|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 04-2001 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Вечная память
Протоиерей Александр Карасев
В день празднования Собора святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, 21 ноября 2000 года, на шестьдесят седьмом году, после непродолжительной, но тяжелой болезни, почил о Господе духовник Свято-Введенского женского монастыря Черновицкой епархии протоиерей Александр Карасев.
Александр Григорьевич Карасев родился 23 сентября 1934 года в селе Зелена Хотинского уезда в Бессарабии. В то время Северная Буковина и Среднее Поднестровье были оккупированы румынами. Детство и отрочество Александра протекали в сложных политических и социальных условиях. В 1940 году край был присоединен к Украине, но через год началась Великая Отечественная война, Бессарабская земля вновь была оккупирована румынами и находилась под протекторатом Германии. Три раза пришлось отроку идти в первый класс, дважды его понуждали изучать неродной румынский язык - таким способом Румыния хотела доказать, что на этой территории проживают только румыны.
В 1944 году, после изгнания румын и немцев из Бессарабии и Буковины, отец Александра был призван на фронт, где и пропал без вести. Отрок остался на воспитании матери. После войны край постиг страшный голод, который вынудил сына бедной вдовы уйти в соседние области в поисках пропитания, поскольку в то время многие оставшиеся погибали голодной смертью. Все отрочество и юношество Александра, вплоть до поступления в семинарию, были наполнены трудностями, скорбями, поисками пропитания и исканием смысла жизни.
Помогла ему выжить в этой трудной борьбе только православная вера, которую он впитал с молоком матери. В 1960 году Александр женился на православной девице Ирине, ревностной христианке, с которой прожил сорок лет и которая стала верной спутницей его жизни. До поступления в семинарию молодой супруг работал на разных работах: плотничал, участвовал в строительстве дорог, исполнял и другие трудоемкие работы. Но вера, которая горела в его груди, влекла его к иному призванию.
Было время хрущевских гонений. Невзирая на трудности и препоны, Александр сумел по милости Божией в 1962 году поступить в Московскую Духовную семинарию на стационар. На протяжении четырех лет он усваивал богословские науки и христианское благочестие. Здесь укрепилась его вера, оформилось его христианское мировоззрение. Здесь он принял благодать диаконского и священнического служения. В семинарии он трудился на просфорне, был помощником ризничего. В то время ризничим был отец Иоанн (Маслов). Вместе с ним отец Александр и совершал это послушание. Кроме того, он нес и свою чреду сначала диаконского (с 1963 года), а затем и священнического (с 1965 года) служения.
За период учебы отец Александр сформировал хорошую библиотеку. Почти все заработанные на просфорне деньги он употребил на приобретение православной богословской литературы.
Укрепленный Божественной благодатью и молитвами Преподобного Сергия Радонежского, отец Александр начал свое священническое служение. Основной его деятельностью стало миссионерство. В то время в Черновицкой епархии резко возросло количество сект, среди которых основное место занимали и до сих пор занимают баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, иеговисты. Отец Александр до последнего дня своего служения ревностно боролся за овец Христовых. Как только до него доходило известие, что в доме христианина из его прихода побывали сектанты, он немедленно спешил туда и старался помочь устоять в истине, отвращая своих духовных чад от заблуждения.
Бывало, по несколько ночей подряд продолжался его диспут как с сектантами, так и с попавшими в секту православными, но труды пастыря, как правило, увенчивались успехом. Единственным побуждением, двигавшим им, была христианская ревность.
Отец Александр любил вести со своими прихожанами духовные беседы. Его дом был всегда открыт для ищущих истину. Здесь часто собирались друзья, знакомые, прихожане его храма, других приходов, среди которых было немало молодежи. Отец Александр был прекрасным организатором, он проводил с приходившими в его дом духовные беседы, читал акафисты, пел духовные псалмы, организовывал паломнические поездки по святым местам.
Несколько юношей, находившихся под духовным руководством отца Александра, поступили в Московскую Духовную семинарию, сейчас они маститые протоиереи. Это и настоятель Свято-Никольского храма в городе Черновцы протоиерей Димитрий Латковский, священнослужители других храмов епархии: протоиерей Василий Мандрюк и протоиерей Анатолий Мандрюк, протоиерей Николай Шишковский и другие.
Чувствуя потребность в дополнительном богословском образовании, отец Александр в 1975 году, в возрасте 41 года, поступил в Московскую Духовную академию на заочный сектор обучения и, невзирая ни на возраст, ни на материальные трудности и загруженность приходскими делами, окончил учебу и в 1990 году защитил дипломную работу на кафедре сектоведения по теме "Учение евангельских христиан-баптистов о Церкви".
