ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Праведники с Кудыкиных гор

       Счастлив человек, родившийся на Руси! Счастлив, несмотря ни на что. Счастлив вопреки тому, что ни одно поколение не жило здесь спокойно, ибо войны, мор, внутренние смуты, реформы властителей постоянно нарушали мирное житие нашего народа. Счастлив, ибо дано ему, русскому человеку, Богом, как никакому другому. Всяческими благами исполнил Господь нашу землю - и красой небесной, и дарами плодов земных, и местами благодатными. А уж последними паче всех народов одарил нас Господь. Пожалуй, нет веси в пределах наших, где бы не было своей святыньки - образа обновленного, источника целебного, святого, или сохраненного преданиями глубокой старины явленного в этих местах чуда, или искупительной крови новомученика, здесь пролитой, или трудов ревнителя-праведника, освятившего своим подвигом землю сию. И то хорошо, что для прикосновения к святынькам этим, к благодати этой не надо ехать на край света, искать их "не знаю где"; нужно только оглянуться вокруг, раскрыть очи сердца своего, и вдруг откроются они здесь, рядом. И даже удивишься: как не замечал этого раньше? Может быть, потому, что иная святыня сияет солнцем полуденным и видно ее с любого конца земли, а иная подобна скромному свету предрассветной звездочки, и не всем она заметна. Ведь сказано: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд... (1 Кор. 15, 41).
       Помнится, когда я впервые приехал в эти подмосковные места под Ореховом-Зуевом, то, узнав названия ближних сел, рассмеялся: на Кудыкины горы попал! Да, да, именно на Кудыкины горы. Здесь, на окруженной лесами возвышенности стоят несколько сел, самые старые из которых - Кудыкино и Гора. С их окраин действительно как с горы открывается удивительный вид на простирающееся до самого горизонта зеленое море с далеким островом города-райцентра.
       Здесь даже климат свой, особенный. Бывает видно, как в период обложных дождей тучи как бы обтекают эти села; бывает и наоборот - кругом солнце, зной, а над Кудыкиной горой вдруг встанет клубящаяся грозовая туча и забушует стихия с ветром, с молнией, опустятся на землю почти вечерние сумерки и начнут барабанить в стекла, в стены тяжелые, словно свинцовые, капли... Закаты здесь удивительные!
       Радуги двойные и тройные, видимые порою и на востоке, и на западе одновременно. Грибы, рыбалка, для любителей - охота. Но это все - блага земные. А есть еще и духовные.
       Старые это места. Места, хранящие свои предания. Говорят, что именно здесь проходил древний тракт из Руси в Орду, по которому ездил еще святой Александр Невский.
      
