ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Серафима (Цудзиэ)
во епископа Сендайского
(Японская Автономная Православная Церковь)

Преосвященный Серафим, епископ Сендайский

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 28 декабря 1999 года игумену Серафиму (Цудзиэ), клирику Японской Автономной Православной Церкви, по возведении в сан архимандрита определено быть епископом Японской Автономной Православной Церкви с титулом: епископ Сендайский.

Наречение архимандрита Серафима

       12 января 2000 года, в день памяти святителя Московского Макария, в Крестовом храме Синодальной резиденции Святейшего Патриарха в Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Серафима (Цудзиэ) во епископа Сендайского. Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископ Истринский Арсений, епископ Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий. При наречении во епископа архимандрит Серафим произнес речь:
       "Ваше Святейшество, Ваши Преосвященства! Прежде всего я хотел бы поблагодарить всех вас за ваше благословение, с которым я, недостойный, нахожусь на этом молитвенном месте.
       На Соборе Японской Православной Церкви, состоявшемся после смерти ее Предстоятеля Высокопреосвященного митрополита Феодосия, для сохранения нормального церковного строя были избраны кандидаты на епископское служение. К моему большому удивлению, я оказался одним из них.
       По благословению и благодаря отцовским заботам Вашего Святейшества с августа по сентябрь прошлого года я смог ознакомиться с монашеской жизнью во многих монастырях Русской Православной Церкви.
       Несмотря на короткий срок моего служения в Церкви Христовой, после долгих колебаний я решился быть кандидатом на епископское служение. Я уверен в том, что Господь дает мне новое послушание через Собор, которому несомненно содействовал Святой Дух. Поэтому я посчитал своим христианским долгом выполнять возложенное на меня по общим молитвам священнослужителей и мирян Святой Церкви послушание.
       В чинопоследовании Божественной литургии ясно сказано об апостольском служении епископа: право правяща слово Твоея истины. Я понимаю это как одну из важнейших задач епископского служения. Она заключается в проповеди Евангелия, благовестия Христова людям.
       Как известно, святой равноапостольный Николай Японский сеял семя Евангелия на Японской земле и его преемники взращивали это семя. И постепенно оно росло.
       Святитель Николай говорил: "Я передал Японской стране Апостольскую Церковь". Теперь по Промыслу Божию на меня, малоспособного, возлагается долг выращивать это православное семя и новое назначение - сохранять невредимой православную веру. Таким образом, мой первейший долг - передавать своим соотечественникам учение Святой Соборной и Апостольской Церкви.
       У нас в Японии число христиан не превышает одного процента населения. Это значит, что наша Церковь должна быть миссионерской, какой она была в апостольское время. Правда, в наше время нет гонения на христиан, но зато обязательно будут другие трудности. Нам надо бороться со злейшим врагом нашего времени - безразличием. Значит, нам надо проповедовать всем об истинном смысле жизни не только словами, но и всей своей жизнью.
       Чтобы современные люди могли узнать об истинном счастье и получить спасение, нам нужно проводить святую жизнь по Евангелию, подражая тому, как жил Христос и Его ученики.
       Наша Церковь делает новый шаг вперед, черпая силы в материнской любви Русской Православной Церкви. И в этот момент мне хочется вспомнить слова Апостола Павла, который так говорит о Церкви Христовой: ...Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4, 16).
       Это значит, что для того, чтобы Церковь росла, нужно возрастать каждому ее члену. Апостол Павел говорит о составляемом и совокупляемом теле, а ключом единения человека с Богом и с ближним является Святая Чаша Господня.
       Я убежден в том, что Божественная литургия есть средоточие нашей духовной жизни. Тело Христово, как благодать Божия, оживляет нас, наши тела и души, Причастие Святых Христовых Таин укрепляет нас и дает силы служить Богу. И мы должны, соединяясь в этом великом Таинстве со всеми верующими, привлекать в Церковь людей, не знающих еще Истинного Бога.
       Святой Апостол Петр учит нас: Пасите Божье стадо, какое у вас, назирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду... (1 Пет. 5, 2-3). Поэтому я, многогрешный, прошу Вас, Ваше Святейшество, и всех Преосвященных архипастырей молиться обо мне, чтобы я смог достойно выполнять должность пастыря.
       По благословению Русской Православной Церкви наша Японская Церковь получила автономию, но она еще защищается любовью Матери - Русской Православной Церкви. Как ребенок, наша Церковь еще нуждается в этой материнской любви.
       Прошу Ваших святых молитв о нашей Церкви, лично прошу Ваше Святейшество и всех архипастырей молиться обо мне, недостойном, чтобы я мог понести это ответственное служение как апостольский преемник - безошибочно и по Преданию и правилам Святой Церкви".

