|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 09-2000 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Визиты Святейшего Патриарха Алексия
Пастырский визит Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия
в Саранскую епархию
3 августа 2000 года начался визит Святейшего Патриарха Алексия в Саранскую епархию. Визит состоялся по инициативе Главы Республики Мордовии Н. И. Меркушкина, лично пригласившего Его Святейшество и очень много сделавшего для подготовки визита.
В аэропорту Саранска Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали епископ Саранский и Мордовский Варсонофий, Глава Республики Мордовии Н. И. Меркушкин, духовенство епархии, руководители Республики и города. Прибыли также архиепископы Тамбовский и Мичуринский Евгений, Симбирский и Мелекесский Прокл, епископ Красногорский Савва. Здесь же, в аэропорту, Его Святейшество ответил на вопросы журналистов.
Программа визита началась с посещения Иоанно-Богословского собора Саранска, где Святейший Патриарх совершил молебен перед чтимой Владимирской иконой Божией Матери. Спасский кафедральный собор в Саранске был разрушен в 1930-е годы, разделив судьбу Храма Христа Спасителя, на который он был похож и внешне. Построенный во второй половине XIX века и вмещавший пять тысяч человек, этот величественный храм был украшением города. Его главной святыней была огромная (2 х 2,5 м) икона Спаса Нерукотворенного Образа византийского письма, которую публично уничтожили на площади, разрубив на части. Теперь на месте собора стоит памятник Ленину.
Затем состоялось освящение новой часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского, построенной в память о погибших в Великой Отечественной войне. Святейший Патриарх Алексий освятил часовню и обратился со Словом к жителям города, собравшимся на встречу со своим Первосвятителем. |
Встреча Святейшего Патриарха Алексия на Мордовской земле |
Центральным событием этого дня стал Торжественный акт в городском Дворце культуры, посвященный празднованию 2000-летнего юбилея Рождества Христова. По замыслу правящего архипастыря и местных властей празднование великого юбилея христианства было приурочено к визиту Святейшего Патриарха на землю Мордовии. После концерта, которым завершился Торжественный акт, Его Святейшество посетил музей выдающегося мордовского скульптора Эрьзи.
Затем Святейший Владыка побывал в Саранском Духовном училище, открытом три года назад, и встретился с его учащимися и духовенством епархии. Следующим пунктом программы было посещение Никольского храма Саранска, где множество людей собралось, чтобы увидеть и услышать Патриарха всея Руси. Вечером Святейший Патриарх приехал в Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь, загородную резиденцию правящего епископа Саранской епархии. |
Святейшего Патриарха встречают хлебом-солью. Иоанно-Богословский собор Саранска |
|
Иоанно-Богословский собор |
|
Молебен в Иоанно-Богословском соборе |
|
Саранская Духовная семинария |
|
Выступление Святейшего Патриарха Алексия на Торжественном акте |
|
Никольский храм в Саранске |
|
За Божественной литургией, совершаемой Святейшим Патриархом Алексием |
4 августа состоялось центральное событие Патриаршего визита - Божественная литургия на главной площади Саранска, перед зданием администрации Республики Мордовии (в советские годы - обкома партии), которое было построено на месте самой красивой в городе церкви Рождества Христова, снесенной уже в 60-е годы. Специально для богослужения был устроен помост с навесом в виде шатра. За Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили архиепископы Тамбовский и Мичуринский Евгений, Симбирский и Мелекесский Прокл, епископы Саранский и Мордовский Варсонофий, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва.
На площади собралось около пятнадцати тысяч человек, которые, несмотря на палящее солнце, выстояли всю службу, молясь вместе со своим Патриархом. После богослужения Его Святейшество еще целый час общался с православными верующими Саранска на бывшей Соборной площади. |
На бывшей Соборной площади Саранска |
|
Святейший Патриарх благословляет саранскую паству |
|
Во время Божественной литургии |
Затем Святейший Владыка посетил ряд промышленных предприятий Саранска: завод "Сарансккабель" и электроламповый завод "Лисма", который является одним из крупнейших производителей этой продукции в нашей стране.
После этого состоялось посещение Параскево-Вознесенского женского монастыря в селе Пайгарма. Этот монастырь - одна из тринадцати обителей, возрожденных в Саранской епархии неустанными трудами Владыки Варсонофия. За девять лет существования этой епархии, образованной в 1991 году, правящий архипастырь сделал здесь очень много. Необходимо отметить, что Православие в Мордовии уничтожалось под корень - в губернии, где было более шестисот храмов и четырнадцать монастырей, к 1990 году осталось всего 18 действующих приходов и ни одного монастыря. Ныне существует 220 приходов, из которых около 140 имеют церковные здания, остальные - молитвенные дома; восстановлены 13 монастырей, в том числе Чуфаровский монастырь, в котором находилась самая страшная в Мордовии тюрьма. |
Святейший Патриарх Алексий на горнем месте. 4 августа 2000 года |
|
Разрушенный в 1930-х годах Спасский кафедральный собор Саранска |
|
Разрушенная в 1960-х годах церковь Рождества Христова |
|
Здание администрации Республики Мордовии, находящееся на месте Христорождественской церкви |
Православная история современной Мордовии простирается вглубь веков. Первый точно датированный храм на этой земле был возведен в 1591 году, но несомненно, что и до этого здесь существовали православные приходы, например, в Старом городе, основанном еще в XV веке. Слово Божие проникало в Мордовский край с крестьянами из центральных уездов, искавшими вольные земли, с иноками, селившимися в примокшанских дебрях и основывавшими скиты, со служилыми людьми, посылаемыми столицей для охраны восточных рубежей государства.
