ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года

Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора
Русской Православной Церкви
о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви

       1. Освященный Архиерейский Собор возносит благодарение Богу за Его милости, явленные Русской Православной Церкви в ХХ столетии, отмеченном одновременно многими историческими свершениями и неисчислимыми бедами и страданиями. Собор воздает хвалу Господу за подвиг мучеников и исповедников, которым утвердилась Церковь Христова. Благодаря этому подвигу, самоотверженным трудам и молитвам иерархов, клира и мирян наша Церковь смогла в условиях свободы в короткие сроки возродить свое свидетельство и служение.
       2. Собор с удовлетворением констатирует продолжающееся всестороннее возрождение православной церковности на канонической территории Московского Патриархата, выражающемся в восстановлении и созидании храмов и монастырей, в развитии пастырского, просветительного, образовательного, миссионерского, социального служения, издательской и информационной деятельности Церкви, ее взаимодействия с государством и со светским миром в целом. Следует особо отметить, что труды по церковному возрождению совершаются в исключительно сложных условиях, при крайней скудости материальных средств и нехватке кадров.
       3. Новый этап церковного возрождения требует пристального внимания к просветительному деланию, направленному на глубокое воцерковление людей, приходящих в православные храмы или только ищущих дорогу туда. Миссия духовного просвещения, совершаемая через преподавание, пастырские беседы, миссионерские поездки, издательскую и информационную деятельность, должна стать безусловным приоритетом.
       4. Собор признает особо важным укрепление целостности церковного организма, которое должно выражаться в поддержании постоянной связи между центральными церковными учреждениями и епархиями, монастырями, приходами. Члены Собора согласились с необходимостью неукоснительного участия каждой епархии в общецерковных программах не только путем перечисления средств, но и усилиями ее тружеников. Сочтено полезным развитие информационного обмена между центром и епархиями, а также создание единой общедоступной базы данных, включающей сведения об истории и современном состоянии всех епархий, Духовных школ, монастырей и приходов.
       5. Приняв к сведению доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Собор одобрил деятельность Его Святейшества, Священного Синода, Синодальных учреждений и комиссий в межсоборный период. Святейшему Патриарху выражена благодарность за неустанное попечение о церковной жизни, за многочисленные посещения епархий, а также за непосредственное архипастырское окормление ставропигиальных монастырей и приходов города Москвы.
       6. Утверждаются решения Священного Синода об образовании Бакинской, Венгерской, Единецкой, Кагульской, Сарненской, Тираспольской, Анадырской епархий.
       7. Признано полезным создание на епархиальном и межъепархиальном уровнях структур, призванных служить обмену опытом и информацией по юридическим, инженерно-строительным, искусствоведческим и иным церковно-практическим вопросам.
       8. Собор указывает на необходимость повсеместного и твердого исполнения Определения Священного Синода от 28 декабря 1998 года о духовнической практике. Сочтено полезным назначение в епархиях и благочиниях особых духовников, к которым другие пастыри могли бы направлять мирян, имеющих трудноразрешимые вопросы.
       9. Недопустимо рукоположение клириков, имеющих постоянное место жительства в других епархиях, а также совершение священнослужителями, в том числе заштатными, Таинств и треб вне пределов своих епархий. Собор поручает Священному Синоду обратиться к пастве с призывом не искать совершения Таинств и треб вне приходов во избежание обмана и святотатства. В условиях, когда священнические и монашеские одежды подчас используются мошенниками, Собор счел недопустимым сбор пожертвований священнослужителями и монашествующими в публичных местах. Миряне для осуществления такого сбора должны иметь письменное благословение правящего архиерея той епархии, где производится сбор.
       10. Установление в монастырях и приходах примерных размеров пожертвований за совершение Таинств и треб не должно иметь характера назначения "фиксированных цен". Людям, заведомо не имеющим средств на такие пожертвования, нельзя отказывать в совершении Таинств.
       11. Выразив озабоченность увеличением числа прошений о предоставлении церковного развода, Собор констатирует, что Церковь, неизменно защищающая нравственные основы брака и семьи, считает своим долгом содействовать упрочению брачных уз и крепости семейных отношений. Обратить внимание пастырей на необходимость проведения катехизических бесед с брачующимися, в которых давалось бы ясное представление о нерасторжимости христианского брака и о том, что церковный развод возможен лишь по причинам исключительного характера, которые должны быть доведены до сведения вступающих в брак.
