|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2001 |
ПРОПОВЕДЬ
Служение как спасение
Нет для человека выше и святее занятия, чем служение Богу и людям. Мы пользуемся бесчисленными благами бытия, за что должны воздать Своему Благодетелю и Спасителю не чем иным, как верностью Ему и ревностью в исполнении Его Святейшей Божественной воли до последнего своего дыхания, побуждая к тому и окружающий мир, каким бы он ни был.
Слово Священного Писания, не говоря уже о наставлениях Предания Церкви, изъясняет нам жизнь земную как служение Богу, полное смирения и преданности Ему во всем; мы - искренние рабы Его, добрые сыновья Своего Господа и Отца.
Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, - говорит Христос Бог, - но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38); Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45).
Служение Богу тесно связано со служением людям, опекаемым Его Промышлением, в основе которого лежит Им заповеданная любовь к братьям и сестрам, исключающая господство над ними.
Такое служение Богу и людям - с полным забвением своих личных интересов, искоренением всякой корысти - приносит человеку неоценимую пользу. Истощаясь в силах души и тела, он безмерно обогащается душой, зреет внутренне, находя в том для себя блаженство и саму вечность.
Служение как отдача себя Богу и людям есть спасение человека, главная цель его бытия, прямое исполнение Евангелия, которое должно наполнять жизнь человеческую от младых ногтей до последнего издыхания. Так понимали свою жизнь все святые угодники Божии, всецело посвящая ее Богу и служа ближним, что и сделало их славными в Церкви.
Хотя жизнь получила свое определение в Законе Божием, однако грех человека придал ей совсем иное выражение - через потворство своим страстям и господство над ближними, извратив тем исконное ее значение.
Грех, как характеризуют его святые отцы, есть полное безумие. Не зная существа и смысла жизни, люди бросаются в нее, воспринимая как вечный праздник, бесконечное веселье, превращая ее в непрекращающийся бал, в сиюминутную сладость. Но извратить жизнь - значит ее потерять, обернуть в смерть, получить вечное осуждение. Жизнь требует непрестанного труда над собой и подвига. Она что виноградник, который нужно постоянно возделывать, чтобы иметь от него плоды. Не о завтрашнем дне идет речь - он может не наступить, не о прошедших летах, которых не вернешь, а только о сегодняшнем дне, дне, определяющем нашу судьбу. Довлеет дневи злоба его (Мф. 6, 34), - сказано в Евангелии.
Человек хвалится прошлым, любуется своим будущим и не остается у него возможности жить настоящим, наполняя его полезной деятельностью, угодной Богу и приятной ближним. Наше святое дело - сеять, и сеять разумно, а урожай будет зависеть от того, что было посеяно. Сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8), - говорит Апостол Павел. Живет ли человек духовной жизнью или он весь погружен в плотскую жизнь - вот главные вопросы настоящего дня.
Внешнее тесно связано с внутренним и, наоборот, внутреннее мы познаем благодаря внешнему. Так Бог промыслил нашу жизнь, что внешнее не существует без внутреннего и внутреннее выражается через внешнее. Из окна мы видим окружающий нас мир, но в нем сокрыт другой, невидимый мир жизни, не подлежащей никакому тлению.
Насколько человек знает этот бессмертный мир и как он живет в нем? Почему нет мира между нами, находящимися друг близ друга? Кто же царствует среди нас? Это извечные вопросы нашего бытия, и они решаются верой человека. Сия есть победа, победившая мир, - говорит Апостол Иоанн Богослов, - вера наша (1 Ин. 5, 4). Все живущие верой составляют особое, духовное сословие, называемое Церковью, которая непобедима никакими силами зла. Две тысячи лет прошло с момента образования Церкви, но она осталась непоколебимой, несмотря на постоянные нападки на нее.
Церковь - самое убедительное чудо Божие в истории человечества, спасающее его от гибели и смерти. Но мир с ней как будто не считается, всячески принижая ее из зависти к ней, но она, как добрая мать, незаметно для него исправляет его и духовно руководит им. Церковь, как учреждение Небесное, Божие, не подчиняется земным понятиям, но мир дерзко ставит ее в ряд земных явлений, предъявляя к ней свои необоснованные требования.
