ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
12-2000

БИБЛИОГРАФИЯ

Архиепископ Филарет (Гумилевский) как агиограф

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жития святых. В 6 Т. М.: Сретенский монастырь, 2000.

       Предпринятое Сретенским монастырем издание "Житий святых", составленных архиепископом Филаретом (Гумилевским), открывает современному читателю возможность познакомиться со святителем Филаретом как агиографом. Из-под пера святителя Филарета вышли следующие агиографические труды: "Русские святые, чтимые всею Церковью или местно" (1861-1865), "Святые южных славян" (1865) и "Святые подвижницы Восточной Церкви" (1866).
       Уже после кончины святителя Филарета изданные им жития были дополнены житиями древних святых и таким образом было составлено общее двенадцатитомное издание. Жития, составленные самим архиепископом Филаретом, помечены в нем знаком "††".
       Тексты "Житий святых", составленные святителем Филаретом, поражают своим высоким научным уровнем - Владыка в совершенстве владел практически всем материалом, доступным в то время, и во многих отношениях его работа не утратила своего значения и до сих пор. Обращает на себя внимание знаменитый слог Владыки - легкий, краткий, но вместе с тем удивительно живой и точный. Текст не перегружен ни чрезмерной напыщенностью и витиеватостью, ни обилием специальной терминологии и при всем этом, оставаясь доступным и ясным, выражает серьезные и глубокие мысли.
       В последнее время, ознаменовавшееся для нашего Отечества достаточно бурным и сложным процессом становления высшего богословского и духовного образования, в научной церковной среде наблюдается все возрастающий интерес к богатому дореволюционному наследию. Переиздаются заслуживающие интерес работы известных православных исследователей XIX - начала XX века, а также православных писателей первого поколения эмиграции.
       Труды архиепископа Филарета, патролога, историка, богослова, привлекают все большее внимание. Уже в наше время дважды (Троице-Сергиевой Лаврой и издательством "Паломником" в 1996 году) переиздавалось "Историческое учение об отцах Церкви" - труд, до сих пор остающийся уникальным; в 1995 издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры переиздало "Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви", принадлежащий перу святителя Филарета; издательство имени святителя Игнатия Ставропольского в 2000 году выпустило в свет репринтное издание его "Бесед о страданиях Господа нашего Иисуса Христа". Из новейших исследований, посвященных архиепископу Филарету, можно упомянуть замечательную статью А. И. Сидорова "Преосвященный Филарет (Гумилевский) - основатель русской патрологической школы". Ждет своего издателя его "История Русской Церкви", запечатленная особой цельностью и глубоким пониманием предмета.
       Известный историк граф М. Толстой так отзывался о литературных трудах архиепископа Филарета: "Горячая любовь ко Христу, Спасителю мира, глубокое убеждение в истинах православной веры, стройность и строгая последовательность в изложении, неуклонная верность исторической правде, величайшее трудолюбие в изысканиях были отличительными чертами его авторской деятельности".
       То, как воспринимали современники эти труды архиепископа Филарета, хорошо видно из отзыва епископа Астраханского Евгения, который, в частности, писал: "Преосвященный Филарет, как премудрый учитель, задумал изобразить нам жизнь христианскую не в сухих правилах, не в отвлеченных истинах, но в живых образах святых лиц Вселенской Церкви и преимущественно в жизни наших отечественных святых и близких к нам по народности, истории и жизни, святых русских и южных славян. Может ли быть изображение жизни христианской назидательнее, вернее, полезнее для нас?" (цит. по: Листовский И. С. Филарет, архиепископ Черниговский. М., 1887. С. 226).
       Святителем Филаретом двигало убеждение, что если ошибка в повествованиях о политических событиях всегда поправима, то ошибка в предметах веры, в учении Церкви многих может вовлечь в заблуждение и породить разномыслие. Поэтому-то и не мог равнодушно относиться архиепископ Филарет к тем, кто легкомысленно обращался с этим предметом. Чтобы поправить ошибки других, святитель брал на себя труд занятия тем же предметом. Так, подвергнув резкой критике книгу А. Н. Муравьева, он сам написал труд "Русские святые, чтимые всею Церковью или местно". Заметив погрешности в сочинении архиепископа Макария, сам подготовил "Житие преподобного отца нашего игумена Печерского Феодосия, описанное преподобным Нестором", в переводе на русский язык.