Но не все в жизни пастыря шло гладко. Одним из испытаний стала для него вербовка в органы КГБ. Не желая осквернять себя этим сотрудничеством, отец Александр предпочел изгнание. Одиннадцать лет ему пришлось служить в самом дальнем приходе, вдали от дома и семьи, добираясь до места служения на общественном транспорте за 110 километров. В то время он нес и дополнительное послушание: исполнял обязанности духовника Кельменецкого благочиния.
Как ревностный христианин, он особое внимание уделял воспитанию своей семьи и часто говорил детям: "Если дети священника не будут соблюдать заповеди Божии, молиться и поститься, то как можно требовать этого от прихожан?" И он сумел привить веру и любовь своим детям.
Своей жизнью он показал пример христианской родительской любви. Отец Александр видел счастье своих детей в том, что они вырастут искренними и преданными христианами, и ради этого готов был пожертвовать всем, что ни потребовалось бы от него. Он не мыслил жизни своих детей вне Церкви, и сейчас они благодарны ему за это до глубины души. Старшая дочь уже в течение 17 лет является насельницей Свято-Покровского женского монастыря в Киеве, сын - священник, кандидат богословия, младшая дочь замужем за священником, служащим в городе Шумске Тернопольской области.
Ввиду ухудшившегося здоровья, а также в силу иных обстоятельств, отец Александр был назначен духовником Свято-Введенского женского монастыря, где и прослужил до конца своей жизни. В последние годы он страдал сердечной недостаточностью, перенес инфаркт миокарда, но, невзирая на это, исполнял свои священнические обязанности до тех пор, пока чувствовал силы.
Осенью 2000 года болезнь резко усилилась. Чувствуя окончательный упадок сил, отец Александр в воскресенье, после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, совершил свою последнюю Литургию, на следующий день пособоровался, простился с игуменией, насельницами монастыря и паствой и ушел на покой. Буквально через несколько дней болезнь полностью приковала пастыря к постели, возникли сильнейшие боли за грудиной и тягчайшая форма одышки, приступы которой продолжались почти непрерывно до самой смерти. Нет человека, живущего на земле, который бы не согрешил и, возможно, Бог по милости Своей предоставил отцу Александру возможность через эти страдания искупить свои вольные и невольные грехи.
Замечательно, что пастырь обратил эти страдания во благо своей души. Он четко осознавал, что дни его земной жизни подходят к концу, поэтому призвал священнослужителей и еще раз соборовался, а затем несколько раз исповедовался и причастился. Особенно замечательной была его последняя исповедь. Отец Александр к тому времени настолько ослаб, что уже не мог сам передвигаться и писать, но четкое и ясное сознание сохранялось у него до самого смертного часа, поэтому он попросил старшую дочь, которая ухаживала за ним в это время, чтобы она прочитала ему полное последование исповеди, а он при этом старался вспомнить все грехи, которые он еще не исповедал. Таким образом были исписаны четыре тетрадные страницы. После этого он в последний раз причастился Святых Христовых Таин.
Отец Александр не любил, чтобы возле его кровати вели праздные разговоры, сам он в основном молчал и только молился про себя, не роптал, ни о чем не жалел, только часто вспоминал источник в Малинниках. Он чувствовал сильный жар в груди, а пить ему много было нельзя, и он просил, чтобы после смерти подавали за него милостыню - воду. Родственники поочередно читали у его кровати Псалтирь, Евангелие, Акафисты, особенно часто читаем был Акафист иконе Божией Матери "Споручница грешных".
Во вторник, в праздник Святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в три часа дня старшая дочь читала у его кровати Акафист. Когда она дочитывала 12-й икос, отец Александр молился, произнося: "Слава Тебе, Господи", затем, подняв руки вверх, он воскликнул из последних сил: "Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас!" Это были его последние слова. При повторном чтении первого икоса он сделал три глубоких вдоха, но последний раз не выдохнул и предал душу свою в руки Божии.
Отпевание усопшего было совершено 23 ноября в Свято-Димитриевской церкви в селе Рукшин Хотинского района, где отец Александр проживал с матушкой. На отпевание, невзирая на трудности с транспортом и дальность расстояния, собралось около пятидесяти священников, среди которых были и его духовные чада. Все они произнесли вдохновенные надгробные речи, чем привели в умиление присутствовавших на отпевании. По благословению архиепископа Черновицкого и Буковинского Онуфрия отпевание возглавил наместник монастыря святого Иоанна Богослова "Крещатик" архимандрит Евсевий, сам Владыка Онуфрий в то время участвовал в заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, во время которого был возведен в сан митрополита. На следующий день митрополит Онуфрий вместе с клиром и хором прибыл в дом отца Александра, откуда пешком пошел на кладбище. Там он благословил могилу усопшего и совершил великую панихиду, чем немало утешил родственников.
О Александр старался жить по-христиански, постарался и умереть по-христиански, он во всем полагался на милость Божию. Вечная память почившему сослужителю, духовнику и любимому отцу! Господь да упокоит душу его в селениях праведных!Священник Николай КАРАСЕВ,
сын почившего