ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
04-2001

ПРОПОВЕДЬ

Проповедь в 3-ю Неделю по Святой Пасхе

       Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос воскресе!
       В этот воскресный день Святая Церковь молитвенно чтит память святых жен-мироносиц - Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Марфы и Марии, Сусанны и других, которые самозабвенно служили Спасителю и первыми удостоились получить радостную весть о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
       Чтобы нам яснее представить себе благородство и величие их христианского подвига, вспомним те драматические события, которые происходили в Иерусалиме две тысячи лет тому назад в последние часы земной жизни Спасителя.
       Вот в Великую Пятницу, после позорного суда и приговора ведут Господа на распятие. Его окружают грубые воины-распинатели, озлобленная толпа, властные и знатные враги. В то время опасно было следовать за Божественным Страдальцем и открыто выражать свое сочувствие Осужденному на смерть. Все близкие друзья бежали от Иисуса Христа: не устоял и отрекся от Него по малодушию Апостол Петр, оставили Его и другие Апостолы - страха ради иудейска. Но ничто не могло удалить от Христа нескольких благочестивых смиренных женщин. Горячая любовь и сострадание к Божественному Учителю подавили в них страх и они неотступно следовали за Господом.
       Вместе со скорбящей Божией Материю и верным и любимым учеником Христовым Иоанном Богословом эти жены безбоязненно идут вслед за Христом на Голгофу. Они стоят у Креста, оплакивают Распятого Спасителя, стараются как-то облегчить Его страдания, не скрывая перед врагами свое безутешное горе. Они присутствуют и при смерти Господа, переживая те страшные минуты, когда солнце померкло, земля содрогнулась и тьма покрыла ее от шестого до девятого часа, как говорит нам Святое Евангелие.
       Святые жены вместе с праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом участвуют в погребении Спасителя, их не оставляет беспокойство, что их дорогой Учитель не помазан миром, что в суете не завершен полностью погребальный обряд.
       Назавтра суббота - день покоя, когда законом запрещалась всякая деятельность. Поэтому святые жены направляются в город, чтобы заблаговременно купить для помазания миро и ароматы. После субботнего дня, когда еще не заалела утренняя заря, мироносицы спешат по безлюдным улицам Иерусалима, проходят мимо окровавленных крестов на Голгофе и заботятся только об одном: кто отвалит им тяжелый камень от двери Гроба (Мк. 16, 3).
       Любовь и усердие мироносиц наконец венчаются успехом - они достигают сада Иосифа Аримафейского и места погребения Христа, находят камень отваленным от Его Гроба и не видят стражи, которая разбежалась от страха. Они видят светозарного Ангела, который возвестил им о Воскресении Христовом, а потом им является и Сам Воскресший Господь, Который возвещает: Радуйтесь!.. Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею (Мф. 28, 9-10), идите и скажите им, что Я жив... Какое поистине великое вознаграждение за их преданность и труд любви!
       Мироносицы пришли ко Гробу в глубокой печали, чтобы исполнить свой последний долг и помазать миром Пречистое Тело Умершего, а встретили Воскресшего Христа и первыми вкусили святую радость Воскресения. И вот, окрыленные чувством светлой пасхальной радости и благоговейного трепета, святые жены-мироносицы первыми благовествуют о Воскресшем Господе самим благовестникам-апостолам.
       Церковное предание говорит нам о том, что после Вознесения Господа и сошествия Святого Духа на Апостолов, мироносицы проповедовали Воскресшего Христа и за пределами Палестины. Святая Мария Магдалина, на долю которой выпала первая встреча с Воскресшим Спасителем, отправилась в Рим. Она посетила императора Тиберия и рассказала ему о страданиях Христа, несправедливо осужденного Пилатом на распятие, и о Его Преславном Воскресении. Цезарь не поверил этому чудесному событию и сказал: "Это невозможно точно так, как не может покраснеть яйцо в твоей руке". Но тут же, говорит предание, яйцо стало ярко-красным, словно омытым Пречистой Кровью Спасителя, пролитой на Кресте, символизируя Вечную жизнь, дарованную всему человечеству Божественной любовью.
       Совершая сегодня память святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, Святая Церковь восхваляет их веру и верность Христу, Которого преследовали зависть, клевета и злоба врагов.
       Пример мироносиц учит нас, дорогие братья и сестры, сохранять живую веру, преданность и искреннюю любовь к нашему Искупителю и Спасителю, несмотря ни на какие обстоятельства и превратности нашей жизни.
       Воскресение Господа Иисуса Христа вселяет в нас такую духовную силу, бодрость и убежденность в торжестве добра, правды и истины, что никакие темные силы не в состоянии поколебать в нас веру в незыблемость Его Божественных обетований.
       Апостол Павел, размышляя об универсальном значении чуда из чудес - Воскресения Христова, говорит, что если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). И действительно, если бы Христос не воскрес, то Ирод, Каиафа, Иуда и все, кто настойчиво требовал у Пилата казни Иисуса, праздновали бы свою победу. Но Господь воскрес Своей Пречистой Плотью, доказал Свою Божественность, совершил Свой Искупительный Подвиг и окончательно победил самое страшное зло - смерть. Смерть не удержала в своих объятиях Начальника жизни, ад встретил в Нем своего Разрушителя. Вот почему в эти святые нареченные пасхальные дни мы вместе с Церковью восклицаем: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55).
       И хотя своими грехами человек нарушает нравственную и физическую гармонию мира и на земле ложь коварно сочетается с истиной и зло смешивается с добром, Воскресший Спаситель подает нам надежду на окончательное торжество правды Божией над миром злобы и лукавства.
       Господь возвестил живым и мертвым о спасении от зла, и теперь, по словам святого Иоанна Златоуста, жизнь жительствует во всем необъятном Божием творении. И потому наша жизнь уже не есть "дар напрасный, дар случайный", но дар бесценный, данный нам Творцом для того, чтобы мы трудились во славу Божию, молились, радовались, любили, благодарили и прославляли Господа своими добрыми делами.
       Воскресший Спаситель даровал нам благодатные силы, которые мы черпаем в Таинствах церковных, которыми питается, оживотворяется и спасается наша бессмертная душа.
       В священные дни Пасхи Господней, радуясь о Христе Воскресшем, будем молить Его, Начальника нашей жизни, чтобы Он воскресил наши души и сподобил нас в духовной радости воспевать: О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте и Слове Божие и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего. Аминь. Христос воскресе!

Протоиерей Серафим СОКОЛОВ