ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2001

ПРОПОВЕДЬ

Верой, молитвой и постом

       В прошлое воскресенье, когда Крест лежал на аналое посреди храма и мы поклонялись ему и славили его как оружие Победы Христовой над адом и смертью, читалось за Божественной литургией Евангелие о том, что каждый, кто хочет идти за Господом, должен взять крест свой - смириться перед волей Божественной и принимать все жизненные испытания как от руки Его. А дальше читались слова таинственные и утешительные о том, что некоторые из тех, кто стоял в этой толпе вокруг Господа, не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1). И после того Господь оставил большинство учеников своих у подножия горы Фавор, а троих из них - Петра и Иакова и Иоанна Зеведеевых - взял с Собой и возвел их на вершину горы. И там произошло великое и страшное событие - Преображение Господне. Предание нам говорит, что было оно перед самым рассветом.
       Ученики, задремавшие по немощи человеческой, пока Господь молился, пробудились оттого, что прежде рассвета осиял их свет ярче солнечного, свет, которого в земной природе нашей и во всем мироздании нашем нет, - Свет Божественный, Нетварный, Свет Фаворский. Господь явил ученикам Своим славу Божества Своего, чтобы они, зря его на Кресте, знали, что это Тот Самый, Который явился им на Фаворе, - Господь и Бог, волею принявший крест нас ради, человек, и нашего ради спасения. Это событие мы празднуем в августе, оно как-то выпало из хронологии событий Крестного пути Господа, хотя евангелист Марк помещает его непосредственно перед входом Господним в Иерусалим. Не будем смущаться этим, ибо все в Церкви устроено Духом Святым и во всем есть премудрость и спасительная сила. А сегодня в евангельском чтении, положенном на четвертое воскресенье Великого поста, мы слышим о событиях, происшедших сразу же после того, как Господь с избранными учениками Своими сошел с горы Фавор.
       Фавор - гора высокая, с нее видно пол-Палестины. И Господь еще издали увидел толпу, окружившую оставленных внизу учеников. В толпе были и книжники, и они о чем-то яростно спорили с учениками. Приблизившись, Господь спросил, о чем идет такой горячий спор. За всех ответил простой, не книжный человек - один из народа (Мк. 9, 17): дух нечистый завладел его сыном и уже много раз пытался погубить его, а ученики Господа, к которым он пришел с такой надеждой, не смогли помочь отроку (см.: Мк. 9, 17-18). И в ответ на слова несчастного отца о неспособности учеников помочь справиться с духом нечистым вырвались у Господа слова, которые я часто вспоминаю с сокрушением сердечным: ...о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне (Мк. 9, 19)! Он сказал это не только галилеянам, окружавшим Его в тот день и ждавшим от Него чуда, не только Своим ученикам, которых укорил за немощь и маловерие, - столько лет Он с ними, а они так и не научились верить в Него так, чтобы горы низвергались в море и сатана бежал от них в страхе, потому что они - Его ученики, Его присные. Он сказал это всем нам, своим маловерием, своей расслабленностью, своей боязливостью, своим нерадением оскорбляющим Его любовь к нам.
       Из неизреченно светлого Царства Своего, где в Троическом единстве пребывал Он с Отцом и Святым Духом, сошел Он на землю, принял на Себя зрак раба - плоть нашу человеческую, подчинился законам тварного мира. С горы Фавор, где в Божественной славе Своей беседовал Он с Небожителями Моисеем и Илией, спустился Он к подножию горы, чтобы Лицом к лицу стать со злой и темной силой, с врагом Бога и человека, чтобы помочь слабодушному и мало верующему отцу и его бесноватому отроку-сыну и в который уже раз вразумить все еще хромающих на оба колена учеников Своих. Чтобы дать им урок: ...сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). А потом, как сказано в Евангелии, выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал (Мк. 9, 30).
       Он уже все сказал, что должен был сказать, всему научил, все показал, и теперь Он шел в Иерусалим, чтобы совершить Свое главное дело - спасение рода человеческого от греха, ада и смерти, от насилия той злой силы, которой сегодня, у подножия горы Фавор, Он с такой царственной властью и силой, так абсолютно и непререкаемо сказал: ...дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Мк. 9, 25). Он пошел в Иерусалим, чтобы уже никогда более не оставаться одному, чтобы всех нас навеки присоединить к Себе, чтобы болеть нашими немощами, скорбеть от нашего маловерия, без конца распинаться нашими грехами. Он Сам сказал нам об этом: ...и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). И нам надо сегодня услышать это: о, род лукавый и неверный, чтобы укрепиться в вере, если ее не хватает, сказать вместе с отцом отрока в смирении и простоте сердца, со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Тогда и нам Господь ответит: все возможно верующему (Мк. 9, 23). Господь без веры чудес не творит - это урок для нас. Известны, конечно, чудеса, которые Господь сотворил с неверующими, но в этих случаях предстательствуют любовь и вера близких. Особую силу имеет молитва матери, которая, по выражению одного из подвижников, и со дна моря достанет.
