Казакевич О.А. Коллективизация в тундре (по материалам полевого дневника Г.Н. Прокофьева 1930 г.) // «Маргиналии-2010: границы культуры и текста». Каргополь (Архангельская обл. России), 25–26 сентября 2010 г. Тезисы докладов международной конференции. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 92–95.

В Архиве Г.Н. и Е.Д. Прокофьевых (МАЭ РАН) хранятся фрагменты трех полевых дневников известного лингвиста и этнографа-североведа Г.Н. Прокофьева, разделенные интервалом менее чем в пять лет, но по сути представляющие три разных эпохи: 1921 г. (поездка на Нижнюю Обь к обским и ямальским ненцам, которые только начинают присматриваться к новой власти, но существенных изменений в их жизни еще не происходит), 1925–1926 гг. (первый год работы директором инородческой школы в Туруханском крае, родовые советы, еще связанные со старой социальной организацией инородцев, школа как место знакомства автохтонного населения с плодами цивилизации, а также с идеологией новой власти, появление местных активистов-демагогов), 1930 г. (путешествие с культбазы Хоседа-Хард к Югорскому Шару: вокруг уже вовсю ведутся поиски кулаков, коллективизация добралась до северных окраин). Фрагмент дневника 1930 г. охватывает период с 21 мая по 12 августа (примерно два с половиной месяца). Это самый эмоциональный из трех дневников. Если в дневниках 1921 и 1925–1926 гг. мы в основном находим описания событий, людей, их обычаев и нравов, сделанные пусть заинтересованным, но все же сторонним наблюдателем, то в дневнике 1930 г. явственно ощущается душевная боль за судьбу людей тундры и отчаяние от тупости представителей власти и неадекватности их действий.

Ключевые слова: полевой дневник, история страны, коллективизация в тундре, работа исследователя и политика