|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 05-2000 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Благовещенская епархия - возрождение церковной жизни
Многие жители села Тамбовка именуют себя молоканами. Так же гордо рекомендуется и сам глава администрации Сергей Александрович Ткаченко. При этом никто из них толком о "своей" вере ничего не знает: "Бабушка с дедушкой были молокане, и, стало быть, мы тоже".
В дореволюционное время это богатое село было действительно основано выходцами из Тамбовской губернии, исповедующими "духовное христианство". В селе даже не было православного храма. Но уже тогда секта, не имеющая настоящего богословского основания, обратила на себя пристальное внимание баптистов. Их пасторы из Благовещенска зачастили в молоканскую "столицу". Однако разразившаяся гражданская война, участие некоторых баптистских лидеров в антисоветском восстании и общая антирелигиозная политика в стране сделали свое дело - молоканская секта самоликвидировалась. В Приамурье от нее осталось лишь название и красивый двухэтажный особняк в Благовещенске, бывший молитвенный дом "духовных христиан", занимаемый ныне лабораторией Медицинской академии.
Глава Тамбовской поселковой администрации, несмотря на свое "молоканское" происхождение, благодушно принял инициаторов-учредителей православного прихода. А после встречи с правящим архиереем Благовещенской епархии Владыкой Гавриилом выделил для прихода здание бывшей пожарной части. В прошлом, 1999 году на приход, нареченный во имя Преподобного Сергия, Игумена Радонежского, назначили настоятеля, отца Олега Волочая. Правда, квартиру поселковые власти обещают батюшке только весной или летом 2000 года, и приходится молодому священнику ездить из Благовещенска. Благо, это не очень далеко по дальневосточным меркам - всего 45 километров, но трудности в становлении церковной жизни это добавляет изрядные. |
Отец Олег Волочай с прихожанами храма Преподобного Сергия Радонежского |
Сам отец Олег, бывает, и поскорбит, но в скорби всегда читает Акафист Преподобному покровителю храма, и уныние проходит. В октябре прошлого года приходской дом украсился куполом с крестом. Работали над ним, воздвигая на свои средства, руководитель ВНИИСои Николай Григорьевич Кулешов и главный инженер Николай Иванович Залунин. А превращен был приходской дом в настоящий храм золотыми руками мастера Владимира Владимировича Нерубенко, который поставил серебряный купол.
Мастер сам соорудил деревянный каркас купола, обил его оцинкованным железом и, водрузив крест, укрепил его на кровле.
Появилась у отца Олега помощница - усердная прихожанка и неутомимая работница Валентина Петровна Денисова, в декабре 1999 года принявшая монашеский постриг с именем Васса. Готовая в будущем оставить свое немудрящее хозяйство и переселиться в устрояемый на севере Амурской области Богородице-Албазинский женский монастырь, пока мать Васса верой и правдой служит приходу.
Налажены регулярные богослужения в тамбовском храме. На клиросе вместе с матерью Вассой поет по воскресеньям матушка Наталия. В будние дни супруге священнослужителя приходится трудиться в миру - продавцом в городском универмаге. Дают о себе знать материальные трудности, подрастает дочь - маленькая Дарья, готовится идти в школу, а приход пока не имеет возможности выплачивать своему пастырю даже "минимальный оклад". Немного выручает огород, землю под который выделили поселковые власти.
Впрочем, никакие трудности не могут угасить энергию и горение отца Олега. Только в один день в неделю его можно застать дома, в семье. Остальное время посвящено приходу. В феврале 2000 года стараниями батюшки был поставлен в центре кладбища большой крест и совершилось его освящение. Этому предшествовала большая проповедническая работа. Власти и население были обеспокоены странным и страшным поветрием самоубийств в поселке. Беседы отца Олега, его статьи в газете и, наконец, пастырски властный запрет погребать самоубийц в освященной земле образумили многих. На установке креста и панихиде присутствовало чуть ли не все село. Молились, может быть, и не все, но слово Церкви запало в большинство сердец семенем добрым.
Отец настоятель не ограничивает свой приход только Тамбовкой. Батюшку хорошо знают жители Космодемьяновки. После нескольких приездов, совместных молитв и совершения Таинства Крещения порешили космодемьяновцы установить памятный крест на месте разрушенного храма. Совершив молебен и окропив святой водой крест и молившихся, отец Олег напомнил собравшимся сельчанам об обычаях отцов и дедов, о глубоком благочестии нашего народа, чтущего Бога и святых и село их нарекших в честь Небесных покровителей разрушенного храма. |
Установка креста на купол храма |
Недалеко от Тамбовки расположилось село Косицыно. Из него ездят помолиться в приход Преподобного Сергия несколько человек. Среди них преподаватель Косицынской школы Людмила Васильевна Третьякова. Она предложила отцу Олегу создать класс православного воспитания. Дело оказалось непростым. Вначале - холодное непонимание некоторых родителей, хотя их никто не принуждал отдавать детей в этот класс, в котором занимаются только пятнадцать человек, естественно, с особого разрешения своих пап и мам. Лишь рождественская елка, которую решили устроить даже не в классе, а дома у Людмилы Васильевны, несколько разрядила напряженность. Утренник с рождественскими стихами, непосредственное общение и веселый характер отца Олега так понравились собравшимся, что во многих сердцах лед растаял. Появились новые ученики, однако сложности на этом не кончились.
В феврале отец Олег приехал к своим маленьким подопечным на урок и чаепитие. Об этом рассказала областная православная семейная газета "Золотые купола". И тут грянул гром - областное управление образования прислало комиссию. Долго выясняли, как, что и зачем, кто позволил. Сказался менталитет "красного острова", как иногда именуют Амурскую область приверженцы "единой системы мышления". Но по выяснении законности происходившего (духовность и культурный аспект их не заинтересовали), после вопросов: "Может, вы здесь и молитвы учите?", все стало на свои места. Православный класс работает на радость своим ученикам и их родителям.
Приамурская земля стала дальневосточной частью России 140 лет назад. Более половины из них советская власть выкорчевывала молодые побеги Православия. Печальны результаты - в области из ста церквей и двух монастырей сохранились лишь два деревянных храма, даже кафедральный собор в Благовещенске, к велию смущению многих, занял здание католического костела. Возрождая приходскую жизнь, многие священнослужители начинают свою деятельность на месте пусте, повторяя памятный подвиг первопроходцев.
Милостию Божией и крепкой верой их труды приносят первые плоды.Архимандрит ТИХОН (Романов)