|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 03-2000 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония архимандрита Меркурия (Иванова) во епископа Зарайского, викария Московской епархии
|
Преосвященный Меркурий, епископ Зарайский, викарий Московской епархии |
Постановлением Патриарха и Священного Синода от 28 декабря 1999 года игумену Меркурию (Иванову), клирику Смоленско-Калининградской епархии, определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии, Управляющим Патриаршими приходами в США. |
Патриаршее благословение |
5 февраля 2000 года, в день празднования Собора Костромских святых, в Богоявленском кафедральном соборе в Москве было совершено наречение архимандрита Меркурия (Иванова) во епископа Зарайского, викария Московской епархии.
Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Тверской и Кашинский Виктор, епископы Бронницкий Тихон, Балтийский Пантелеимон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва. При наречении во епископа архимандрит Меркурий произнес речь: |
Наречение архимандрита Меркурия |
"Ваше Святейшество, Святейший Владыка и всемилостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Христовы!
Вскоре силой и благодатью Духа Святого, молитвами Церкви, через великое Таинство апостольского преемства совершится моя хиротония во епископа.
Рукоположение одного из членов христианской общины в епископский сан - это событие, затрагивающее всю Церковь. Потому что епископство - это полнота благодатных даров Таинства Священства, а значит, оно же есть полнота жизни самой Церкви. Святой Ириней Лионский потому и говорил, что "без епископа нет Церкви". И действительно, та Церковь, которая теряет епископство, идущее от времен апостольских, теряет Таинство, теряет реальное присутствие Христа, а значит, перестает быть Церковью в подлинном смысле этого слова.
Епископ - это человек, которому Бог дарует возможность и силу подавать в Таинствах дар Божественной благодати другим людям. Это значит, что без епископа не может быть Церкви, так как без него невозможна полнота церковной жизни.
В священном Писании звание "Епископ" усваивается Самому Жизнодавцу Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу (1 Пет. 2, 25). Епископами называли себя Апостолы (Деян. 1, 20). Это служение несли величайшие мужи и святые Православной Церкви.
Понимая все это, глубоко осознаю свои немощь и недостоинство перед великой ответственностью епископского сана. Трепет и страх исполнили мое сердце, когда голосом Церкви повелел Христос стать мне, грешному, в ряды блюстителей полноты церковной жизни и Святой Православной веры.
Однако твердо верю, что нет в жизни человеческой случайностей. Ибо Пастыреначальник Христос Сам правит Своей Церковью. И теперь в глубоком смирении всех моих сил душевных предстою пред Вами, святители Божии, склоняя голову, и с трепетом благодаря, ничесоже вопреки глаголю.
Знаю, что недостоин сего великого служения, но верую и исповедую благодать Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. В преддверии епископского служения не уповаю ни на какие человеческие силы, ни на ум, ни на крепость, ни на чуткость, только надеюсь, что сила Божия и в моей немощи совершится (2 Кор. 12, 9).
Верю, если мы отдаем все до конца на служение Богу, то всякое дело наше совершается в преуспеянии и все силы ада не смогут одолеть самой хрупкой немощи человеческой. На парамане монаха начертаны слова: "Аз язвы Господа моего на теле моем ношу". Смысл этих слов, в которых заключается добровольное сораспятие Христу, стал приоткрываться мне в пастырских трудах. Ведь они - не что иное, как добровольное истощание себя за души своей паствы (2 Кор. 12, 15). С первого дня своего священства и до сегодняшнего дня одного желала и желает душа моя: отдать все, что мне дал Господь, на святое служение Церкви, чтобы ничего не осталось во мне моего, но все было Христово, чтобы изо дня в день мне убывать, а Церкви Христовой пребывать, расти и крепнуть.
Жизнь монашеская - это умирание для мира, жизнь же священника, и тем более жизнь епископская, - это еще и умирание для самого себя. Потому что келейная тишина монашества, та, к которой стремилась душа моя, в епископском служении, в служении, проходящем в гуще человеческой жизни, отбирается, приносится в жертву. Ибо не только в келейных подвигах монашество, но и в жертвенной любви к людям.
Верю, что Промысл Божий устрояет так, чтобы ничто во мне не оставалось моим, чтобы, по слову Исаии пророка, сама душа моя стала добычей всякого алчущего и жаждущего (Ис. 58, 10).
Быть епископом - это еще значит быть первым, но первым в любви, в молитве, в служении, в ответственности. Поэтому епископство - это подвиг, который требует всего человека без остатка, и епископ уже не принадлежит себе, он "человек Церкви". Радости Церкви - его радости, горе Церкви - его горе. Конечно же это служение превышает силы одного человека, но это служение ради Церкви и потому сама Церковь вместе с епископом разделяет его.