       Было бы в корне ошибочным рассматривать "Жития святых" архиепископа Филарета как альтернативу Четьям-Минеям святителя Димитрия Ростовского. Сам Владыка Филарет, во всяком случае, был далек от того, чтобы противопоставлять свои агиографические труды трудам святителя Димитрия; напротив, он относился к своему предшественнику с глубочайшим уважением и почтением.
       В отзыве на студенческую работу будущего епископа Виссариона (Нечаева) (Нечаев В. П. Святый Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849), святитель пишет: "Обзор источников Четьих-Миней - дело превосходное. Это так было нужно для Церкви, как нельзя более. Не только легкомысленные головы, но люди деловые, как, например, Владыка наш, не имев возможности в точности знать дело, выражали сильное сомнение в верности сведений, помещенных в Четьях-Минеях святителя Димитрия. Теперь они могут увидеть, что сомнения их были напрасны, или что, по крайней мере, святитель, со своей стороны, сделал слишком много для первого опыта, чтобы не имели права не доверять ему" (Листовский И. С. Указ. соч. С. 254).
       Во времена Преосвященного Филарета Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского не были переведены на русский язык. Такой перевод под названием "Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского" был осуществлен уже в начале ХХ века. В наше время это четырнадцатитомное собрание было переиздано в 1991-1994 годах и по справедливости получило широкое распространение Необходимо помнить, впрочем, что "это издание - не перевод Димитриевых Четьих-Миней, а переработка, значительно отличающаяся от славянского текста" (Круминг А. А. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского: очерк истории издания // Филевские чтения. Вып. IX. М., 1994. С. 41.), произведенная под руководством архиепископа Парфения (Тульского) в 1902-1916 годах).
       Творения же святителя Филарета составлялись именно на русском языке и были продиктованы неудовлетворенностью имеющимися на тот момент опытами житий святых, прежде всего на русском языке, в большей степени "Житиями святых" А. Н. Муравьева. "Недавние жития не делают лишним желание представить другие, новые жития", - признавался Владыка в письме своему другу А. Горскому (Письма архиепископа Филарета Черниговского к А. В. Горскому. М., 1885. С. 148).
       То, насколько серьезно Преосвященный Владыка подходил к этой задаче, показывают слова, адресованные его духовному наставнику святителю Филарету Московскому, в которых святитель Филарет так выражает свой взгляд на проблемы агиографии: "О житиях святых было и теперь есть следующее убеждение мое. Должно:
       1) составить описание святых на основании летописей, рукописных описаний и повестей, чтобы это было чтение, назидательное и для ума и для сердца, а не соблазнительное для того и другого;
       2) издать древние жития, повести и записки о святых, не прибавляя к их тексту ничего своего;
       3) читать же то, что издается Муравьевым, простите за мое мнение, то же, что читать басни, переделанные на новый лад: тут что ни строка, то ошибка - против истории, хронологии, языка, логики, психологии, ошибка во всех видах и родах. Бог видит, говорю не по предубеждению, но по сведениям, какие Бог дал" (Цит. по: Листовский И. С. Указ. соч. С. 250.).
       И можно смело сказать, что в своих агиографических творениях святителю Филарету удалось реализовать все указанные принципы. В этих трудах со всей полнотой выразились восхищавшие его современников "громадные дарования, вооруженные глубокой ученостью, всегдашний труд, проникнутый увлечением, вечно-производительное чтение, кипучая жажда научной деятельности, стремительная отвага во все проникнуть, лаконичная сжатость выводов и неослабное внимание ко многим движениям современной мысли" (Пономарев С. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский. Полтава, 1866. С. 12.).
       Помимо упомянутого нельзя не отметить удивительную научную и духовную трезвость, или, иначе говоря, рассудительность, автора "Житий святых" при работе с таким сложным и ответственным материалом, как житийный. Здесь не могло не отразиться то, что упомянутые работы были составлены им в последние годы жизни и явились как бы воплощением всего богатейшего научного и духовного опыта архипастыря.
       Святитель Филарет являет собой образец православного агиографа, и вне знакомства с его трудами любое сочинение по агиографии, на наш взгляд, не может быть признано совершенным.
       Ценность нынешнего шеститомного издания особенно возрастает благодаря тому, что оно дополнено житиями святых, канонизованных Русской Православной Церковью в ХХ веке. Эти материалы были подготовлены Синодальной комиссией Русской Православной Церкви по канонизации святых.
      

Ю. МАКСИМОВ