       12. Признано полезным продолжение трудов по редактированию богослужебных текстов с целью облегчения их восприятия молящимися. Для этого должна быть создана особая литургическая комиссия при Священном Синоде.
       13. Собор полагает крайне важным развитие в каждом монастыре и приходе благотворительных, образовательных, миссионерских и молодежных структур, воскресных школ и информационных центров, за состояние которых настоятели обязаны отчитываться перед правящим архиереем. При невозможности создания в отдельном приходе всех вышеперечисленных подразделений их следует создавать на межприходском, а в крайнем случае - на благочинническом уровне.
       14. С благодарением Господу Собор свидетельствует о возрождении монастырей и монашества, о продолжающемся умножении числа обителей. Для улучшения духовной подготовки к постригу и повышения ответственности лиц, его принимающих, признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении 30 лет, за исключением студентов Духовных школ и вдовых священнослужителей. Нельзя признать нормальным положение "тайных" и "странствующих" монахов и монахинь, не несущих церковного послушания. Собор напоминает, что постриги должны совершаться только по благословению епархиальных Преосвященных. Недопустимо необоснованное исключение монашествующих из монастырей, которое признается возможным лишь в крайних случаях и только указом правящего архиерея. Собор подтверждает необходимость тщательного подбора духовников женских обителей. В частности, желательно, чтобы таковыми были семейные священнослужители, исключения же могут делаться только для пастырей, имеющих богатый духовный опыт и находящихся в преклонных годах. Эти и другие вопросы устроения монашеской жизни следует закрепить в Положении о монастырях и монашествующих, разработка которого, с учетом деяний Поместного Собора 1917-1918 годов, поручается Священному Синоду.
       15. Сочтена необходимой активизация усилий по реформе Духовной школы согласно направлениям, ранее утвержденным Архиерейским Собором и Священным Синодом. При достигнутом ныне достаточном количестве Духовных учебных заведений требуется улучшение духовного и нравственного состояния воспитанников и повышение уровня образования. Большее внимание следует уделять воспитательному процессу, направленному на утверждение подлинной церковности, на раскрытие призвания к пастырскому служению. Учебному комитету, в соответствии с Определением Священного Синода от 19 июля 2000 года, надлежит провести инспекционные проверки всех Духовных учебных заведений. Признан необходимым переход к рукоположению в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование, за исключением студентов последних классов Духовных семинарий, которые могут быть рукоположены согласно решениям советов семинарий. Получение заочного образования в семинарском объеме клириками, не получившими его ранее, отныне должно стать обязательным. Правящим архиереям предписывается оказывать клирикам неукоснительное содействие в получении образования.
       16. Собор приветствует начало преподавания богословских дисциплин в светских высших учебных заведениях и считает важным развитие этой практики через разработку детальных программ и методик, а также через диалог с государством, направленный на закрепление и расширение существующих возможностей.
       17. Следует усилить и скоординировать труды в области преподавания религиозных знаний как в церковных воскресных или общеобразовательных школах, так и в школах светских. Отделу религиозного образования и катехизации предписывается проводить проверку трудов епархий в данной сфере, а епархиям - представлять детальные отчеты о состоянии религиозного образования, включая данные о количестве учащихся в православных воскресных и общеобразовательных школах, а также о числе учеников светских школ, которым преподаются религиозно ориентированные предметы. Православные гимназии и другие подобные школы должны поддерживать высокий общеобразовательный стандарт, сочетая это с воспитанием подлинной церковности, укорененной в литургической жизни.
       18. Собор призывает к дальнейшему развитию миссионерского служения Русской Православной Церкви, совершаемого как в традиционных, так и в новых формах. Необходимо развивать миссию вне церковной ограды: на предприятиях, в светских средствах массовой информации, на транспорте, в удаленных от храмов местах. Миссионерскому отделу поручается разработка соответствующих методик и программ их реализации. Особой сферой внимания должна быть миссия среди молодежи. Для ее активизации, а также для развития церковной деятельности самих молодых людей Собор счел нужным образовать Синодальный отдел по делам молодежи.
