ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2012

МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

Межсоборное присутствие и средства массовой информации

Участники фестиваля #]Вера и слово#& обсудили роль СМИ в формировании дискуссионной культуры

       От трех месяцев до полугода ~ таков оптимальный срок обсуждения проектов Межсоборного присутствия, затем дискуссия разваливается и полностью выходит из-под контроля, считает руководитель направления #]Информационная аналитика#& контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии Евгения Жуковская. Своими наблюдениями по этому поводу она поделилась на круглом столе #]Межсоборное присутствие: участвуют ли СМИ в формировании дискуссионной культуры#&, который прошел в рамках V Фестиваля православных СМИ #]Вера и слово#&. Участники встречи рассмотрели вопросы, связанные с характером дискуссии вокруг документов Межсоборного присутствия в печатных и электронных СМИ.
       Заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) вкратце рассказал участникам дискуссии об истории образования и современном состоянии Межсоборного присутствия. Сейчас в составе Присутствия трудятся 144 человека, действуют 13 комиссий, на повестке дня находится около сотни вопросов. Отец Савва призвал СМИ к более активной работе по освещению работы Межсоборного присутствия. В качестве примера он привел опыт православной периодической печати начала XX века, когда в епархиальной прессе горячо обсуждались актуальные проблемы церковной жизни, озвученные до этого на епархиальных съездах. Именно епархиальные СМИ создали фон общецерковной дискуссии и подготовили почву для работы Поместного Собора 1917~1918 годов. По мнению докладчика, задача современных православных СМИ также формирование дискуссионной культуры вокруг работы Межсоборного присутствия. Не просто публикация епархиальных отзывов, но создание комплекса материалов, статей, интервью на ту или иную тему, связанную с обсуждаемыми проектами.
       Проректор МДАиС по научно-богословской работе протоиерей Павел Великанов поделился опытом обсуждения документов Межсоборного присутствия и модерации комментариев на портале #]Богослов. ru#&. Отец Павел обозначил несколько ключевых проблем, существенно затрудняющих динамику интернет-дискуссии. Среди них:
       ~ отсутствие центров проговаривания осмысленных позиций,
       ~ неразвитость богословского контекста,
       ~ недоверие к административному аппарату,
       ~ стремление не улучшить документ, а громко заявить о себе и своей позиции,
       ~ хронический иррациональный страх перед призраком церковных реформ.
       Перечисленные проблемы, усиленные ярким эмоциональным тоном пользователей, по словам докладчика, в ряде случаев сводят на нет попытки организовать конструктивную дискуссию. Для того чтобы последняя стала возможной, необходимо, чтобы комментаторы, каждый на своем уровне, осознали общецерковное значение обсуждаемых проектов и работали над повышением как своего богословского образования, так и личного уровня дискуссионной культуры.
       Глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко также обратил внимание на отсутствие культуры дискуссии в церковной среде. При этом отец Георгий назвал одной из главных проблем современной церковной действительности проникновение в нее вируса #]политического православия#&, когда законы и методы политической борьбы осознанно или бессознательно переносятся на внутрицерковную реальность. Представители церковного сообщества начинают объединяться в группы и партии, демонизируют своих оппонентов, формируют образ врага, в результате чего нарушается внутреннее единство церковного организма. Еще одна проблема, по словам выступавшего, невнимательное отношение к первоисточникам, документам, имеющим общецерковное значение (в частности, постановления Священных Синодов и Соборов). Отец Георгий привел примеры, когда СМИ, в том числе православные, и отдельные блогеры откровенно игнорировали содержание документов, в которых была четко прописана позиция Церкви, и выдавали в качестве общецерковной точки зрения высказывания отдельных лиц.
       На важность привлечения к работе над проектами Межсоборного присутствия светских экспертов обратила внимание секретарь комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Маргарита Нелюбова. Докладчица отметила, что сегодня для большей эффективности необходимо действовать структурно, то есть не приглашать просто знакомых экспертов, потому что так удобнее, а обращаться с соответствующим запросом к руководству того или иного учреждения. Маргарита Нелюбова подчеркнула, что основу для такого образа действий составляют соглашения, подписанные епархиями и различными государственными ведомствами и общественными организациями.
       Также в рамках панельной дискуссии участники круглого стола из разных епархий поделились своим опытом участия в обсуждении документов Межсоборного присутствия и высказали соображения по поводу того, как активизировать участие СМИ и представителей общественности в общецерковной дискуссии.



Основная проблема ~ неумение разговаривать друг с другом

       Остановимся несколько на особенностях последних дискуссий, имевших место на портале #]Богослов. ru#&. Прежде всего следует отметить ярко выраженный эмоциональный тон. С одной стороны, это указывает на высокий уровень личной заинтересованности, вовлеченности в предмет дискуссии. С другой стороны, высокая эмоциональность является скорее оперативным инструментом для самоидентификации. При помощи эмоциональных высказываний участники ищут сторонников, формируют группы, а потом и определяют общую стратегию поведения. Эмоционально окрашенные высказывания, не несущие собственно информации, являются маркерами самоидентификации и выражаются, как правило, в нескольких повторяющихся формах: #]А кто ты такой? Сам такой! Ты не ответил? Мне вас искренне жаль / Я вас прощаю / Я за вас помолюсь#&. Основная цель этих форм ~ определение #]свой ~ чужой#&, такой #]опрос#& необходим для ускорения процесса коммуникации, даже если этот #]обмен любезностями#& происходит посредством провокации. Отметим, что доля подобных высказываний значительна: в окончательном виде они составляют около 15 %, а среди отклоняемых модератором ~ более 80 %.
       Еще одна особенность всех дискуссий по документам Межсоборного присутствия ~ стремление участников не улучшить или переписать документ, а четко артикулировать свою личную позицию (или позицию группы лиц) по данному вопросу. Это свидетельствует об общей незрелости церковной аудитории, непонимания, какое место имеет данная дискуссия в алгоритме принятия документов. Один из уроков, который необходимо всем нам усвоить: прежде чем что-то обсуждать, надо четко понимать, какой статус данная дискуссия имеет и что представляет собой механизм или алгоритм, по которому результаты этой дискуссии будут влиять на принятие решений. Главным образом говорят не потому, что понимают, что и как будет дальше, а потому, что молчать уже не могут и не хотят. Конструктивной дискуссии, увы, это не способствует.
       Из этого можно сделать вывод: сегодня публикация документов Межсоборного присутствия показала, что у нас нет удобных для всех слоев церковного сообщества площадок, которые взяли бы на себя функцию представительства интересов различных групп внутри Церкви. Речь не идет о какой-то церковной #]многопартийности#&, но если мы хотим реальной широкой рецепции всей полнотой Церкви обсуждаемых документов, а также существенного повышения КПД дискуссий, то появление подобных #]рупоров#& представляется крайне желательным. Отсутствие подобных центров и объясняет, на наш взгляд, одну характерную особенность практически всех общецерковных дискуссий последних лет: активная спекуляция темой внутрицерковного раскола. Если по какому-то вопросу существует более одного мнения, то очень быстро по мере разрастания дискуссии появляется отдельная ветка: обсуждение этого вопроса ведет к церковному расколу. И этот страх ~ а одновременно и своего рода #]ручной тормоз#& для любой дискуссии ~ неизбежная плата за неумение честно проговаривать позиции, разговаривать друг с другом и договариваться.

Из выступления протоиерея Павла Великанова
об особенностях обсуждения проектов документов
Межсоборного присутствия на фестивале #]Вера и слово#&