ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Союз православных педагогов

       В конце октября прошлого года состоялась первая конференция Союза православных педагогов, в которой приняли участие представители Министерства образования Российской Федерации, Московского комитета образования, Московского института повышения квалификации работников образования, Союза писателей России, сотрудники МГУ, МГПУ, методисты и преподаватели из 12 регионов страны.
       Главная задача Союза православных педагогов - содействовать возвращению системы образования на всех уровнях к традиционным основам русской национальной духовной культуры, используя духовно-просветительный опыт Русской Православной Церкви, взрастившей истинных подвижников благочестия и героев Отечества.
       Во множестве докладов на конференции звучала одна мысль - что объединение научной и православной педагогики может стать спасительным союзом в настоящий момент, когда воспитание вытеснено из образования погоней за прогрессом, а незваные "просветители" с Запада и отечественные оккультисты калечат детские души.
       Собравшиеся преподаватели говорили о необходимости написания новых учебных пособий, в которых были бы корректно соединены обязательная программа предмета и святоотеческое наследие, чтобы учитель, часто сам еще только стоящий на пути к храму, мог строить урок в духе традиционной российской культуры. Е. Б. Евладова, председатель секции дополнительного образования Министерства образования РФ, перечислила уже изданные варианты учебников по истории, литературе, языкознанию, этике, имеющих православную основу.
       Во второй половине конференции ее участники разделились для работы по секциям: дошкольного и дополнительного образования, начальной, средней и высшей школы, где обсуждали проблемы этих уровней образования и пути их решения, делились опытом работы.
       В резолюции первой конференции Союза православные педагоги призвали общество осознать, что преображение человеческих душ, величие и могущество народа, укрепление Российского государства зависят от того, насколько задача духовного, нравственного просвещения станет первостепенной для каждого.
       После конференции ответственный секретарь инициативной группы Союза иерей Сергий Рыбаков, клирик Рязанской епархии, ответил на вопросы корреспондента "Журнала Московской Патриархии".
      
       - Расскажите, пожалуйста, о том, как было принято решение создать Союз православных педагогов.
       - Главная наша цель - это объединение усилий. Сегодня, как никогда раньше, чувствуется потребность в объединении. Это чувство вызвано совершенно объективными причинами. Во-первых, это осознание того критического положения, в котором мы все оказались и которое можно охарактеризовать словом "разрушение", - разрушение семьи, нравственности, быта, государственности. Во-вторых, мы наконец-то осознали колоссальную ценность утраченной нами, а затем снова милостиво данной нам Богом Православной веры. Мы увидели необходимость единения в вере, а значит, начали рассматривать себя не только как индивидуумов, но как часть целого, которое именуется словом "народ". Из первых веков христианства мы слышим призыв священномученика Игнатия Богоносца: "Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь спасения, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители, домочадцы и слуги".
       У православных подчас возникает неверное понимание пути спасения как дела сугубо личного. Часто любят приводить слова преподобного Серафима Саровского: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи" - и понимают их примерно так: нужно лет двадцать спасаться самому, а достигнув определенного уровня, после повеления от Господа, уже начинать какую-то работу. Но это путь особый, путь особенных подвижников, а если нам поступать подобным образом - чуть только узнав о деле спасения, сразу уходить в духовно замкнутое пространство, - это погибель. Мирянин должен спасаться, живя в миру, и путь мирянина в своем роде так же труден, как и путь монаха. Монашество - идеал, который не могут понести все.
       Поэтому и возникло предложение к педагогам и всем, кто занят своей профессиональной деятельностью, обратить ее на пользу Церкви, не замыкаясь в своей скорлупе, чтобы эта деятельность была встроена в деятельность десятков, сотен, тысяч людей. Тогда будет и результат. Само объединение конечно же возможно только в Церкви, она является объединяющей силой.