       19. Содействие центральной издательской деятельности, активно ведущейся даже в нынешних сложнейших условиях, должно стать заботой всего церковного организма. Приветствуя труды епархий, приходов, монастырей и различных церковных учреждений в данной сфере, Собор одновременно полагает необходимым поддержать Издательство Московской Патриархии и Издательский Совет Московского Патриархата, координирующий издательскую деятельность в Русской Православной Церкви. Каждый священнослужитель и верующий настоятельно призывается подписываться на официальные общецерковные издания. Издательскому Совету предписывается иметь попечение о богословском, научном, духовном и эстетическом уровне литературы, выпускаемой епархиями и иными каноническими церковными подразделениями, которые, в свою очередь, должны неукоснительно представлять в Совет свои издательские планы и экземпляры выпущенных книг, журналов и газет. Все издаваемые церковные календари следует приводить в соответствие с официальным календарем, выпускаемым Издательством Московской Патриархии. Считая приоритетным для Издательства Московской Патриархии выпуск богослужебных книг, Собор одновременно указал на необходимость согласования с Издательским Советом издания всей богослужебной литературы, выходящей в канонических церковных подразделениях. Даже полемическая литература должна хранить дух братолюбия, избегать обвинений в ереси и тяжких грехах, дабы не присваивать себе прерогативы церковного суда. Собор напоминает о крайней важности всестороннего развития церковных средств массовой информации - печатных и электронных - на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях.
       20. Следует усилить пастырское попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, взаимодействие с Вооруженными Силами и органами охраны порядка, а также душепопечение о заключенных. Необходимо развивать это служение в каждой епархии - при координирующей роли соответствующего Синодального отдела. Сохраняя и совершенствуя нынешнюю практику окормления военнослужащих приходским духовенством, одновременно нужно стремиться к созданию особой пастырской службы, в первую очередь предназначенной для работы на флоте, на пограничных заставах, в дальних гарнизонах и миротворческих войсках. В связи с этим следует укрепить подготовку военных священников в Духовных школах.
       21. Члены Собора убеждены в особой важности православного свидетельства через дела милосердия и благотворительности. Соответствующие службы должны быть созданы во всех епархиях, при этом каждый монастырь и приход обязан вести благотворительную работу, отчитываясь перед правящим архиереем, а через него - перед высшей церковной властью о конкретных делах милосердия и потраченных на это средствах. Благотворительные труды необходимо преимущественно посвящать детям-сиротам, лицам, подверженным наркомании, ветеранам войны и жертвам различных конфликтов, пожилым людям, инвалидам, заключенным, беженцам и вынужденным переселенцам.
       22. Особая роль принадлежит православному богословию, призванному с позиций Священного Предания дать целостное видение жизни Церкви и ее служения на данном историческом этапе. Развитие богословской науки является сегодня приоритетной общецерковной задачей. Необходимо усилить подготовку ученых кадров и взаимодействие со светской наукой. Требуется также серьезное совершенствование системы научной работы в Духовных школах и создание специализированных церковных научных центров по различным отраслям церковного знания. Собор поручает Священному Синоду изучить возможность создания общецерковной системы перевода, издания и исследования святоотеческого наследия, а также учреждения для этой цели общецерковного центра или института патристических исследований. Необходима подготовка современного издания научно комментированной Библии. Весьма актуальной представляется подготовка канонического кодекса Русской Церкви. Серьезные задачи стоят перед литургической наукой, прежде всего в области разработки единых уставных рекомендаций. Необходим богословский анализ острых проблем современности. Для решения поставленных задач Синодальной Богословской комиссии во взаимодействии и координации с Синодальными учреждениями и Духовными школами поручается разработать комплексную программу развития богословской науки в Русской Православной Церкви.
       23. Архиерейский Собор одобряет структуру, содержание и методы внешней деятельности Русской Православной Церкви.
       24. Собор возносит благодарение Господу Вседержителю, сподобившему Святую Православную Церковь в 2000-й год по Воплощении Бога Слова ознаменовать юбилей своего бытия соборным служением Божественной Евхаристии в Вифлееме, на месте Рождества по плоти Сына Божия, Спасителя нашего Иисуса Христа, совершенным Предстоятелями Поместных Церквей.