       Верою, молитвой и постом побеждаются нечистые духи. И нам надо крепко веровать, много молиться и поститься, чтобы оберечь себя от духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12), ибо мы живем в таком мире, который переполнен ими. Они много трудятся, чтобы изгладить из памяти людей слово Божие, чтобы забыли мы о Царстве Небесном, чтобы не было на земле дела Божия, а осталось царство греха и потребительского комфорта, этакий уютный, затхлый земной мирок, из которого дорога прямо в преисподнюю. И "чудеса" свои нам так ненавязчиво подсовывают - всяких магов, гадалок и экстрасенсов, которые руками поводят, что-то там пошепчут, к кому-то обратятся. А к кому? C наивными и безответственными людьми они всегда лукавят: они знают, что действуют силой бесовской, но говорят о каких-то светлых энергиях, добрых духах и пр.
       Не поддавайтесь на эти уловки. Посмотрите, как действует Господь. Он назвал нечистого духа по имени и одним словом повелел ему оставить отрока и больше никогда не возвращаться. Так все просто и ясно - и надежно. А сколько людей приходят на исповедь и каются: "Батюшка, я к экстрасенсу ходила. А теперь мне еще хуже стало. Помоги, батюшка!" Не батюшка помогает! А Господь наш Иисус Христос, который все ждет, чтобы перестали мы быть родом лукавым и неверным. Все ждет, чтобы верой, молитвою и постом прокладывали мы себе путь в Царство Небесное, восходили со ступени на ступень по той лествице, о которой написал нам Иоанн Лествичник, память которого Святая Церковь совершает в четвертое воскресенье поста. Я тебе повелеваю... - так только Господь может сказать, это Его "почерк", Его стиль, только Он имеет право на такие великие и страшные слова. И только Он может подать веру, укрепить силы в ответ на смиренное и отчаянное: верую, Господи! Помоги моему неверию. Все совершил Господь на земле, всех научил, кто хотел слышать Его, исцелил всех искавших исцеления, утешил скорбящих, явил славу Свою, открыл ученикам Своим тайны Царства Небесного, и теперь Он шел, точнее сказать - восходил (Иерусалим находится на холмах) от моря Галилейского в Святой Град и открывал ученикам тайну Своей грядущей крестной смерти и Воскресения.
       В Церкви есть удивительное свойство: всем, кто внимательно и благоговейно слушает то, что поется и читается в храме, дается благодать со-присутствия, со-переживания, со-участия во всем, что будет дальше со Христом. Пойдем же и мы в смирении и любви за Господом по Галилее в Иерусалим, будем размышлять о Его крестных страданиях и великой Победе, чтобы через неделю вступить в то таинственное время, когда события последних дней земной жизни Спасителя будут хронологически совпадать с днями недели нашего времени. Церковь будет буквально по дням и часам вспоминать, куда пришел, что сделал, что сказал наш Спаситель. Так важно быть при этом - таинственно соприсутствовать с Апостолами в Сионской горнице, ужасаться и скорбеть с Господом в Гефсиманском саду, идти за Ним Крестным путем, замереть от горя и муки на Голгофе, оплакать Солнце Правды, скрывшееся во Гробе, поспешить с мироносицами ко Гробу на рассвете и войти в лучезарную, ни с чем земным не сравнимую радость Воскресения.
       Это и есть центр всей мировой истории, смысл всего земного бытия и всей нашей жизни. Без этого нет человека, сотворенного по образу и подобию Божию, есть только животное прямоходящее. Только в этом дается человеку полнота бытия, и нет ничего на земле, что может это заменить. И если именно это мы поставим во главу угла, то все наши остальные дела иерархически точно выстроятся в стройную пирамиду, займут свое место и время и жизнь наша будет похожа на правильно рассчитанный и добротно выстроенный корабль, которому будут не страшны никакие бури житейские, потому что поведет его Великий Кормчий.
       Господи, помоги нам верой, постом и молитвой избавиться от многих бесовских действий, исцели нас от маловерия, подай силы для восхождения по лествице добродетелей, ведущей в Твое Светлое Царство. Благослови нас шествовать за Тобою в Иерусалим и быть там с Тобою в страданиях Твоих и радостно встретить Светлое Твое Воскресение! Аминь.

Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