ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2001

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Единоверцы в Гуслицах

       Гуслицы - неофициальное название местности на востоке Подмосковья, в юго-восточной части прежнего Богородского уезда, исстари населенной преимущественно старообрядцами. Гуслицы часто называют "Старообрядческой Палестиной". Отсюда в разные части Российской империи до 1917 года направлялись священники Белокриницкого согласия, практически в каждом местном селении с самого начала раскола имелись самородные школы, пользовавшиеся популярностью даже у жителей соседних губерний. Благодаря старообрядчеству население здесь было почти поголовно грамотным. В гуслицких деревнях было также развито иконописание, литье крестов и образков, а также другие промыслы, связанные со старой верой.
       Однако местные старообрядцы-гусляки были хорошо известны далеко за пределами Московской губернии не только благодаря старообрядчеству. Многие из них были зажиточными купцами, вокруг фабрик которых возникли все ныне существующие города Орехово-Зуевского района: Орехово-Зуево, Ликино-Дулево, Куровское. Значительная прослойка купцов-старообрядцев гуслицкого происхождения имелась до революции и в Москве.
       Как и везде, где компактно жили старообрядцы, в Гуслицах имелись и приверженцы единоверия, вернувшиеся в лоно Русской Православной Церкви при сохранении верности старым, дониконовским церковным традициям. Упоминание о них можно встретить на страницах исповедных ведомостей московского Троице-Введенского единоверческого прихода у Салтыкова моста уже в первые годы после официального утверждения правил единоверия. В 1830-1840-х годах в селении Селино-Давыдово был открыт первый гуслицкий единоверческий Крестовоздвиженский храм. Этот небольшой деревянный храм в 1890-х годах был заменен новым церковным зданием, также деревянным.
       В 1880-е годы в единоверие обратились несколько видных крестьян-старообрядцев из деревни Мальково, для которых был сооружен храм в честь Рождества Христова. Вскоре он сгорел, предположительно в результате поджога, и на его месте было построено сохранившееся доныне кирпичное церковное здание. В 1904 году Святейший Синод благословил открытие единоверческого прихода в деревне Авсюнино при местной церковноприходской школе, открытой братством святителя Московского Петра. Кирпичный храм, также посвященный святителю Петру, был освящен в следующем, 1905 году.
       Помимо этих трех единоверческих приходов по гуслицким деревням единоверческим миссионерским братством святителя Московского Петра было открыто немало церковноприходских школ, в которых обучались как дети православных, принадлежавших к Русской Православной Церкви, так и старообрядцев. Школы в этом краю всеобщей грамотности пользовались у местного населения большой популярностью, и крестьяне охотно отдавали в них своих детей.
       После 1917 года три гуслицкие единоверческие церкви разделили судьбу храмов всей России. Первым был закрыт храм в Авсюнине, как находившийся в одном здании со школой. К началу 1920-х годов он уже не функционировал. Мальковский храм с 1916 года не имел священника, и во время революционного беспредела был занят старообрядцами-окружниками, которые устроили в нем моленную. В 1930-х годах и она была закрыта. В Крестовоздвиженском храме богослужения совершались до начала 1930-х годов, потом он был закрыт и там устроили зернохранилище. По словам историка Гуслиц, члена приходского совета единоверческого храма города Куровское Устиньи Григорьевны Андрияновой, еще после войны, несмотря на хранящееся в храмовом здании зерно, местные жители сохраняли его интерьер, включая даже лампады перед иконами. Окончательно разорен храм был уже позже. Затем церковь использовали под другие нужды, перенесли ее на другое место. В первой половине 1990-х годов она сгорела.
       Казалось, на существовании и без того немногочисленного гуслицкого единоверия была поставлена точка. Храмы были закрыты. Остатки прежней паствы рассеяны. Но 1994 год изменил ситуацию. К тому времени в городе Куровское, расположенном в самом сердце Гуслиц, образовалась община христиан-старообрядцев, пожелавших быть членами Русской Православной Церкви на основании правил единоверия. В середине того же года община была зарегистрирована по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и туда был назначен священник Димитрий Кузнецов. Так как единоверческого храма здесь прежде не было, а здания двух старообрядческих моленных не сохранились, у единоверцев на первых порах не было своего помещения для молитвы. Первые службы проходили в малом зале городского Дворца культуры, а затем мэр Куровского В. А. Егерев передал общине бывший купеческий дом в центре города, освобожденный к тому времени прежними арендаторами. Помещение было переоборудовано, с востока к нему пристроили алтарь, и в здании был освящен храм во имя Преображения Господня.