       Союз православных педагогов видится как профессиональная организация, объединяющая и координирующая деятельность в сфере воспитания и образования в духе традиционных духовных и нравственных ценностей нашего народа - Святого Православия. И в то же время - как организация, обладающая возможностью противостоять чуждым разрушительным тенденциям, способная бороться с негативными проявлениями варварства, бескультурья и бездуховности.
       - Кто может стать членом Союза?
       - Наш Союз - объединение священнослужителей, квалифицированных педагогов, сотрудников ведомств и всех ответственных людей любых профессий, исповедующих принадлежность к Русской Православной Церкви, любящих Россию и свой народ. Постоянно действующим руководящим органом является Совет Союза, а высшим - конференция его членов, созываемая Советом не реже одного раза в год. Председатель Союза и Правление, избираемое на срок в три года, составляют Совет Союза. Правление формируется по профессиональной принадлежности: из руководителей комитетов дошкольного и начального, среднего, высшего, дополнительного, военного и духовного образования и по региональной составляющей: в Совет Союза входят региональные сопредседатели. Работа по подбору людей, способных к руководству Союзом, будет проходить без спешки, для этого предварительно избрана инициативная рабочая группа, которая подготовит предложения по данному вопросу к следующей конференции.
       Союз православных педагогов создан при обществе "Наследники Александра Невского", это для начала дает нам прекрасное положение, но необходимо налаживать и свои внутренние структуры.
       - Как Союз православных педагогов предполагает сотрудничать с высшими уровнями системы образования?
       - 4 июля 1999 года министром образования РФ В. М. Филипповым был подписан важный документ: "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений". После долгого перерыва вновь открылась возможность легального плодотворного сотрудничества школы и Церкви. У нас сложились хорошие связи с Отделом дополнительного образования, там присутствует понимание того, что система дополнительного образования и Православная Церковь - это ближайшие союзники.
       Кроме того, Н. В. Маслов, президент общества "Наследники Александра Невского", составляет проект договора с Министерством образования о сотрудничестве. Хотелось, чтобы был создан комитет, координирующий нашу совместную деятельность.
       Само Министерство нуждается в поддержке снизу. В настоящий момент разрушена управленческая вертикаль, одновременно расширяется полугосударственное образование, которое не всегда содействует проведению единой мудрой политики, а скорее, бьется за свои корпоративные интересы. На что выделяются деньги? Либо на модную специальность, либо на специальность, оплачиваемую иностранными инвесторами. То есть уже существует большое сообщество педагогов, имеющих негосударственные интересы и работающих вне Министерства.
       Союз православных педагогов предназначен стать некой звукопроводящей средой для Министерства. Если оно издает приказы, распространяет письма и циркуляры, способствующие упрочению государства, Союз должен вдохновить своих рядовых членов на исполнение этих приказов. Но там, где речь идет об антигосударственной политике, например о внедрении программы валеологии или полового воспитания, мы, напротив, будем противодействовать.
       - Расскажите, пожалуйста, о первоочередных задачах, стоящих перед Союзом?
       - Прежде всего это формирование концепции современной государственной школы, в которой реализуется православная направленность. В советской школе не могло быть и речи о Православии, в дореволюционной школе, к сожалению, тоже не все было идеально, но она базировалась на высоком духовном уровне народа, что, вообще говоря, снимало задачу воспитания в школе. Православное мировоззрение давалось ребенку в семье, в Церкви, начиная с колыбели.
       Нам придется разработать такую концепцию, которая позволит увидеть религиозно ориентированную государственную школу. Для этого нужно понять, какое место будут занимать в ней дисциплины естественнонаучного, гуманитарного характера, что должна дать школа в плане православного воспитания, насколько близко можно подводить ребенка к Церкви, встраивать его в ее служение. Понятно, что не все будут пономарями, многие станут работать на компьютере, управлять машинами, пойдут на заводы или в науку. Такого опыта до сих пор нет, а все это надо хотя бы в общих чертах представить.