Горячо молюсь, чтобы благодать Божия дала мне силы, которых по человеческой немощи недостает, но невозможное человеку возможно Богу (Мф. 19, 26). И вас, возлюбленные святители Христовы, прошу молитвами своими поддержать меня. Верю, что по Вашим молитвам, Святейший Владыка, по вашим молитвам, досточтимые святители, по молитвенному предстательству святителей Тихона, Патриарха Всероссийского, и Иннокентия Московского, ревностно потрудившихся Господу в стране, мне определенной для служения, не оставит меня Господь.
Святой Иоанн Лествичник говорит, что, как бы пряма и остра ни была стрела, она будет лежать бесполезной, если не будет лука и тетивы, руки и глаза и твердого намерения стрелка пустить эту стрелу в цель. Поэтому особые слова благодарности хочется сказать Вам, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие, за Вашу Первосвятительскую любовь и заботу. Глубокой благодарностью исполнено сердце мое к Вам, дорогой Владыка Кирилл, так как под Вашим мудрым руководством прошел трудный и ответственный период моего пастырского становления, формировалось сознательное отношение к служению в Церкви.
Хочется выразить благодарность Священному Синоду нашей Матери-Церкви за избрание меня на самую высокую и самую ответственную степень церковной иерархии. Выражаю свое почтение и уважение и всем архиереям нашей Церкви, которые совершают великое свое служение в церковном единстве и преданности, в вере и любви. Сердечно благодарю и преклоняю голову перед теми людьми, которые дали мне жизнь, которые молились и молятся обо мне, - моими родителями.
Велико и славно то служение, которое, по словам Апостола, является домостроительством Божиим о спасении мира (Тит. 1, 7). Велико и славно то служение, которое сопряжено с ответственностью за сохранение веры и соблюдение кафолического предания в Поместной Церкви.
Поэтому еще и еще раз прошу Вас, Ваше Святейшество, всех вас, возлюбленные о Христе архипастыри Церкви Божией, весь народ православный, о молитве за меня, грешного. И пусть Господь соединит всех нас единой верой, неколебимой надеждой, взаимным доверием и любовью, которые могут победить все. Аминь". |
Хиротония архимандрита Меркурия |
6 февраля 2000 года, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, в Богоявленском кафедральном соборе в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Меркурия во епископа Зарайского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Тверской и Кашинский Виктор, епископы Бронницкий Тихон, Балтийский Пантелеимон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Серафиму архиерейский жезл, произнес Слово:
Преосвященный епископ Меркурий, возлюбленный о Христе брат наш!
Благодатью Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилась твоя Пятидесятница. Под сводами Богоявленского кафедрального собора были вознесены молитвы и через возложение наших рук ты соделался епископом, приобщился к Собору святителей Русской Православной Церкви. Послужив твоему освящению, нам надлежит, по чину церковному, напутствовать тебя Словом назидания.
Промысл Божий привел тебя к высшему служению Церкви Божией. Умудрившись Священным Писанием "во спасение верою во Христа Иисуса" (2 Тим. 3, 15), уповая на помощь Божию, вступай на этот новый для тебя путь архипастырского делания. По преемству от Апостолов являй собой правило веры, образ кротости и воздержания, стяжи смирение высокое, нищету богатую, благочестие нелицемерное, терпение безмятежное.
Будь внимателен к себе, молитвенен, имей "непорочную совесть пред Богом и людьми" (Деян. 24, 16), "будь верен до смерти" (Откр. 2, 10) Церкви Христовой, канонам и правилам церковным, помни, что "каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих" (1 Кор. 4, 1). Будь примером трепетного совершения Таинств. Сознавай важность совершаемых священнодействий, чин и порядок которых учреждены святыми и богомудрыми отцами Церкви. В благоговении сохраняй их и оберегай от искажений.
Епископ, по слову Апостола, "должен быть... учителен" (1 Тим. 3, 2). С живой верой и горячей любовью научай паству твою истинам Христовой веры и правилам доброй христианской жизни, укрепляй людей в живой и чистой любви ко Творцу и к ближним, в преданности во всем воле Всеблагого Промысла Божия, в готовности и в общественной жизни следовать не собственным выгодам и корысти, а чувству ответственности за судьбу Отечества и всего человеческого рода. Но "Царство Божие не в слове, а в силе" (1 Кор. 4, 20), потому неотступно молись, чтобы помощь Божия всегда пребывала с тобой и укрепляла тебя "в праведности и святости истины" (Еф. 4, 24).
