ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
11-2000

ПРОПОВЕДЬ

Слово в день преставления Преподобного Сергия Радонежского

       Невозможно представить себе русской религиозности, да и всей истории русского народа, без Преподобного Сергия Радонежского. В нем был дан России эталон христианской жизни, дивный образец служения Богу - как Существу Верховному, человеку - как Его образу и подобию, отечеству - как вскормившей, взрастившей и воспитавшей матери.
       Существует мнение, что Сергий Радонежский достиг вершин святости благодаря отрешенности от мирской суеты, что его жизнь - строгая, стройная, монолитная и целостная - слишком идеальна для того, чтобы быть образцом для подражания, и что вообще у таких высоко настроенных, редкостных по своим духовным качествам натур нет и не может быть точек соприкосновения с живой жизнью.
       Когда с шумной городской улицы мы попадаем в храм Божий, когда, взятые от духа мира сего, мы оказываемся у иконы Преподобного Сергия, то, глядя на его кроткий молитвенный лик, мы думаем о том, что образ его жизни трудно приложим к нашей сегодняшней действительности. Нам кажутся абсолютно недосягаемыми вершины его святости.
       Однако во времена княжения великого князя Димитрия Донского все было иначе. Не было той громадной разницы между житием Радонежского отшельника и повседневностью обычного русского человека, какую мы ощущаем сегодня, в наши дни. Существовала тесная взаимосвязь Преподобного Сергия и его эпохи. Он был сыном своего отечества и, можно сказать, сыном своего времени. Несомненно, в его явлении отразился определенный духовный возраст народа, обеспечившего своим историческим развитием наличие той воспитательной среды, в которой сформировался столь великий подвижник, - ведь без надлежащей почвы не взойдет ни одно семя. И если России был дан религиозный деятель такого склада и такой высоты духа, то это означало, что в душе русского народа тогда уже существовала такая устремленность к живому воплощению евангельского идеала, какую явил своей подвижнической жизнью Преподобный Сергий Радонежский.
       Если бы подвиг Сергия не был связан с жизнью русского народа самым глубочайшим образом, то он наверняка остался бы простым, безвестным, никем не узнанным иноком. Мало ли у Бога сокровенных святых, ведомых только Ему Одному. Но этого как раз и не произошло. Из безвестного отшельника, удалившегося в дебри лесов Радонежа, он превратился в игумена Земли Русской, стал национальным героем и, пожалуй, самым ярким выразителем чаяний русского человека. Поэтому мы можем говорить о том, что появление Преподобного Сергия Радонежского было религиозной необходимостью и закономерностью русской жизни XIV века. Он был дан России в силу того, что в ней присутствовало тогда скрытое тяготение к жизни во Христе, присутствовали силы, способные воспринять и усвоить явленный в нем Богом идеал.
       Присутствовало, говорим мы. Неужели сегодня уже более не присутствует? Неужели не рождает более отклика в душе его святость и никого более не побуждает любить Бога его необыкновенное смирение? Для того ли храним мы память о нем и ежегодно церковно прославляем его, чтобы только осознать глубину пропасти, образовавшейся между человеком нашего времени, укладом современной жизни и обликом Преподобного Сергия - игумена Земли Русской?
       Неужели все нити, связующие нас с нашей историей, с нашим прошлым, безнадежно оборваны?
       Сегодняшнее празднование памяти Преподобного Сергия Радонежского - это еще одна попытка, еще одна возможность распознать самих себя через свою историю, услышать внутренним слухом звучание того идеала, которым жили и к которому стремились наши предки и который генетически заложен и в нас, их далеких по времени и духу потомках. Сделать шаг к самопознанию - разве это так уж мало? Узнать себя в своей истории - разве это бесполезное и никчемное занятие? И не оно ли, это незаметное внутреннее делание, определяет завтрашний день нашего Отечества? Ведь и тогда, шесть веков назад, унижена и раздроблена был Земля Русская. Что же спасло ее от внешнего и внутреннего порабощения? Что соделало русский народ единым народом, с душой просветленной и очищенной, способным противостоять вражескому ополчению? - Личность Преподобного Сергия, смиренно трудящегося над собой и величающего Христа Жизнодавца в пустынных лесах Радонежа. Свет, озаривший Русь из Посада Сергиева, был зарей ее нового дня. Сила Божия, обитавшая в скромном подвижнике, проникла во все уголки России, достигнув даже гордой столицы Византийской империи. (Лавра Сергиева и по сей день бережно хранит крест-мощевик, присланный смиренному Сергию Патриархом Константинопольским.) Обновился, просветился русский человек от соприкосновения с этой личностью, почувствовал приток сил и стал другим - совершил дело очищения земли своей и зажил по-новому.
       Нет, Сергий не был случайным, преходящим персонажем нашей истории. Внимательно всматриваясь в его время, мы открываем для себя ту истину, что он был не только религиозной, но и исторической необходимостью в судьбе нашей Родины, нашего дорогого Отечества. Это правда русской истории, о которой писали Федор Достоевский и Василий Ключевский.
       "Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас", - слышим мы в этот день в храме Божием. Сколько нам оставлено Промыслом Божиим этих ежегодных дней молитвенного призывания святого, который стал чудом нашей истории, ее символом и эмблемой? Помоги, Господи, через прикосновение к Твоему дивному угоднику, нам явленному, сделать шаг к самим себе, приблизиться к образу и подобию, которые в себе заключаем, возлюбить Отечество его любовью и через свой скромный, смиренный внутренний труд послужить делу его воссоздания. Аминь.

Священник Владислав КУМЫШ