Первые христиане Мордовской земли претерпевали многие лишения - древние документы свидетельствуют о них как о людях, прошедших путь, полный скорби и непосильных трудов. Но миссию свою они выполняли с честью. Так, монах Матфей, основавший в XVI веке Щацкую Чернееву пустынь, за свою миссионерскую деятельность получил прозвище "мордовский апостол". Монах Мамонт, основатель Мамонтовской пустыни, крестил многие сотни язычников и превратил некогда дремучие дебри в процветающий край. Монахи Пурдошевского монастыря реорганизовали три небольшие деревушки в самое крупное и процветающее село Примокшанья - Пурдошки. Небольшая мордовская деревня Ардатово, приняв христианство и русских поселенцев, стала городом Ардатовым. Место, где располагалась Старцеугловская пустынь, даже спустя два столетия после гибели обители почитается верующими Мордовии и Нижегородчины как святыня.
Благословенна земля Мордовская, насчитывавшая в разное время 42 монастыря и 650 храмов! И русскому, и мордовскому народам достало мудрости жить в единоверии и мире, однако путь к согласию был неблизким и нелегким. Просвещение язычников длилось два с половиной столетия. Нужно отдать должное приходским священникам и немногочисленному монашеству XVII-XVIII веков: они действовали умно и тактично, их просветительная миссия основывалась на понимании того, что процесс вхождения в другую веру должен опираться у новокрещеных на осознанное чувство истины, содержащейся в Священном Писании и Православном Предании. Со времен Святителя Московского Алексия, создавшего Сарскую (Ордынскую) епархию, Мордовский край, мыслившийся как часть этой епархии, никогда более не выпадал из поля зрения Московских святителей.
С преобразованием Сарской епархии в Крутицкую церковная жизнь стала устраиваться здесь с благословения епископов Крутицких, а с 1593 года Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошло в состав Патриаршей, позднее Синодальной области. За 40 лет до основания Саранска Святейший Патриарх Московский Иов благословил жителей деревни Ивановской на возведение храма во имя святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Так Первосвятитель предопределил появление города Саранска с Иоанно-Богословской церковью, ныне кафедральным собором. После кончины Патриарха Адриана Мордовский край духовно окормлялся Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским, по благословению которого строились Иоанно-Богословский и Михаило-Архангельский храмы Макаровского монастыря; благословение Местоблюстителя испрашивалось также при возведении новых храмов в Рябкинской и Санаксарской пустынях, при основании Саранского Петропавловского монастыря, при закладке Троицкого собора в Краснослободске.
С 1742 года Саранск, Краснослободск и Инсар входили в состав Воронежской епархии, а с 1758 года, с восстановлением Тамбовской епархии, Мордовский край основной своей территорией вошел в управление новоназначенного епископа Тамбовского Пахомия. В 1764 году Саранский округ Тамбовской епархии имел 63 храма и 7 монастырей, Краснослободский округ - 35 храмов и 6 монастырей, Инсарский округ - 44 храма и 2 монастыря. Наибольший вклад в развитие Православия в крае внес епископ Тамбовский Феофил (1788-1811).
При Владыке Феофиле полностью сформировались Санаксарский, Краснослободский Спасо-Преображенский, Саранский Петропавловский монастыри, были вновь построены или переделаны десятки сельских и городских храмов. Владыка благословил открытие первого классического учебного заведения в нашем крае - Саранской Духовной гимназии.
В течение короткого времени Саранск и другие города Мордовии входили в состав Нижегородской, Пензенской, Казанской, Саратовской епархий. Трудами и молитвами Нижегородского святителя Питирима села и деревни Мордовского края убереглись от старообрядчества и сектантства раскольнического толка, а монашество и монастыри сохранились и при массовом закрытии монастырей в эпоху правления Екатерины II.
В период принадлежности к Пензенской епархии наибольшее значение для Мордовского края имело управление епископов Амвросия I (Орнатского, 1819-1825), Амвросия II (Морева, 1835-1854), Григория (Медиоланского, 1868-1881), при которых было возведено более 100 храмов и основаны Краснослободский Успенский, Ковыляйский Троицкий, Кимляйский Александро-Невский, Куриловский Тихвинский, Чуфаровский Троицкий, Пайгармский Параскево-Вознесенский монас-тыри. Появились церковные библиотеки и было открыто более 50 церковноприходских школ, а в 1846 году - Краснослободское Духовное училище, готовившее не только священнослужителей, но и учителей народных школ.
