ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
04-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Визит Предстоятеля Армянской Церкви

       В период с 29 февраля по 3 марта 2000 года Русскую Православную Церковь с официальным визитом посетил Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II. Это был первый приезд в Россию нового Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, интронизация которого состоялась в ноябре минувшего года.

Встреча в аэропорту "Внуково"

       Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, члены Священного Синода и московское духовенство встретили высокого гостя, прибывшего самолетом из Еревана, в аэропорту "Внуково". Затем в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялись официальные переговоры Предстоятелей Церквей. В начале встречи, приветствуя своего собрата, Святейший Патриарх Алексий выразил глубокое удовлетворение тем, что новоизбранный Католикос всех армян совершил первый зарубежный визит именно в Россию. "Мы воспринимаем это как свидетельство традиционно братских взаимоотношений между нашими народами и нашими Церквами", - подчеркнул Первосвятитель Русской Церкви. В ходе беседы обсуждались перспективы богословского диалога, а также возможности взаимного обогащения опытом религиозного образования и социального служения. Было признано необходимым возродить традицию обмена делегациями, в том числе студентами Духовных школ, что будет способствовать укреплению взаимопонимания и успешному ведению межцерковного диалога.

Во время приема в Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре


Дар Святейшего Патриарха Алексия - икона Рождества Христова

       Комментируя по просьбе журналистов итоги переговоров, Святейший Патриарх Алексий напомнил, что и в Армении, и в России Церкви в течение минувших семидесяти лет прошли одинаковый путь испытаний, были разорены, а ныне обе переживают возрождение. Повсеместно восстанавливаются порушенные храмы, однако, по единодушному мнению двух Предстоятелей, главной задачей сегодня является обновление исковерканных безверием человеческих душ.
       Визит Верховного Католикоса состоялся в преддверии великого исторического события: в будущем году исполняется 1700 лет с того момента, как святой Григорий Просветитель обратил в христианскую веру армянского царя Тиридата III, Великого, провозгласившего затем христианство государственной религией Армении. Характеризуя нынешнее бытие Армянской Апостольской Церкви, Святейший Патриарх Гарегин II отметил, что после семи десятилетий тоталитарного атеистического режима государственные власти вновь оказывают ей помощь и содействие. Он выразил надежду на то, что грядущий юбилей будет способствовать восстановлению христианского духа армянского народа, его нравственному обновлению. Верховный Католикос отметил особую значимость сохранения тесных связей между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквами, а также русским и армянским народами. "С помощью Божией мы во всем, во всех сферах должны укреплять это братство", - подчеркнул он.

Прием в Патриарших покоях Московского Кремля

       1 марта, в день памяти священномученика Патриарха Ермогена, Верховный Католикос Гарегин II присутствовал на Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля, совершенной Святейшим Патриархом Алексием. По окончании богослужения Предстоятели двух Церквей обменялись приветственными речами. В честь Первоиерарха Армянской Апостольской Церкви в Патриарших палатах Московского Кремля был дан прием, на котором присутствовал исполняющий обязанности Президента Российской Федерации В. В. Путин. В тот же день состоялась встреча Гарегина II с представителями армянской общины Москвы.

В Храме Христа Спасителя


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II в Храме Христа Спасителя

       В завершающий день своего визита Предстоятель Армянской Церкви осмотрел воссозданный Храм Христа Спасителя. 3 марта Святейший Верховный Патриарх Гарегин II возвратился в Ереван.

О. К.

       Справка. Армянская Апостольская Церковь - одна из древних Восточных Христианских Церквей, которая образовалась как самостоятельная национальная Церковь в IV веке и сохранила свою духовную самобытность до наших дней. По преданию, первые христианские общины в Армении возникли еще в I веке благодаря проповеди святых апостолов Фаддея и Варфоломея. В 301 году при царе Тиридате III и святом Григории Просветителе христианство было провозглашено государственной религией Армении. Провозглашение автокефалии Армянской Церкви в 506 году имело большое значение в достижении политической независимости Армянского царства от Византии.
       Основанием для разрыва с Константинопольским Патриархатом послужило отсутствие представителей Армянской Церкви на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе, осудившем монофизитство. В XIV веке Армения надолго утратила свою государственность. В этих условиях Церковь явилась важным фактором национальной консолидации армянского народа. После присоединения в 1828 году Восточной Армении к России (со статусом области) были сохранены основные привилегии Армянской Апостольской Церкви. В ее ведении находились церковноприходские школы, Духовные училища и семинарии. В начале XX века на территории Российской Империи Армянская Апостольская Церковь имела 1473 прихода (в том числе в Армении - 676, в европейской части России - около 400), 28 монастырей.
       После 1917 года Армянская Апостольская Церковь в полной мере испытала на себе тяжесть атеистического лихолетья. Число действующих церквей сократилось более чем в сорок раз, были закрыты все монастыри. В конце Великой Отечественной войны Армянская Церковь получила некоторую свободу в своей деятельности. Были вновь открыты Духовные школы, возобновлено издание журнала "Эчмиадзин", создана типография. К 1987 году в ее ведении на территории СССР находилось 33 храма и 7 монастырей, действовавших как приходские храмы, поскольку монашеских общин в них не было.
       В своем вероисповедании Армянская Церковь основывается на Священном Писании и Священном Предании, постановлениях трех первых Вселенских Соборов. Она принадлежит к семье Древних Восточных (Ориентальных) Церквей, в которую также входят Коптская, Сирийская, Малабарская и Эфиопская Церкви. С 60-х годов XX века ведется богословский диалог между Православными и Ориентальными Церквами.
       Во главе Армянской Апостольской Церкви стоит Верховный Патриарх и Католикос. Высшим органом Церкви является Национально-Церковный Собор, избравший 27 апреля 1999 года 132-го Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II.
       Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II (Нерсесян) родился в 1951 году в поселке Воскеат Эчмиадзинского района Армении. В 1965 году поступил в Духовную академию в Святом Эчмиадзине, которую закончил с отличием в 1971 году. В 1970 году был рукоположен в диакона, в 1972 году принял монашеский постриг и был рукоположен в священный сан. В 1972 году был направлен для продолжения образования в Австрию, в 1975 году - в Германию. В 1979 году учился в аспирантуре в Московской Духовной академии. В 1983 году хиротонисан во епископа и назначен викарием Араратской епархии. В 1992 году возведен в сан архиепископа. С ноября 1998 года Католикосом Гарегином I назначен заместителем по общим вопросам и текущим делам, членом Синода.