ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Встреча Первосвятителя Русской Православной Церкви с руководителями Епархиальных отделов образования

       27 января 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий принял в своей резиденции в Свято-Даниловом монастыре участников Рождественских образовательных чтений - руководителей Епархиальных отделов религиозного образования и директоров православных учебных заведений Москвы. Зал Патриаршей резиденции в этот вечер с трудом вместил всех желающих: их было около ста человек.
       Приветствуя собравшихся, Святейший Патриарх напомнил, что такие встречи с участниками Рождественских чтений уже стали доброй традицией. Он выразил глубокую благодарность всем труженикам на ниве духовного просвещения, подчеркнув: "Сегодня, как никогда прежде, нужно просвещать людей, учить, укреплять, разделять с ними трудности и испытания, но главное - возвращать их к вере Христовой, к вере Православной...". За последние десять лет, отметил Первосвятитель Русской Церкви, получили развитие различные формы православного просвещения: церковноприходские воскресные школы, православные гимназии и лицеи, высшие учебные заведения. Среди них он особо выделил Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, широко внедряющий дистанционное обучение в тринадцати своих филиалах, действующих в России и ближнем зарубежье.
       Религиозное образование востребовано обществом, и это, по мнению Его Святейшества, свидетельствует о том, что "желание получать знания об основах веры сегодня у нашего народа очень и очень велико". Святейший Патриарх Алексий кратко ознакомил участников Чтений с работой созданного в минувшем году Координационного совета по взаимодействию Министерства общего и профессионального образования и Русской Православной Церкви, цель деятельности которого - помочь учащимся средних и высших учебных заведений приобщиться к основам веры и православной культуры. "Сегодня еще не все и не всюду готовы вводить Закон Божий или вероучение, - заметил он. - Семьдесят лет, которые мы прожили в атеистическом государстве, еще долго будут о себе напоминать, и это - реальность. На уровне Министерства общего и профессионального образования мы пытаемся ввести курс "теологии" или же "основ православной культуры". Мы категорически против "религиеведения", потому что часто этот предмет ведут бывшие преподаватели научного атеизма. В этом случае происходит размывание понятий. Чаще всего в курсе "религиеведения" говорится обо всем понемножку и нет возможности дать представление о православной культуре, православном вероучении. Но это - необходимо".
       Важным аспектом религиозного просвещения Его Святейшество назвал нравственное воспитание молодежи. "Образование и воспитание - это два крыла, которые должны помогать становлению человека", - сказал он, - а должное нравственное воспитание может дать только Церковь". По словам Святейшего Владыки, эту точку зрения разделяет министр общего и профессионального образования Российской Федерации В. Филиппов, который стремится к тому, чтобы в светском образовании был воспринят созидательный опыт Православной Церкви. Он может быть использован для утверждения в молодежи духа патриотизма, нравственности, добросовестного отношения к своим обязанностям. Это особенно существенно в условиях тлетворного влияния на умы и сердца подрастающего поколения средств массовой информации, пропагандирующих насилие, жестокость и разврат. "Часто, особенно в больших городах, воспитание подростков происходит в подвалах, на чердаках и в подворотнях, что способствует распространению главных пороков нашего времени - алкоголизма и наркомании, - с тревогой констатировал Первосвятитель. - А ведь бок о бок с этими детьми живут совсем другие: те, кто посещает воскресные школы или православные гимназии. Но никого из подрастающего поколения нельзя потерять для будущего Церкви, для будущего нашего государства".
       Святейший Патриарх призвал участников Чтений активнее стремиться к сотрудничеству со светскими средними и высшими учебными заведениями. "Путь к этому мы прокладываем и пытаемся решить эту проблему через Министерство общего и профессионального образования, - сообщил он. - Есть сильное противодействие, надо об этом сказать открыто. Но тем не менее мы будем и дальше осуществлять нашу деятельность. Надо идти по этому пути".