       25. Русская Православная Церковь в своих отношениях с Поместными Православными Церквами будет и впредь следовать заповеданному Спасителем единству, укрепляя дух апостольской соборности, возгревая братскую любовь и развивая сотрудничество между равночестными и равноправными Автокефальными Поместными Церквами. Собор выражает благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II за его труды по созиданию всеправославного единства, выразившиеся прежде всего в визитах в Церкви-Сестры и в общении с их Предстоятелями на канонической территории Московского Патриархата.
       26. Собор выражает озабоченность присутствующими в межправославных отношениях противоречиями, которые зачастую возникают по политическим мотивам и нарушают мир и согласие среди православных, как это, например, проявляется в Молдавии и Венгрии, и считает необходимым продолжить диалог с Поместными Церквами для преодоления этих противоречий.
       27. Особой болью отзывается в наших сердцах раскол на Украине. Заслушав выступление Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира о проходившем 28 июля сего года Соборе Украинской Православной Церкви, свидетельства украинских иерархов и всесторонне обсудив существующую проблему, Собор принял особое Определение "Об Украинской Православной Церкви".
       28. Собор также молится о воссоединении со своей Матерью-Церковью всех тех, кто пребывает в расколе в Греции, Болгарии и странах бывшей СФРЮ.
       29. С удовлетворением отмечены положительные сдвиги, наметившиеся в диалоге Русской Православной Церкви со старообрядчеством, которые вселяют надежду на то, что накопившийся за века груз недоверия и недопонимания со временем будет преодолен и желаемое примирение в конечном итоге будет достигнуто.
       30. Русская Православная Церковь сознает свою ответственность за развитие православной жизни не только в странах, на которые распространяется ее каноническая территория, но и в других государствах, особенно там, где возможно и необходимо православное миссионерское служение и где присутствует наша церковная диаспора.
       31. Собор выражает удовлетворение развитием зарубежной пастырской деятельности Русской Православной Церкви и увеличением числа ее приходов в дальнем зарубежье, что служит духовному сплочению наших соотечественников.
       32. Освященный Собор утверждает постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 апреля 2000 года, призвавшее к обретению канонического единства с Русской Православной Церковью всех православных верующих в диаспоре, связывающих свою церковную жизнь с духовными идеалами исторической России, но по разным причинам пребывающих вне канонического общения с Матерью-Церковью. Русская Православная Церковь будет и впредь прилагать усилия к преодолению разделения, порожденного исторической трагедией нашего народа в минувшем веке.
       33. Собор имел суждение относительно межхристианских связей Русской Православной Церкви. Специальным определением были приняты Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, призванные служить руководством для пастырей и мирян.
       34. Собор выразил озабоченность в связи с отсутствием реального прогресса в диалоге с Римско-Католической Церковью и констатировал, что в межконфессиональной ситуации на Украине, где в результате насильственных действий греко-католиков (униатов) были захвачены православные храмы, положительных сдвигов не произошло. По-прежнему сохраняется напряженность; многие православные общины доныне лишены храмовых зданий. Собор также выразил озабоченность прозелитической деятельностью католических структур на канонической территории Московского Патриархата. Собор призывает руководство Римско-Католической Церкви приложить все усилия к тому, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону не на словах, а на деле, и напоминает, что несогласие в понимании униатской проблемы, с особенной остротой проявившееся на встрече Смешанной комиссии по диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами в Балтиморе 9-19 июля сего года, является препятствием для дальнейшего продолжения диалога, отношение к которому следует определить через консультации с Поместными Православными Церквами. Что касается двусторонних переговоров, то таковые следует вести ради преодоления проблем, связанных с унией и прозелитизмом, считая необходимым участие в этих переговорах представителей Украинской Православной Церкви.
       35. Собор рассмотрел итоги деятельности Смешанной комиссии по диалогу между Православными и Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами, признав проделанную работу полезной. Собор подтвердил необходимость дальнейшего изучения христологической и иной проблематики, входящей в повестку дня Смешанной комиссии, а также полезность установления двусторонних диалогов между Русской Православной Церковью и отдельными Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами с целью уяснения ранее сформулированных положений, которые нельзя признать окончательными.