Православные храмы и монастыри, восстановленные за последнее время, напоминают и говорят нам о Церкви, этой благодатной и спасительной силе, живущей в них, помогающей людям находить Бога.
Отрадно, что храмы и обители множатся и православный народ живет Церковью. Но если люди мужественно будут сносить все невзгоды своей жизни, держась светлой звезды веры Божией, они получат достойную награду. Урожай злаков не всегда одинаков, поскольку неодинакова погода. Нечто подобное - и в жизни Церкви: не числом храмов и обителей определяется ее состояние, а плодами живой веры ее членов, с терпением прошедших "огонь и воду", выпавшие на пути к спасению.
Апостол Павел изъяснил нам христианство как подвиг жизни. Все, что делает человек в жизни, будет подвержено огню, говорит он. Не сгорит только то, что построено из твердых веществ - камня, золота. Вера человека и есть тот несокрушимый камень, который ничто временное и материальное не уничтожит.
С верой, этой высшей духовной силой, человек становится совсем иным существом, новым и сильным, побеждающим смерть и тление.
Многое отвлекает нас сегодня от существа жизни. Но самое тревожное то, что человек теряет самого себя, оставляет свои вечные цели и задачи. Он всем занимается, обо всем печется, кроме спасения души, которое ему представляется невозможным. Возможное, материальное, он делает, а невозможное (как ему кажется), духовное, необдуманно оставляет. Но для веры, сказано, нет ничего невозможного. Она и "горы переставляет", то есть с ней человек вступает в иной мир, невидимый Божественный мир, созидая для себя вечный дом из добродетелей, к которым подводит его вера. Смысл жизни ведь совсем не в том, в чем его полагают многие, - он в жизни по вере и с верой. Вот где совершенство и само бессмертие, которое начинается во времени.
Человек ушел с этой жизненной дороги, ведущей в вечность, и стал на путь смерти. Время стало ему дороже бессмертия. Где-то он трудится и проливает пот, но где-то совсем ничего не делает, не желая потрудиться для вечности. Боится ее, не верит в нее, хотя у него и есть все, чтобы наследовать ее и обладать ею.
Грех - вот причина всего, он не дает нам силы творить эту спасительную жизнь. Он является исконным врагом нашего спасения. И победа над ним есть торжество самой жизни, есть само спасение. Борьба с грехом должна стать у нас первым делом, и исход ее лежит в вере как в превысшей всего силе. Наше служение Богу заключено в соблюдении веры в Него, в исполнении Его заповедей. Нас не должно смущать то, что подвергает испытанию нашу веру, что как бы крадет ее у нас. Неприятны, конечно, ветры, ломающие деревья, но приятны они для корней их, набирающих чрез них силу.
Нам кажется, что что-то плохо, на самом же деле оно абсолютно хорошо и полезно. Человек хотел бы все знать, но жизни у него для этого не хватает. Только вера открывает ему бездну знания о Жизни Вечной. И смерть - не меч для человеческой жизни, но стимул. Бог есть Сама Жизнь, и хотя непостижима она, однако человек призван к ней, чтобы знать ее и чувствовать. Сквозь видимую завесу своей плоти он познает невидимую сторону жизни. Она больше и краше видимой. Душа, - сказано в Писании, - не больше ли пищи (Мф. 6, 25)? Святые люди были бедны, но душой богаты. Душу нищего Лазаря после его смерти Ангелы вознесли на лоно Авраамово, а богач был ввержен в вечный огонь.
Духовная жизнь спасает всю жизнь человека. И нет другого определения жизни, чем то, которое дано в Святом Евангелии и явлено нам на исторических примерах, примерах жизни верных чад Церкви, - это служение Богу и людям в духе веры и любви.Архиепископ Владимирский и Суздальский ЕВЛОГИЙ