       16 февраля 1996 года постановлением главы Орехово-Зуевского района А. П. Филиппова рядом с новым храмом общине был выделен участок земли площадью 0,52 га. На нем было решено возвести новое храмовое здание во имя святого Иоанна Лествичника, которое было заложено осенью того же года. К 2000 году при активном участии городской и районной администрации и многих жертвователей был построен кирпичный храм. 19 ноября 2000 года его освящение по древнему чину совершил епископ Видновский Тихон, викарий Московской епархии.
       Если прежде в гуслицких единоверческих приходах было незначительное число прихожан, то в настоящее время ситуация изменилась. Русские люди устали от разделений и расколов. К приходу в Куровском ныне тяготеют целые гуслицкие деревни со старообрядческим населением, и интерес к единоверию не ослабевает. Среди прихожан практически нет неофитов, все они являются потомственными староверами. Аналогичная ситуация наблюдается и в единоверческом приходе в селе Осташево Воскресенского района Московской области, в местности, также населенной старообрядцами, иногда относимой к Гуслицам. Здесь прежде никогда не было единоверия, но открытый в 1992 году приход насчитывает не менее двухсот активных прихожан. Лишь часть местных старообрядцев продолжает тяготеть к церквам Белокриницкого согласия в Егорьевске и Алешине.
       Старообрядцы продолжают составлять значительную часть населения Гуслиц. Согласно оценочным данным, они составляют половину 20-тысячного населения города Куровское и соседнего поселка Давыдово, где проживает до 14 тысяч человек. Местные приходы нового обряда держатся за счет потомков немногочисленных гуслицких православных и представителей волн пришлого населения, которых много в городах и крупных поселках. В сельской местности старообрядцы значительно преобладают, составляя до 80 % населения. По словам одного из местных православных священников, если старообрядцы Белокриницкого согласия откроют здесь пять новых церквей с деятельными священниками во главе, то какой-либо иной конфессии тут делать будет просто нечего. Позиции староверия в Гуслицах традиционно очень сильны. Наблюдаются даже случаи влияния старообрядческой культуры на пришлое население, особенно в похоронно-поминальной обрядности. На могилы даже православные ставят здесь восьмиконечные кресты с крышечкой, во многих семьях пришлых православных поминки проводятся почти по-старообрядчески, в православных церквах активные прихожанки поют панихиду исключительно наизусть и т. п. В местных православных приходах процент выходцев из старообрядческой среды крайне мал. Староверы крайне неохотно идут туда, где молятся по-новому. Зато они легко принимают церковь, где служат по старому обряду.
       У нынешнего гуслицкого единоверия есть большие перспективы развития. Оно пользуется большой популярностью у части старообрядцев-гусляков. В настоящее время община храма в Куровском начинает работу по возрождению церкви святителя Московского Петра в Авсюнине. Местный кирпичный храм сохранился, наполовину он занят местным клубом, а наполовину стоит заброшенным. В селе насчитывается до 70 дворов единоверцев, много их и в соседних деревнях. В ближайших планах также и устройство единоверческой моленной в деревне Мисцево, где из трехсот семей более сотни являются прихожанами храма в Куровском. Также сохранился и пустует великолепный храм в Малькове.
       Поскольку в настоящее время большая часть жителей перебралась из деревень в районные центры, небольшие городки и крупные поселки, именно в них можно было бы создавать новые живые приходы. В настоящее время устраивается моленная белокриницких старообрядцев в поселке Давыдове (Селино-Давыдово), приписная к церкви в Павловском Посаде. К сожалению, одной из ее задач является противодействие единоверцам из Куровского. Антиединоверческая работа имеет место и в других частях Гуслиц.
       Вот уже три с половиной столетия Русская Церковь переживает болезненный раскол на православных людей нового обряда и старообрядцев. Как справедливо заметил на торжественной конференции, посвященной 200-летию канонического пребывания старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви, организованной в ноябре 2000 года по инициативе Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви и старообрядчества, Святейший Патриарх Алексий, "оценивая события трехсотлетней давности, мы не считаем себя вправе судить об ответственности отдельных лиц, вовлеченных в репрессивные действия по отношению к части своей паствы, ибо все они давно предстали пред судом Божиим".
       Сейчас незачем ворошить прошлое, вспоминая старые обиды. Церковь снова должна стать единой. Россия и русская православная культура находятся сейчас в неравном противостоянии мощной западной псевдокультуре, стремящейся к уничтожению русской самобытности, равно как и самобытности других народов.
       Старообрядчество с его строгостью и стойкостью в вере, верностью традициям, сохраненной живой культурой Древней Руси может оказать огромную помощь в укреплении самосознания нашего народа, в возрождении его почти утраченных корней. Единоверие может и должно стать мостом между старообрядчеством и Русской Православной Церковью.
      

С. МИХАЙЛОВ