Никитский источник


       Говорят, что здесь, недалеко от современных сел, стояла в лесу деревня с деревянным храмом в честь мученика Никиты. Во время польско-литовской интервенции проходило по этим местам вражеское войско. Не пожалели деревушки поляки - сожгли, а из православного храма сделали конюшню. Да только недолго продолжалось это бесчинство - ушел храм вместе с "благочестивыми" латинами и их лошадьми под землю. Не потерпел Господь поругания святыни.
       Правда это или нет, не берусь рассуждать, не имея под рукой проверенных документов. Однако чем же объяснить тогда, что именно на этом месте построил в XIX веке один предприниматель каменную часовню во имя Никиты мученика, порушенные стены которой сохранились и до наших дней? Как объяснить, что в нескольких десятках метров от часовни находится святой Никитский источник (кстати, не единственный святой источник в округе), к которому до сей поры приходят люди за целительной водой, развешивают здесь рушники, совершают летом крестные ходы из соседних сел?
       Кто-то может сказать, что подобное предание об ушедшем в землю храме у нас не редкость, но даже если судить с материалистической точки зрения, нельзя отрицать, что подожженная поляками деревня могла послужить причиной горения торфа (а почва здесь торфянистая, лесные пожары не редкость). Бывает, что во время подобных пожаров целые дома проваливаются в образовавшуюся страшную пустоту. Не такую ли адскую могилу уготовили себе и паны-поджигатели?
       Но это - древность и предания, проверить достоверность которых затруднительно. Обратимся к не столь отдаленным временам, к прошлому веку, оставившему нам документальные свидетельства происходивших событий, к временам, описанным множеством наших художников слова, отраженным в произведениях Андрея Печерского, показавшего читателям тайны жизни волжских раскольников.
       И кто бы знал, что не менее острая борьба за чистоту веры шла не только "в лесах" и "на горах" Поволжья, но и здесь, в непосредственной близости от Москвы и Владимира, не только в непросвещенном далеке уральских и сибирских чащоб, но и среди златоглавых храмов Владимирщины? И была на то Божия воля, чтобы в эту борьбу за спасение душ человеческих, за присоединение к общей пастве Христовой отбившихся от нее овец ревностно включился уроженец этих мест, сам бывший раскольником, Алексей Васильевич Смирнов.
       Подобно персонажам тысячникам из вышеуказанных произведений Андрея Печерского, А. В. Смирнов был невысокого происхождения - из крестьян деревни Ликино Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии (заметьте, как изменила лик этих мест история: деревня Ликино превратилась в город Ликино-Дулево, уездный центр Владимирской губернии Покров уступил часть земель Московской области, где районным центром является теперь город Орехово-Зуево).
       Родился Алексей Васильевич в 1839 году в старообрядческой семье поморского толка. Отец его, Василий Сергеевич Смирнов, работал мастером на фабрике Саввы Васильевича Морозова, находившейся в местечке Никольском.
       Однако в первой половине 1850-х годов ему удалось завести собственное дело - мануфактурное производство. Предприятие развивалось не быстро и к 1869 году, когда во главе дела стал Алексей Васильевич, заключалось всего лишь в двухэтажном доме. Тогда всех работавших было около 75 человек. Буквально за год сыну удалось расширить производство отца. И уже к 1870 году была выстроена каменная фабрика для ручного ткачества.
       Еще через 11 лет старые корпуса были обращены в фабрику для механического ткачества с 80 станками, паровой, котельной и, что немаловажно, больницей. Во всех отделах фабрики, на ее дворе и в пристройках было проведено электрическое освещение, устроены водопровод, питавшийся от артезианских колодцев, и канализация, доходившие до жилых помещений.
       15 декабря 1911 года было учреждено "Товарищество на паях Ликинской мануфактуры А. Р. Смирнова", обладавшее уже тремя предприятиями: бумагопрядильным, механическоткацким и красильноотделочным, на которых было занято 3750 рабочих. Основной капитал товарищества составлял пять миллионов рублей. Но вспомним, что это происходило почти перед самой революцией.
       Господь не дал Алексею Васильевичу увидеть крушения его весьма перспективного дела, призвав его к Себе 17 февраля 1915 года. Еще через два с половиной года заплясали по земле нашей багровые языки пожаров, захлопал на злом ветру кумач, призывая "грабить награбленное...".
       Земное богатство Смирнова было повергнуто в прах (так, в селе Гора лишь два обветшавших складских помещения из красного кирпича могут напомнить об ушедших днях).
       Вот уж воистину призрачно все земное! Миражом оказываются недавно окружавшие нас крепкие стены, счета, друзья и прочее. Не только "туда" мы не возьмем этого, но и "здесь" много ли сохранится по нашей кончине, и надолго ли?
       Смирнова-производственника забыли. Но, к счастью, он не был подобен евангельскому безумному богачу, от которого остались одни обветшавшие склады. Были у него кроме земных припасены богатства в тех краях, где червь не точит и тать не крадет, ибо, заботясь о своем спасении, Алексей Васильевич помогал спастись сущим вокруг него.
       Как уже говорилось, родился Алексей Васильевич в семье старообрядцев-поморцев.
       После смерти отца Смирнов стал полным хозяином дела и по фабрично-торговой необходимости был вынужден некоторое время часто бывать в Москве. Во время таких приездов в Первопрестольную он стал посещать беседы, которые вел со старообрядцами в Охотном ряду отец Иоанн Виноградов.
       Собственно, с этого и началось перерождение Смирнова-раскольника в Смирнова-ревнителя.
       Спустя какое-то время в его доме стали появляться привозимые молодым хозяином из Москвы брошюры типа "Окружного послания", "Восьми вопросов" иеромонаха Филарета и "Ответов" старообрядцев на них. Брошюры читались и обсуждались всеми домашними.
       Результатом всех этих духовных сомнений и поисков явилось убеждение Смирнова в правоте Православия и присоединение его к Церкви.
       В начале осени 1874 года в деревне Ликино обносили по домам чудотворную Введенскую икону Божией Матери. В то время Алексей Васильевич был серьезно болен, однако принял в дом святыню. И вот после молебна и окропления святой водой больной почувствовал себя настолько хорошо, что на следующий день без посторонней помощи мог нести икону за две версты в соседнюю деревню. Это послужило толчком к скорому - Успенским постом 1875 года - присоединению к Церкви его супруги Татьяны Яковлевны вместе со всем семейством. Она стала горячей помощницей своему мужу в деле воцерковления раскольников их края. Собственно, эта замечательная чета дала толчок большому строительству единоверческих храмов в округе.
       "Нам дал Бог, а мы должны давать на святое дело", - говорил Алексей Васильевич богатым купцам и фабрикантам, членам братства святителя Московского Петра, в котором он состоял с 1898 года, подавая другим пример весомыми вкладами на богоугодные дела.
       Так, в 1893 году на средства Смирновых был построен храм в деревне Давыдовой Богородского уезда Московской губернии. Кроме того, там же были построены дом причта и школа.
       В деревне Мальково Богородского уезда при их содействии были выстроены каменный храм и дом священника.
       Храмы, школы и дома причта были также воздвигнуты в разные годы в деревнях Кабаново, Юркино (Богородского уезда), Губинская (Покровского уезда), Тараново (Гороховецкого уезда Владимирской губернии), Дровосеки (около Орехова), Минино (Богородского уезда).
       В село Яковлево Покровского уезда в только что отстроенный храм Смирновыми было пожертвовано двадцать тысяч рублей на иконостас и иконы.
       В деревне Ликино трудами благочестивых супругов была выстроена церковноприходская школа, где на свои средства они содержали девять учителей для обучения 350 учащихся.
       В деревне Язвищи и деревне Кудыкиной построенные Смирновыми школы получали от них также средства для отопления и освещения. Кроме того, в последней деревне были улучшены квартиры учителей и создан физический кабинет.
       Но, пожалуй, самым величественным сооружением, выстроенным на девять десятых на пожертвования благочестивых супругов, явился храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Гора, возведенный на месте сгоревшей в 1876 году деревянной церкви. Строительство обошлось в 150 тысяч рублей, сумму по тем временам немалую. Но и храм вышел на диво: по своим размерам редкий столичный мог бы поспорить с ним; четырехъярусная семидесятиметровая колокольня и удобное расположение на возвышенности позволяли видеть его почти с самых окраин далекого Орехова. А как радовал когда-то окрестные селения катившийся с головокружительной высоты - будто с небес - вниз, в поля и чащобы, благовест!..
       Увы, как и многие другие твердыни Православия, храм этот оказался храмом-мучеником. Освященный в 1886 году Высокопреосвященнейшим Феогностом, архиепископом Владимирским и Суздальским, в недалекие советские годы он был превращен в склад, горел, беспощадный ветер времени сдул с его подворья прекрасную кованую ограду, выбил светлые очи окон, сорвал главы и колокола.
       И вот теперь нынешнему священнику этого когда-то богатого, а теперь обнищавшего вместе со всей Россией прихода, настоятелю храма отцу Виктору Осину и его прихожанам, пожалуй, лишь милость Божия да великое терпение и труды, к трудам прилагаемые, помогают по крохам восстанавливать то, что с такой легкостью было разрушено безбожниками.
      