       Ценность Рождественских образовательных чтений, по мнению Его Святейшества, в том, что они позволяют православным педагогам из разных епархий обмениваться уникальным опытом. "Такой опыт необходимо изучать, - подчеркнул Святейший Владыка. - Сегодня религиозное образование и воспитание для нас является одним из приоритетов. В этом будущее нашей Церкви и нам необходимо уделять этому вопросу самое пристальное внимание". Свое обращение к участникам Чтений Первосвятитель Русской Православной Церкви завершил словами из послания Апостола Павла: Будьте тщанием не лениви; духом горяще; Господеви работающе (Рим. 12, 11).
       Встреча в Патриаршей резиденции не была формальным официальным мероприятием. Предстоятель Русской Православной Церкви общался с педагогами-подвижниками, искренне болеющими за свое дело. В своем нелегком служении они порой сталкиваются с непониманием, а иногда и прямым противодействием. Свидетельством этому стал вопрос, адресованный Его Святейшеству, буквально крик души, прозвучавший из уст одного из участников Чтений: "Как довести до сведения наших властей, что это ей же, власти, во вред, если в организациях, отвечающих за взаимоотношения с религиозными организациями, работают люди, настроенные к ним враждебно? Особенно это касается Комитетов по образованию".
       "С министром общего и профессионального образования у нас достигнуто взаимопонимание, - ответил Святейший Патриарх, - но, к сожалению, коллектив Министерства образования в основном состоит из старых кадров советского времени, которые движутся по инерции. Поэтому договоренности, которые достигаются с министром, не всегда претворяются в жизнь, потому что блокируются и чиновниками Министерства образования, и на местах. Семьдесят лет господства атеизма будут долго о себе напоминать. С этим тоже приходиться считаться и иногда раз за разом возвращаться к какому-то вопросу..."
       Тревогу православных педагогов вызывают попытки ввести в школьный курс преподавание псевдонауки - "валеологии", являющейся, по сути, пропагандой оккультизма, а также программы "полового просвещения". Получившие ныне новое название - "воспитание здорового образа жизни", эти программы не изменили своей губительной сути. Святейший Патриарх, разделяя обеспокоенность слушателей, охарактеризовал внедрение этих программ как попытку извне разложить молодое поколение. "Я видел учебные пособия по половому воспитанию для детей разных возрастов - от семи до девяти лет и старше, которые года два тому назад планировалось вводить в школах, но они не прошли через Думу, - рассказал он. - Это неприкрытая пропаганда разврата. Мы будем твердо противостоять этому. Главное, чтобы и родители коллективно выступали против внедрения подобных программ. К голосу родителей, к голосу общественности должны прислушаться работники Министерства образования, руководители школ".
       По убеждению Его Святейшества, необходимо активное развитие системы начального церковного образования. "В каждом приходе должны быть церковноприходские воскресные школы, - подчеркнул он. - Это необходимо, и никакие ссылки на то, что нет возможности создать такую школу, не основательны. Она дает возможность посеять в сердцах молодежи добрые начала, которые останутся на всю жизнь... Мне вспоминается, как в восьмидесятом году на приеме в Кремле, когда руководство страны после иностранных дипломатов приветствовало религиозных деятелей, Брежнев как-то вступил в беседу. Он вспомнил о своем школьном законоучителе отце Константине и о том, как родители в детстве возили его в Курскую Коренную пустынь и какой там был порядок и чистота. Такое воспоминание сохранилось на протяжении всей жизни у человека, который очень далек был от всего этого... Необходимо при каждом приходе иметь церковноприходскую школу, это крайне важно".
       Предстоятель Русской Православной Церкви поддержал высказанную одним из участников встречи идею развития православного краеведения, заметив, что знакомство со святынями родной земли будет способствовать воспитанию людей в духе патриотизма. На встрече прозвучал целый ряд вопросов, затрагивающих общецерковные проблемы.
      

В. САФОНОВ

Молитва перед началом встречи Святейшего Патриарха с руководителями Епархиальных отделов образования и директорами православных учебных заведений Москвы


Выступление Святейшего Патриарха Алексия