       А ближайшая задача, вторая, не менее важная на данном этапе, - это борьба с валом духовной агрессии, обрушившимся на школу. Здесь надо принимать экстренные меры.
       - Не слишком ли рано говорить о воцерковлении государственной школы теперь, когда общество в основном еще блуждает "на стране далече"?
       - Объективно говоря, для успешной педагогической работы необходимо формирование целостной педагогической среды: это понимание родителей, единая педагогическая политика педагогов, содействие этим процессам со стороны всего общества - иначе само воспитание может иметь много отрицательных последствий. Педагог, школа должны быть погружены в среду, способствующую, а не препятствующую педагогической работе.
       Это положение было сформулировано и обосновано еще в середине прошлого века выдающимся философом и педагогом профессором протоиереем Василием Зеньковским: "Немыслима целостная религиозная школа вне соответствующей среды. Школа не может быть основной движущей силой социального преображения, но она чрезвычайно нуждается в наличности живой и духовно здоровой среды. Обе задачи - социальное преображение и создание надлежащей пришкольной среды - неотделимы, конечно, одна от другой, но главная тяжесть в решении этих задач должна лежать не на школе, а на обществе".
       Вспомним, что и Апостол предупреждает: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). Вот нам и нужно стать сообществом с добрыми нравами, а начинать надо прежде всего с отсечения пороков - с запрещения свободной продажи табака, спиртного, порнографической литературы, исключения из жизни казино и прочих подобных заведений. Второй этап - общество должно давать людям возможность спасения. Спастись можно в любом обществе, но если ребенок с самого детства брошен родителями, попал на улицу, то большой вопрос, возникнет ли у него сама возможность обратить душу к Небу... Если же ребенок нормально воспитан, устроен на работу, у него есть возможность и книги почитать, и от родителей услышать о вере, и в церковь пойти, и с батюшкой побеседовать, то мне кажется, есть большая вероятность, что такой человек рано или поздно приступит к делу своего спасения.
       Поэтому проблема должна решаться очень широко и крупномасштабно: нормальное воспитание и образование может дать только нормально организованное общество через государственную школу. Такое учреждение, как православная гимназия или церковноприходская школа, вырванное из общества, имеет совершенно неоднозначную педагогическую эффективность. Казалось бы, отсюда дети должны выйти очень хорошими по своим душевным качествам и обязательно православными, но часто этого не происходит, а возникает даже неприязнь к Церкви. Нередко мы не учитываем реального состояния родителей и учителей: будучи сами неофитами, они пытаются возложить на детей груз духовной ответственности, преувеличивают их способности в сфере духовной жизни. Обособленность, скорее, может способствовать формированию культа элиты - "мы не такие, как все" и привести в дальнейшем к развитию сектантских наклонностей.
       Можно взять на вооружение некоторый положительный опыт советской школы, повернув его содержательную сторону к свету Истины. Советская педагогика, совершенно в духе традиционного православного мировоззрения, ставила и решала вопрос о воспитании в коллективе и через коллектив, о воспитании в семье и воспитании семьи, об авторитете учителя, о преемственности поколений, о патриотическом воспитании, только направление было иное - атеистическое. В советское время школа на всех уровнях функционировала эффективно, но ложь идеологии в конечном итоге расшатала все. Но если в центр обучения и воспитания в школе поставить евангельское учение, то можно ожидать хорошего педагогического эффекта.
       Процитирую еще раз профессора В. Зеньковского: "Речь ведь идет не о том, чтобы искусственно связать истины Православия с проблемами и построениями современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижении современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство".
       Только с помощью общегосударственной школы можно добиться той постепенности, которая необходима для воцерковления всего общества. Возможно, Господь попускает те трудности, с которыми мы сейчас сталкиваемся, чтобы не форсировать этот процесс, а дождаться такого состояния, при котором общество будет готово подняться на следующую духовную ступень.
       - А как же быть тем, кто исповедует другие религии? Ведь с их стороны тут же возникнет протест.
