обеспечивая высокий уровень внутрицерковной коммуникации и координации действий.
На Церковь в последнее время обрушивается много разного рода нападок, чаще всего несправедливых. Многие из вас задают вопрос: а как нужно реагировать? Так реагировать-то нужно всем вместе! Если будет правильная реакция на местах, в том числе с привлечением местной интеллигенции, местного актива, то это будет наполнять интернет-пространство положительной реакцией, положительным свидетельством. Сегодня количество негативных материалов о Церкви в Интернете в десятки, а может, и в сотни раз превышает число положительных. Конечно, всё не так просто, потому что это не соответствует общей статистике соотношения количества верующих людей количеству людей, настроенных антицерковно. Но мы должны противопоставить негативу в Интернете позитив, в первую очередь позитив не искусственный, не вульгарный, не оскорбительный, а интеллектуальный, творческий, созидательный, духовный. Вот в этом сегодня задача наших СМИ, а стратегия у нас есть ~ пожалуйста, читайте документы, которые принимают Архиерейские Соборы, Синод, Высший церковный совет.
Также у нас с вами есть Межсоборное присутствие ~ совершенно уникальная дискуссионная площадка, которой вообще никогда не было в Православной Церкви. Вы много пишете о том, что происходит в Межсоборном присутствии? Такое впечатление, что важнейшие вопросы, которые поднимает Межсоборное присутствие и которые оно потом будет адресовать Соборам, мало интересуют наше православное медийное сообщество. Я получаю буквально единичные серьезные отзывы на опубликованные проекты документов. А какая бы стратегия ни была сформулирована на бумаге, но если у людей нет вкуса, чувства, нет способности расставлять приоритеты, то никакие инструкции не помогут.
Думаю, одна из важных задач нашего фестиваля и заключается в решении этой проблемы. Наше православное медийное сообщество в центре и на местах должно ясно понимать, что является приоритетом, должно иметь вкус к новостям. Нам совсем необязательно распространять какие-то жареные новости, которые иногда вбрасываются специально, особенно в интернет-пространство, для того чтобы кого-то обидеть или оскорбить. Не знаю, насколько правильно вести дискуссию с теми, кого никакая дискуссия и никакие аргументы не убеждают. Не надо метать бисер перед свиньями ~ Господь так сказал. Но это не значит, что на достаточно высоком интеллектуальном и культурном уровне мы не должны на всё это отвечать.
Борясь с грехом всеми доступными средствами, мы должны стремиться не к унижению, а к исправлению наших оппонентов. Божиим Промыслом враги Церкви нередко становились проповедниками истины, и мы верим, что такое возможно и в наши дни. Именно поэтому православный человек должен с достоинством выступать в дискуссии, понимая, что по тому, что и как он говорит, будут судить о его убеждениях и о его церковности.
Наш ответ интеллектуально, духовно, культурно должен быть на порядок выше нападок. Тогда мы по крайней мере будем честны перед Богом и Церковью, а далее предадим всё в руки Божий. Нужно делать всё от нас зависящее, чтобы слово Божие сегодня достигало человеческих сердец, в том числе и наших недоброжелателей.
Награды победителям
31 октября в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось официальное закрытие V Международного фестиваля православных СМИ #]Вера и слово#&. В фестивале приняли участие 467 делегатов из 155 епархий из России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Церемония закрытия завершилась вручением премии #]Вера и слово#& и конкурсом пресс-служб.
В номинации #]Лучшая епархиальная пресс-служба#& награды получили Архангельская и Благовещенская епархии. Премия #]Вера и слово#& была присуждена:
~ порталу #]Богослов. ru#& (протоиерей Павел Великанов) ~ за актуализацию проблем богословия и развитие дискуссионной культуры;
~ православному журналу #]Фома#& на Украине (протодиакон Александр Карпенко и Антон Никитин) ~ за новый проект 2012 года;
~ журналу #]Нескучный сад#& (Юлия Данилова) ~ за личный вклад в развитие православных медиа;
~ православному обществу #]Радонеж#& (Евгений Никифоров) ~ за личный вклад в развитие православных медиа.
Награды в номинации #]Презентация пресс-службы#& получили:
1 место ~ Кемеровская и Донецкая епархии;
2 место ~ Челябинская епархия;
3 место ~ Улан-Удэнская епархия.
Номинация #]PR-сопровождение епархиального проекта/мероприятия#&:
1 место ~ Воронежская епархия;
2 место ~ Калининградская епархия;
3 место ~ Сахалинская епархия.
Номинация #]Церковная фотоистория#& (репортаж епархиального фотографа):
1 место ~ Самарская епархия;
2 место ~ Санкт-Петербургская епархия.
Личная награда председателя СИНФО была присуждена фотокорреспонденту РИА #]Новости#& Сергею Пятакову, освещавшему множество мероприятий с участием Святейшего Патриарха. Наиболее активным участникам фестиваля были вручены специальные дипломы, а журналистам светских СМИ, входящих в патриарший пул, ~ благодарственные письма Патриарха Московского и всея Руси.