Перед хиротонией архимандрита Серафима

       15 января 2000 года, в день преставления преподобного Серафима Саровского, в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Серафима во епископа Сендайского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископ Истринский Арсений, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Киотоский Даниил. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Серафиму архиерейский жезл, произнес Слово:

Благословение епископской мантии

       Преосвященный епископ Серафим, возлюбленный во Христе брат наш!
       По воле Божией Собор Японской Автономной Православной Церкви и Священный Синод Русской Православной Церкви избрали тебя во епископа Сендайского. Ныне действием Святого Духа через возложение рук епископов ты возведен на высшую ступень церковного служения.
       Твое посвящение во епископа совершается в знаменательное время, когда весь мир празднует 2000-летие Рождества Христова.
       В зрелом возрасте призвал тебя Господь на служение Святой Церкви. По окончании Токийской Духовной семинарии и рукоположении в священный сан ты ревностно трудился, выполняя различные послушания в Токийской митрополии. А когда возникла необходимость, по благословению покойного Митрополита Феодосия ты был назначен инспектором Токийской Духовной семинарии.
       Теперь тебе предстоит управлять Сендайской епархией Японской Православной Церкви. Ты призываешься быть стражем Православия в ответственный период истории Японской Церкви. Прежде чем ты приступишь к своему новому служению, по традиции мне надлежит напутствовать тебя словом назидания и ободрения.
       Две тысячи лет тому назад Господь наш Иисус Христос пришел на землю и основал Церковь Свою Святую. Мы исповедуем, что не нашей человеческой мудростью, не нашими немощными руками управляется Церковь Христова, а Сам Пастыреначальник Господь через нас, смиренных служителей Его, управляет ею и дает Свою Божественную силу и благодать верующим в Него.
       Мы и Собор епископов, участвующих в твоей хиротонии, рады были услышать от тебя твердое исповедание веры. Это вселяет в нас надежду, что ты будешь добрым архипастырем на ниве церковной, будешь идти путем любви, проповедуя мир ближним и дальним (Еф. 2, 17), призывая паству свою воплощением в жизнь заповедей Господних благовествовать о спасительности Евангелия Христова и его непреходящих нравственных и моральных ценностях.
       Служение епископа есть жертвенное умирание ради любви к пастве и Церкви, любви, которая, по слову Апостола Павла, "долготерпит, милосердствует... не завидует... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1 Кор. 13, 4-7).

Участники хиротонии (крайний справа - епископ Серафим)