       - Именно поэтому, мне кажется, Господь промыслительно не дает нам форсировать события, потому что и в этом нам нужно выработать определенную тактику поведения. Прежде всего надо осознать самих себя, тогда снимутся и эти проблемы, которые больше вызваны размытостью и неопределенностью нашего собственного сознания.
       Если мы объявим себя православными, а они - мусульманами или иудеями, то будет все гораздо проще, тогда могут быть сформированы и государственные школы для мусульман или школы при синагогах. Но государствообразующей религией на Руси всегда было Православие, и нельзя не учитывать интересов большинства православного населения и его желания дать детям образование в рамках своей традиции.
       - На конференции говорили о созданных в некоторых городах кафедрах православной педагогики...
       - Да, такие кафедры есть в Вологде, Курске, Ессентуках. Обращу внимание на одну деталь: православная педагогика - это прежде всего православные педагоги, а не набор знаний. Многое зависит от того, как кафедра организует свое отношение с епархией, со священством. Надо учитывать и конъюнктурный момент: хорошо, что Православие становится популярным. Так было и в IV веке, когда христианство стало государственной религией, в Церковь вошло множество язычников, которые привнесли свое понимание религии, дух мира сего, тогда борьба началась уже внутри Церкви.
       На подобных кафедрах существует опасность подмены живой веры Христовой мертвящей буквой и возобладания культурологического направления, поэтому этот опыт должен быть внимательно проанализирован и тогда уже рекомендован повсеместно.
       - Все же главные труженики православного просвещения в учебных заведениях - наши учителя, большая часть которых только начинает приходить к вере. Как говорить о Православии на обычном занятии?
       - Церковь действительно не может дать каждой общеобразовательной школе священника, и задача Союза православных педагогов - помочь образованию таких педагогических коллективов, в которых преподаватели-профессионалы будут нести в школы православную духовность. Конечно, в духовном формировании учеников учитель не заменит пастыря-священнослужителя, задача православного учителя - подвести детей к храму. Прежде всего педагог должен ориентироваться на семью: на восстановление отношений в семье, на то, чтобы вернуть значение отца и матери, каким оно всегда было в человеческой истории. Ведь сейчас детям буквально внушается, что они не должны опираться на помощь родителей, что те чуть ли не враги и ничего не понимают в современной жизни.
       Также необходимо разъяснять роль государства. Наш замечательный ученый и публицист академик Игорь Шафаревич, например, пишет, что сатана воюет с четырьмя институтами человеческого общества: это вера, то есть Церковь, государство, частная собственность и семья. Правильное отношение к этим общественным институтам может стать предпосылкой начала воцерковления, а дальше - уже в меру стремления каждого к Богу.
       - Как, на Ваш взгляд, можно заинтересовать Православием нынешних 13-14 летних, которые почти сформировали свой взгляд на мир?
       - Очень большая проблема - это брошенность наших детей. Большое количество из них сейчас являются, что называется, социальными сиротами. Я имею в виду не только тех, у кого родители алкоголики или наркоманы, а тех, кто просто не может опереться на своих родителей. Начинать надо в первую очередь с учителей и родителей. И дети, и их родители, и учителя - чада Божии, которые в большинстве остаются без духовного окормления. Они нуждаются в простом человеческом слове, в беседе с батюшкой, в объяснении своих житейских проблем в свете Православия, в простом участии в их судьбе. Дело не в том, что Церковь мало делает - делается то, что по силам, а силы пока слабы. Школа на своем месте должна спасать души учеников от окружающего растления, помочь им вырастать в меру человека как образа и подобия Божия.
       Там, где учителя пытаются игнорировать родителей и делать что-либо самостоятельно, эффект достигается незначительный или даже отрицательный.