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Гора


       Изредка навещая храм Рождества Богородицы, я каждый раз не перестаю удивляться, как вдали от богатых городов, без крупных денежных вливаний поднимают эти скромные труженики свою святыню почти из руин? Быть может, здесь играет роль и невидимая молитвенная помощь первостроителей этого чуда, могилы которых уцелели до сих пор, ведь праведники имеют дерзновение к Всемогущему Помощнику во всех наших благих делах.
       Алексей Васильевич Смирнов был удостоен за свое усердие и жертвы многих наград: Большой серебряной и Большой золотой медалей, орденов Святой Анны III степени, Станислава II степени, Святой Анны II степени и Святого Владимира IV степени. Не еще большей ли награды удостоил его с супругой, скончавшейся 25 декабря 1913 года, Всеблагой Господь?
       Известно, что на последней исповеди, когда Татьяна Яковлевна, предчувствуя близкую кончину, старалась вспомнить все, беспокоившее ее совесть, не забыла она и своей обычной благотворительности нуждающимся.
       Известно также, что через терпение и кротость достиг Алексей Васильевич того, что "все его семейство, трое приказчиков и даже многие посторонние перешли в Церковь, а также этим он многих удержал от перехода из Православия в раскол", о чем свидетельствует приказчик Смирнова П. П. Воробьев.
       Упокой, Господи, души этих замечательных супругов и помоги нам хотя бы в малом уподобиться им в деле нашего спасения!
      

С. ВАУЛИЧЕВ

       Статья написана по материалам брошюры, изданной в начале XX века и сохранившейся в единственном экземпляре, который ныне хранится у настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Гора священника Виктора Осина.
       Для желающих помочь возрождению храма сообщаем его банковские реквизиты: ИНН-5073084587, р/c 40703810200870000501, БИК 044652118, Ликино-Дулевский филиал АКБ "Традо-банк". Адрес храма: Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, п/о Ликино-Дулево, дер. Гора. Тел. храма: (824) 14-81-59.