       Связь епископа с паствой осуществляется не через властвование, а через взаимность любви. Господь сказал: "Пастырь добрый душу свою полагает за овцы... и овцы знают его и слушают глас его" (Ин. 10, 11, 3). То же говорит о себе как служителе Божием Апостол Павел: "...я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией" (Деян. 20, 24).
       Вот и ты, в силе любви к церковному служению, внимай себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил тебя епископом "пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28).
       Святитель Василий Великий увещевает нас: "Предстоятель не должен употреблять власти своей к оскорблению подчиненных и превозноситься перед ними, а более того, степень сана своего обязан обращать в повод к смиренномудрию перед ними". К этому призывает нас Сам Господь: "Кто из вас меньше всех, тот будет велик" (Лк. 9, 48).
       Епископ несет особую ответственность за паству. Чужие горести и радости он должен делать как бы своими. Епископ обязан заботиться о душах, воздействуя на них в первую очередь мерами прощения, но и строгостью, а главное - личным примером.
       "Епископ должен принадлежать всем, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - и носить тяготы всех. Епископ принадлежит суду всех - и мудрых, и неразумных. Будешь действовать сильно - прослывешь жестоким, а если не сильно - холодным. Как многих вынужден бывает он огорчать вольно или невольно".
       А вот какой совет дает святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский: "Имей мудрость, умей выбирать людей! А не сумел выбрать хороших, так постарайся сделать дурных хорошими... [следует] держаться ровней, избегать всевозможных резких слов и вспышек. Да будет слово твое от сего времени - кротость, крайняя снисходительность и любовь".
       Епископское служение призывает тебя, возлюбленный брат, к многим подвигам, к готовности переносить трудности, скорби и испытания. Будь терпелив, всегда помни слова Господа, сказанные Апостолу Павлу: "Сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12, 9).
       Возлагай все упование на Господа, на предстательство Его Пречистой Матери и молитвы святых угодников Божиих.
       Промыслом Божиим нареченное тебе при пострижении в монашество имя Серафим значит "пламенный". Зовет оно к тому, чтобы всегда пламенеть в своих трудах и молитве, быть ревностным созидателем нерукотворенных храмов Божиих в сердцах паствы. Совершая богослужения в храмах твоей епархии, постоянно памятуй, что в день празднования памяти этого великого русского подвижника и твоего Небесного покровителя ты воспринял явленную тебе милость Господню - в благодати архиерейства.
       Как тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим на камне: "Боже, милостив буди мне, грешному", - так молится он и сейчас о каждом из нас, в том числе и о тебе, когда обращаются к нему за молитвенным предстательством. Познавая глубину, соединяющую его святость с твоим предстоящим архипастырским служением, да откроешь ты для себя смысл его слов: "Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся".
       Слово, обращенное к тебе, я говорю под впечатлением наступившего юбилейного года 2000-летия христианства, который открылся нашим посещением Святой Земли, совместными богослужениями, молитвами, встречами с Предстоятелями и представителями Православных Церквей и многочисленными паломниками.
       "Иди, благовествуй Царствие Божие" (Лк. 9, 60), ревностно проповедуй слово Божие, созидая христианское единство и утверждая "на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2, 14).
       С этими мыслями я вручаю тебе этот священный жезл как символ архиерейской власти, с которой поведешь за собой верующий народ твоей епархии спасительными стезями Христовыми.
       От данной тебе благодати начни свое епископское служение благословением нашего верующего благочестивого русского народа, молившегося сегодня о тебе.
      
Первое благословение новопоставленного епископа


      
       Архимандрит Серафим (в миру Нобору Цудзиэ) родился 23 марта 1951 года в городе Акита (Япония). В 1969 году поступил в Токийскую школу фотографии, которую окончил в 1973 году. Работал в рекламной компании.
       В 1987 году принял Святое Крещение с именем Андрей в честь Апостола Андрея Первозванного. В 1987 году поступил в Токийскую Духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
       5 ноября 1989 года епископом Пенсильванским Германом (Православная Церковь в Америке) был рукоположен во диакона (целибат), служил в Токийском Воскресенском соборе.
       18 августа 1991 года Архиепископом Токийским, Митрополитом всей Японии Феодосием рукоположен во иерея и назначен на работу в канцелярии митрополии, а также инспектором Токийской Духовной семинарии.
       С августа 1993 года служил в Воскресенском соборе ("Николай-до") в Токио.
       20 августа 1999 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество с именем Серафим - в честь преподобного Серафима Саровского.
       6 сентября 1999 года, в день памяти святителя Московского Петра, в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием возведен в сан игумена.
       9 января 2000 года, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием возведен в сан архимандрита.