Твердо и мужественно противостой всем "производящим разделения и соблазны" (Рим. 16, 17). Тех, кто вносит в церковную среду разномыслие, недоверие к церковной власти, кто пытается поколебать церковную дисциплину, спасай, "исторгая из огня" (Иуд. 1, 23) бесовской прелести. Бойся Господа и служи "Ему в чистоте и искренности" (Нав. 24, 14).
Радостным должно быть для тебя то, что хиротония твоя совершена на рубеже грядущего третьего тысячелетия, в период празднования 2000-летия Рождества Христова - знаменательного события, которое стало не только точкой отсчета жизни Святой Церкви, но и новой эры человеческой истории.
Твоя архиерейская хиротония совершена в соборе, где верующим москвичам покровительствует Своим предстательством Пресвятая Богородица Своей чудотворной Казанской иконой. Всегда прибегай под Ее державный покров, молись пред Ее Пречистым образом умиленною душею и сокрушенным сердцем, ибо Она всем "иже в напастех, и скорбех, и болезнех, обремененных грехми многими полезная" дарует.
Здесь же, в соборе, святыми мощами почивает великий пастырь Церкви Московской и Всероссийской - святитель Алексий, богомудрый чудотворец. Припади к раке его мощей и получи от него благословение на твое епископское делание.
Твое рукоположение совершилось в день празднования памяти блаженной Ксении Петербургской. Мы видим в этом знак благоволения Божия к тебе за ту любовь и почитание, которое ты всегда имел и к блаженной Ксении и к святому праведному Иоанну Кронштадтскому. С верой и упованием обращаясь к ним в молитве, ты давно в лице этих молитвенников и предстателей за Землю Русскую обрел для себя Небесных покровителей. Веруем вместе с тобой, что их молитвы помогут тебе нести крест архипастырского служения.
Постоянно памятуй и размышляй о том, что тебе оказана честь и доверие окормлять нашу патриаршую паству на далеком Американском континенте. Сегодня значительно увеличилась русская диаспора в Америке, растет и численность прихожан в патриарших приходах, особенно это относится к Свято-Никольскому собору в Нью-Йорке, который готовится отметить свое 100-летие. Благодаря этим приходам, через Церковь наши соотечественники будут всегда ощущать живую связь со своей исторической Родиной. Содействуй укреплению духа любви к Матери-Церкви и преданности ей во вверенной тебе пастве. |
Первое благословение новопоставленного епископа |
Твое служение должно быть выражением наших сердечных, братских чувств к Православной Церкви в Америке в лице ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Феодосия, епископата, клира и мирян. Претворяй в жизнь евангельский завет Спасителя о вожделенном единении всех верных чад Его (Ин. 17, 21), заботься о дальнейшем развитии всесторонних отношений между нашими странами.
Да почиет на тебе дух преподобного Германа Аляскинского, святителя Московского Иннокентия (Вениаминова), святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и их сподвижников, совершавших свое служение и проповедь Святого Православия в Северной Америке.
Господь вручает тебе для хранения и спасения святое Свое достояние, будь верен призыву Господню до конца дней своих. "Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено" (2 Тим. 3, 14). Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа да будут с тобой неизменно в твоем служении.
А теперь прими этот жезл как знамение силы Божией и твоего архиерейского достоинства, взойди на это возвышенное место и от полученной ныне благодати призови благословение Господне на верующих людей сих, молившихся с нами в день твоей архиерейской хиротонии. |
Участники хиротонии (крайний справа - епископ Меркурий) |
***
Архимандрит Меркурий (в миру Игорь Владимирович Иванов) родился 21 января 1964 года в городе Порхове Псковской области в семье рабочих. В 1981 году окончил среднюю школу.
В 1981-1982 годах работал в операционном блоке районной больницы в должности медбрата. В 1982 году поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который окончил в 1989 году, получив диплом врача-педиатра.
12 марта 1988 года (на 5-м курсе института) был пострижен в монашество.
15 января 1989 года (на 6-м курсе института) архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом был рукоположен во иеродиакона, 6 августа 1989 года - во иеромонаха. Назначен штатным священником Свято-Никольского собора в Калининграде.
3 апреля 1990 года назначен настоятелем Казанской церкви в поселке Янтарный. 13 января 1991 года назначен настоятелем Серафимовской церкви города Светлогорска.
5 мая 1993 года назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы города Калининграда. 5 мая 1996 года назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Христа Спасителя города Калининграда.
В период с 1992 по 1994 год экстерном окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. В настоящее время является студентом Санкт-Петербургской Духовной академии (экстернат).
17 ноября 1992 года возведен в сан игумена. 9 января 2000 года возведен в сан архимандрита.