Здешний священник Алексий Иларионович Масловский, живший в XIX веке, замечательный человек и истинный просветитель, открыл в здешнем крае более 20 школ, основал две библиотеки, положил начало женскому образованию в Саранске, написал более 200 статей по краеведению, этнографии, катехизаторству и начальному образованию.
Начало традиции старческого служения Мордовии, простиравшегося далеко за пределы монастырей, положил иеромонах Герасим Краснослободский (XVII век), мощи которого через сто лет были обретены нетленными. В XVIII веке Мордовский край прославил родсственник знаменитого адмирала преподобный Феодор (Ушаков), восстановитель Санаксарского монастыря, в прошлом году причисленный к лику местночтимых святых. Тогда же был канонизован подвижник благочестия старец монах Филарет (Кулаков), обретенные мощи которого ныне покоятся в величественном храме в селе Ичалки. Благодарная народная память сохранила также имена старцев Игнатия Вершинина, Флегонта Островского и Фрола Сайнинского, на протяжении многих лет окормлявших православных жителей края и просвещавших своей любовью язычников. |
В ожидании приезда Святейшего Патриарха. Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь |
|
Святейший Патриарх Алексий с юным православным |
|
Православные верующие города Рузаевки встречают Святейшего Патриарха |
Много примеров самоотверженности явили монахини мордовских обителей. Например, насельницы Чуфаровского монастыря как сестры милосердия участвовали в освобождении Болгарии от турецкого ига, сестры Кимляйского монастыря первыми в Троицком уезде наладили правильное медицинское обследование населения, сестры Краснослободского Успенского монастыря создали стипендиальный фонд для учащихся Духовного училища и т. д.
В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около пяти тысяч священно- и церковнослужителей и около полутора тысяч монашествующих.
Страшные события начала XX века явили миру сонм священномучеников - сосланных, осужденных и убиенных за веру Христову. С 1924 года в Мордовии началось массовое преследование верующих и закрытие церквей и монастырей. Делалось это как по решениям центральных государственных органов, так и по произволу местных начальников. Храмы закрывались, открывались тюрьмы.
Церковный совет Саранской Иоанно-Богословской церкви 11 лет боролся за свой храм и отстоял его чудом. Во многих селах крестьяне поднимали самые настоящие бунты в защиту храмов, но преодолеть силу новой власти, не стеснявшейся в средствах подавления и устрашения, не удалось.
По самым скромным подсчетам за годы советской власти на территории Мордовии было уничтожено около 35 000 икон, 4 000 колоколов, 65 000 церковных книг. Из 650 храмов и 14 монастырей было полностью уничтожено 480 храмов и три монастыря, остальные дошли до нашего времени в виде развалин. В 1938 году мордовские власти рапортовали в Москву, что с Русской Православной Церковью на территории республики покончено.
Многие монашествующие уходили в леса и жили в землянках. Последнего отшельника, скрывавшегося в Сайнинском лесу, похоронили в 1971 году.
К 1988 году на Мордовской земле было всего 18 действующих приходов и ни одного монастыря. В 1991 году решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви была образована Саранская епархия - в границах административной территории Республики Мордовии. Процесс созидания в первую очередь коснулся восстановления монастырей Мордовии - истинных школ духовного образования. За сравнительно короткий период времени усилиями монашествующих было возрождено 13 обителей, некоторые из которых являются славой не только здешнего края, но и всей Руси. На богохранимую Мордовскую землю возвращается первозданная красота восстановленных из руин монастырей - жемчужин русской архитектуры: Санаксарского, Пайгармского, Чуфаровского, Макаровского и многих других. Засияли купола храмов, вновь построенных за последние девять лет: в Ковылкине, Рузаевке, Чамзинке, Алове, Явасе и других городах и селах.
С момента основания епархии регулярно выходят в свет ежемесячный журнал "Саранские Епархиальные ведомости" и газета "Мордовия Православная", регулярно ведутся православные передачи на республиканском радио и телевидении.
С 1996 года при Саранской епархии был образован ряд отделов, регулирующих различные аспекты церковной жизни. Это Отдел по религиозному образованию и катехизации, Отдел по благотворительности и социальному служению, Миссионерский отдел, Отдел по связям с военными ведомствами и правоохранительными органами и Издательский отдел.
Программа визита завершилась посещением вновь построенной церкви в городе Рузаевке - во имя Святителя Николая. Церковь возведена заводом "Рузхиммаш", директор которого, В. И. Бурмистров, не жалел ни сил, ни денег для возведения этого прекрасного храма.
Перед отлетом в Москву состоялась пресс-конференция Святейшего Патриарха Алексия в Саранском Епархиальном управлении.
Хочется отметить нетрадиционную особенность подготовки Саранска к приезду Святейшего Патриарха - многочисленные транспаранты с православными текстами, которые освятили и облагородили привычную городскую среду и стали действенным орудием приобщения жителей города к христианской культуре.М. ЖИЛКИНА