Несколько замечаний по системе "PAINTBRUSH"
Рябов Г.Г.

Домашний персональный компьютер уже давно превратился в нашего серьезного помощника в делах, связанных с печатанием, редактированием, поиском информации, общением через электронные коммуникации и многими другими сферами нашей деятельности. Конечно, он незаменим для профессионалов-программистов. И все-таки очень большую часть времени использования домашнего компьютера занимают машинные игры, многие из которых слабо связаны с развитием творческих способностей человека.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на ряд информационных технологий, представленных на персональных компьютерах, которые, как кажется, недостаточно оценены с точки зрения развития творческих наклонностей человека. Простейшей из них является система Paintbrush. Можно предвидеть здесь определенный скепсис у знатоков машинной графики, хорошо знакомых с такими мощными графическими системами как Corel и для которых средства Paintbrush кажутся примитивными.

Разумеется, что с точки зрения специалиста по рекламе, использующего, например, модификации мировых шедевров изобразительного искусства, может показаться более высоким и рациональным использование следующих этапов в машинной графике. Ввод в машину со сканера репродукции (или ее части) выбранного шедевра или даже использование хранящихся на дисках изображений. Затем внесение в это изображение световых, цветовых или других изменений и дополнений, в том числе и рекламируемых изделий, этикеток и т.п., для достижения задуманного эффекта. Здесь одна из основных задач - задержать взгляд смотрящего на изображение возникновением массы ассоциаций, связанных как с самим шедевром, так и с "изворотливостью" приемов его использования в рекламных целях.

К сожалению, многие примеры использования мировых шедевров в рекламных целях, а здесь наиболее "повезло" творениям Леонардо да Винчи и Микеланджело, чаще всего вызывают чувство отторжения.

И поэтому кажущаяся примитивность средств Paintbrush где-то сродни примитивности обычных физических кисти, красок и карандаша, создает определенные предпосылки для развития устремлений в изобразительном творчестве, конечно, в первую очередь на любительском уровне.

Как и всякая технология, технология Paintbrush, имеет свой диапазон использования, определяемый ее сильными и слабыми сторонами.

К положительным особенностям этой технологии следует, прежде всего, отнести следующие:

  1. Исключительная оперативность внесения изменений в создаваемое изображение.
  2. Возможность хранения нескольких промежуточных или окончательных вариантов машинной картины, с возможностью продолжить работу над любым из них.
  3. Возможность исключительно широкой палитры цветов и вариантов ее использования.
К основным недостаткам системы следует отнести:
  1. Сложность создания исходного рисунка, графической основы будущей оригинальной машинной картины.
  2. Специфика практической непрозрачности машинных красок.
  3. Еще достаточно ограниченный растр для изображения на экране монитора.

Не претендуя на философское осмысление возможностей этой технологии в будущем арсенале изобразительных средств, заметим лишь, что перечисленные выше недостатки, скорее всего, будут преодолены в ближайшие годы.

Постараемся снять определенный скепсис, связанный с перечисленными выше недостатками системы и, в первую очередь, рассмотрим приемы создания машинного рисунка, графической основы будущей машинной картины.

Приемы создания графической основы машинной картины можно классифицировать следующим образом:

  1. Сканирование исходного рисунка, сделанного на бумаге карандашом, пером или чем-то другим.
  2. Рисование с помощью машинной "мыши" или иными инструментами по планшету.
  3. Использование геометрических построений.
  4. Рисование методом "отсечения".
  5. Смешанная техника создания графической основы будущей картины.

Сканирование рисунка, возможно сделанного на натуре, вряд ли стоит здесь комментировать. Но, как правило, и здесь не обойтись без второго приема-рисования с помощью машинной "мыши" (чаще всего, используя, оператор "карандаш"). Но может графическая основа сразу создаваться с помощью оператора "карандаш".

Третий прием - использование геометрических построений, прежде всего, подразумевает применение операторов "отрезок прямой", "замкнутая ломаная линия" и в более редких случаях операторов "овал" и "прямоугольник". Этот прием наиболее естествен при изображении архитектурных объектов. Строится как бы каркас здания, на который после будет нанесено цветовое решение. Реже используется оператор "овал", но для некоторых специфических изображений он очень полезен. Так, например, для изображения древнего театрального амфитеатра.

Но геометрические построения весьма полезны при разметке общей компоновки изображения, компоновки фигур людей, общих пропорций тела или лица - словом все те приемы, которые известны по курсам рисования и которым посвящены многие учебники.

Следующий прием условно будем называть приемом "отсечения". Он состоит из задания некоторой обобщенной формы, от которой с помощью оператора "ластик" отсекаются ненужные части, он чем-то сродни работе скульптура.

Определенные промашки, которые могут случиться при отсечении, не страшны, так как могут быть легко исправлены с помощью оператора "кисть".

Все перечисленные выше приемы, как правило, не используются изолированно, а составляют один как бы смешанный прием создания графической основы для дальнейшей цветовой разработки.

Теперь кратко рассмотрим возможности, предоставляемые в системе операторами "заливка цветом", "кисть", "распыление".

  1. "Заливка цветом". Этот прием требует точного оконтуривания той площади картины, которая планируется быть покрытой ровным тоном. В случае "просачивания" где-либо цвета в недопустимую область, легко это исправить, применив повторно "заливку" той же области белым цветом и затем, найдя и заделав "щель" в контуре, применить "заливку" выбранным цветом повторно. Оперативная "заливка" различными цветами основных площадей картины дает возможность выбрать наиболее приемлемый вариант общего цветового баланса картины. Дальнейшая цветовая разработка может вестись уже по этому фону.
  2. Оператор "кисть" является основным инструментом при разработке цветовых деталей. Вариациями различных размеров мазка кисти и его формы можно достигать достаточно тонких эффектов, близких к физической кисти. Однако надо постоянно помнить, что остается только цвет, нанесенный последним.
  3. Специфический оператор "распыление" с различными диаметрами рассеиваемого пятна может быть использован для нескольких важных моментов.
    • Во-первых, для создания более или менее гладкого перехода между тонами, полутени.
    • Во-вторых, для элементов цветовой перспективы.
    • В-третьих, для некоторой смеси различных цветов.

Особенности машинной реализации разных сюжетов из-за своей специфики могут часто ассоциироваться с различными художественными стилями.

Так ровное покрытие ярким цветом значительных площадей с четко выраженным контуром очень напоминает стиль витражей. Здесь можно вспомнить произведения ряда современных художников, работающих в манере, близкой к стилю Леже, сочетающему элементы кубизма и витражной декоративности.

Орнаментально-декоративное направление в пейзажной живописи, связанное с именами таких художников, как Куинджи, Крымов, Сарьян, также часто имеет дело с приемами покрытия ровным цветом больших площадей картины.

Яркость и чистота тонов машинных красок могут напоминать и о стиле фовизма, картины Матисса, Кирхнера и других.

В целом, верное попадание в тон, более точно, в цветовую гамму изображаемого образа, что является сильной стороной мастеров импрессионизма, может иметь в машинной системе рисования достаточно эффективный инструмент для своего достижения.