       До рукоположения я работал некоторое время преподавателем в подмосковном городе Ногинске. Там глава администрации и начальник комитета образования выступили с инициативой введения курсов православной культуры в качестве дополнительных занятий в школах. Учителя познакомили с этим предложением родителей и по их желанию стали заниматься с детьми. А остальные родители призадумались - учат-то ведь добру: первая из десяти заповедей по отношению к человеку - чти отца твоего и матерь твою. Таким образом, учителя обрели в лице родителей мощное ядро союзников. В итоге по результатам опроса одного года 92 % населения Ногинска назвали себя православно верующими. Такого опыта нам бы побольше.
       - Отсутствие привычных единых учебников и программно-методических пособий составляет проблему для многих учителей и родителей. Планирует ли Союз православных педагогов участие в разрешении этой проблемы?
       - Да, одно из направлений деятельности Союза - работа по составлению базы и банка данных методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
       Задача обеспечения учебного процесса соответствующей литературой многоплановая и должна решаться на нескольких параллельных направлениях. Во-первых, это отбор, анализ, экспертиза тех учебников, методической литературы, которые уже есть. Во-вторых, это написание новых методических пособий, указаний и учебников, их экспертиза, отбор лучших и рекомендации к распространению, а также сопровождение их через министерские структуры до утверждения и в конечном итоге - до школьного стола. Это очень большая и многосторонняя работа.
       Все эти годы учителя-подвижники старались сохранить традиционно высокий уровень нашей системы образования, за нищенскую зарплату творчески работая над совершенствованием учебного процесса. Существует уже целый ряд замечательных разработок, лежащих под спудом или мало используемых, накоплен огромный опыт, разносторонний и порой даже противоречивый, который нужно правильно осмыслить, оценить его плоды, дать рекомендации. То, что действительно полезно, что хорошо, качественно, профессионально, должно дойти до тех, кому это предназначено. Необходимо создание экспертного совета. В этом плане Союз может и должен опираться па мощную базу Российской академии образования и институтов Министерства образования России. Время простого сбора информации, время, когда каждый был сам по себе, прошло. Многие педагоги желали бы внести свою лепту в дело духовно-нравственного становления молодого поколения, но не имеют такой возможности из-за отсутствия программ и методик.
       Особое внимание мы отводим координации теоретической работы в области православной педагогики, проводя отбор материалов духовно-нравственного содержания и преобразуя их в учебный материал, а также проводим аналитическую работу по оценке духовно-нравственного состояния детей и молодежи на каждом практическом этапе. На каждом уровне системы образования этот процесс будет сопровождаться научной дискуссией о том, какой материал заслуживает быть учебным и как донести его до учеников.
       В настоящее время Союз планирует выпускать специальный сборник, приводя в нем удачные примеры использования святоотеческого наследия в педагогической работе.
       - Как православное духовенство может помочь Союзу?
       - Любая школа ждет батюшку - не только ученики, но и учителя. Священник может помочь педагогу, правильно сориентировать его, дать духовный совет. Кроме того, существует огромная аудитория, особенно в крупных городах, которая ищет Бога, - это высшая школа. Это будущие педагоги, врачи, а также профессорско-преподавательский состав - как их оставить без внимания. Сейчас нужда в священстве колоссальнейшая.
       Мы нисколько не отделяем Союз православных педагогов от церковных структур. Планируется проводить конференции православных педагогов совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. В нашем названии есть слово "православных", а Православие без священства немыслимо. Наш Союз предполагает объединение всех, кто причастен к православной педагогике, вне зависимости от того, где он трудится. Работы - непочатый край.

С иереем Сергием РЫБАКОВЫМ
беседовала А. СТЕПЕНКО

       Уважаемые пастыри Церкви, труженики системы образования и культуры, родители и все, кто неравнодушен к судьбе нашего образования! Союзу православных педагогов нужны ваши знания, идеи и опыт. Адрес Союза: 103287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, дом 1/23, строение 2. Телефоны: 214-10-04, 212-43-69, 212-32-63, 212-39-52. Факс 214-75-22.