       36. Собор имел суждение о взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и протестантскими исповеданиями, выразив сожаление в связи с продолжающейся либерализацией вероучения и церковной практики некоторых западных протестантских общин, что все более отдаляет их от Православной Церкви. В то же время была признана важность продолжения диалога с протестантским миром, дабы свидетельство об истине веры Христовой оставалось неослабным и неоскудевающим.
       37. Рассмотрен вопрос об участии Русской Православной Церкви в международных межхристианских организациях, в частности во Всемирном Совете Церквей. Собор подчеркнул, что нынешняя структура Всемирного Совета и принципы членства в нем не удовлетворяют православных, в связи с чем особую важность приобретает работа Смешанной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Всемирным Советом Церквей. Собор признал полезным иметь суждение о целесообразности дальнейшего участия в Совете по окончании работы данной комиссии.
       38. Собором одобрены результаты межхристианских диаконических проектов и признано полезным продолжение сотрудничества с христианами иных конфессий в сфере благотворительности, социального служения и диаконии, а также в образовательной и иных областях. Собор подчеркнул, что христиане разных конфессий должны сообща выступать против продолжающейся секуляризации общества, распространения атеизма, пропаганды насилия и разврата, натиска сект и "новых религиозных движений".
       39. Архиерейский Собор в целом выражает удовлетворение состоянием диалога и сотрудничества Русской Православной Церкви с государственной властью как на канонической территории Московского Патриархата, так и за ее пределами. Сочтено необходимым развивать взаимодействие Церкви и государства, расширяя области совместных трудов и совершенствуя законодательную базу, являющуюся их основой. Следует продолжать обсуждение с властями любых государств, а также с межправительственными организациями всего спектра вопросов, значимых для Церкви, народов и человечества.
       40. Собор выразил озабоченность проявлениями сатанизма, оккультизма и "новых религиозных движений" деструктивного характера, представляющих опасность для личности и общества, и призвал все здоровые общественные силы и государственные структуры объединить свои усилия для их искоренения.
       41. Особенно важным является утверждение права верующих детей и их родителей на получение общедоступного религиозного образования, а также на то, чтобы содержание обучения в светских школах не противоречило воспитанию, получаемому в православной семье. Собор настаивает на необходимости совместного поиска Церковью и государством взаимоприемлемого решения данного вопроса, которое исключало бы дискриминацию верующих детей при получении среднего образования. Власть должна максимально содействовать получению школьниками знаний о религии в духе, соответствующем их мировоззрению. Выражена крайняя озабоченность сохраняющейся и усугубляющейся монополией материалистического мировоззрения в образовательном процессе.
       42. Собор полагает полезным через диалог с государственной властью добиваться установления максимального общественного контроля за сбором компьютерной информации о гражданах и вообще за процессами, могущими привести к нарушению тайны частной жизни, свободы вероисповедания и передвижения. В то же время, учитывая благожелательную позицию светских властей России, отменивших по просьбе Священноначалия процедуру обязательной подачи заявления о присвоении индивидуального налогового номера, Собор счел данную просьбу удовлетворенной.
       43. Положительно оценивается состояние взаимоотношений с политическими, общественными, научными, культурными и другими подобными организациями, иными ассоциациями граждан, которые традиционно призываются к сотрудничеству с Церковью в трудах на народное благо.
       44. Взаимодействуя со светскими средствами массовой информации, священнослужители и миряне призываются более активно вести миссионерскую деятельность, разъяснять церковный взгляд на различные явления и события, способствовать формированию нравственного влияния СМИ на жизнь общества. Вместе с тем по-прежнему беспокоит обилие конфликтов между Церковью и светскими СМИ, часто вызванных непониманием целей и содержания церковной жизни, а иногда и клеветническим и даже богоборческим содержанием публикаций, нацеленных на отрыв людей от Бога и на подрыв авторитета Церкви.
       45. Приветствуя создание Межрелигиозного совета России и в целом развитие межрелигиозных связей, Собор подчеркивает важность диалога и сотрудничества последователей традиционных религий для созидания мира и согласия в обществе, а также для поиска деятельного совместного ответа на актуальные проблемы современности в национальном и международном масштабах.
      
       Москва, Храм Христа Спасителя
       16 августа 2000 года