|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 07-2001 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Визиты Святейшего Патриарха Алексия
На гостеприимной Азербайджанской земле
С 25 по 28 мая 2001 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий находился с официальным визитом в Азербайджане по приглашению Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева и председателя Высшего религиозного совета народов Кавказа Шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде.
Впервые в истории в эту страну прибыл Предстоятель Русской Православной Церкви. Цель визита - пастырское посещение Бакинской епархии, а также встреча с руководством Азербайджана и с мусульманскими религиозными деятелями в контексте дальнейшего развития миротворческого межрелигиозного диалога, способствующего ослаблению напряженности в северокавказском регионе.
В поездке Святейшего Патриарха сопровождали Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Феогност, заведующий канцелярией Московской Патриархии протоиерей Владимир Диваков, заведующий службой протокола ОВЦС МП протодиакон Владимир Назаркин, настоятельница подворья Пюхтицкого монастыря в Москве игумения Филарета и другие лица.
Около 14.00 самолет с делегацией из России приземлился в аэропорту "Бина" города Баку. Святейшего Патриарха встречали Премьер-министр Азербайджанской Республики Артур Расизаде и глава Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде. По традиции у трапа самолета девушки в национальных одеждах преподнесли высокому гостю цветы и восточный прохладительный напиток - шербет. Затем Его Святейшеству были представлены азербайджанские официальные лица. Среди встречавших были госсоветник по межнациональным вопросам Идаят Оруджев, мэр города Баку Гаджибала Абуталыбов, посол России в Азербайджане Николай Рябов, председатель Русской общины Азербайджана депутат Милли меджлиса Михаил Забелин и другие. Предстоятеля Русской Православной Церкви встречало также духовенство епархии во главе с епископом Бакинским и Прикаспийским Александром. Среди встречавших был и глава нефтяной компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов, который спонсировал реставрационные работы в храме святых жен-мироносиц в Баку. |
Встреча Святейшего Патриарха Алексия в аэропорту города Баку |
Отвечая на вопросы журналистов, Его Святейшество сказал: "Осуществилась моя давняя мечта - меня много раз приглашал досточтимый Шейх, с которым мы знакомы уже более двенадцати лет и часто встречались в Москве для того, чтобы помочь решению карабахской проблемы, прекратить кровопролитие. И я благодарен Всевышнему, что мой визит в Азербайджан состоялся". Отметив насыщенность и познавательность предстоящей программы, Святейший Патриарх подчеркнул, что визит является продолжением мирных инициатив Президента России Владимира Путина и имеет задачей помочь укреплению не только межрелигиозных связей, но и отношений между народами двух стран, засвидетельствовав, что Россия очень дружественна и миролюбива по отношению к Азербайджану.
Первое мероприятие визита - посещение Аллеи шехидов, куда и направился кортеж машин с высокими гостями и встречающими.
Расположенная в центре Баку, Аллея напоминает о событиях в ночь с 19-го на 20-е января 1990 года, когда советские танки и бронетранспортеры вошли в Баку и открыли огонь по мирным горожанам. Эти события можно назвать переломными в истории страны - после них начался процесс отделения Азербайджана от СССР. Строго говоря, шехидами в исламе называют мучеников за веру, но народная традиция причисляет к ним и тех, кто был убит "без вины". Борцов за независимость страны также называют этим именем - "шехидами 20 янваpя". Такое почетное звание Пpезидент Гейдаp Алиев присвоил 131 гpажданам разных национальностей, погибшим в ту страшную ночь и захороненным на мемориальной Аллее. Ныне 20 января в Азербайджане объявлено нерабочим траурным днем, в этот день закрыты бары, рестораны, кафе, места развлечения и сотни тысяч бакинцев посещают Аллею шехидов, возлагают на их могилы алые гвоздики...
Отдавая дань памяти погибшим, члены делегации Русской Православной Церкви возложили цветы на могилы борцов за свободу, суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и пропели им "Вечную память". Его Святейшество возложил венок к памятнику "Вечный огонь" и сделал запись в Книге почетных гостей Аллеи шехидов: "Мы посетили это трагическое место, где покоятся погибшие в 1990 году жители города Баку. Вечная им память". |
Возложение цветов на могилы шехидов |
Затем Святейший Патриарх Алексий и сопровождающие его лица посетили духовный центр мусульман Баку - соборную джума-мечеть "Таза-Пир"1. Эту мечеть, построенную около ста лет назад, посещали в разное время президент Египта Гамаль Абдель Насер, президент Индонезии Сукарно и многие другие известные государственные деятели. Здесь Его Святейшество встретился с представителями мусульманского духовенства.
Открывая встречу, председатель Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде подчеркнул, что первый визит главы Русской Православной Церкви имеет большое значение для укрепления дружеских связей между народами России и Азербайджана. Он также выразил признательность Святейшему Патриарху за усилия в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. По инициативе Его Святейшества за последние годы были организованы встречи лидеров духовенства Азербайджана и Армении, в ходе которых обсуждались пути мирного урегулирования конфликта, сказал хаджи2 Аллахшукюр Пашазаде.
Ахунд3 мечети "Таза-пир" хаджи Джабраил поблагодарил Святейшего Патриарха за встречу с ними и сказал, что молитвы верующих помогли тому, что Всевышний благословил этот визит во имя укрепления дружбы между Азербайджаном и Россией.
Затем перед представителями духовенства выступил Патриарх Московский и всея Руси Алексий, который, приветствуя Шейх-уль-ислама и верующих, пожелал им благополучия и мира. Я желаю, сказал Его Святейшество, чтобы Всевышний услышал ваши молитвы, ведь земля здесь благословенная и на ней надо жить в дружбе и мире.
Следующей в программе визита была встреча с прихожанами бакинского храма Архангела Михаила. Множество верующих пришли для встречи с Предстоятелем Русской Церкви. "Мы рады посетить этот храм, - сказал, обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх, - это наша первая встреча с православными людьми, которые живут на азербайджанской земле".
Я с особым чувством посещаю этот храм, сказал далее Святейший Патриарх, поскольку последним настоятелем перед его закрытием здесь был протоиерей Сергий Городцов, впоследствии митрополит Новосибирский Варфоломей. И иконостас, который украшает сейчас этот храм, - это часть иконостаса из храма Преображения Господня на Преображенской площади в Москве, где совершал свое служение приснопамятный митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич; †1961). После его кончины Преображенский храм был разрушен, и покойный Владыка Гермоген, который был родом из Баку, выхлопотал разрешение перевезти его сюда. В этом я вижу живую связь между православными Баку и Москвы. Пожелав прихожанам храма всегда находить здесь благодать Господню, милость и помощь Божию по молитвам святого архистратига Михаила, Святейший Патриарх на молитвенную память о своем посещении передал в дар храму напрестольный крест.
"Изнеможет всяк глагол, - сказал в ответном слове епископ Александр, - ибо нет возможности передать все те чувства, которые наполняют сейчас сердца верующих. Мы не можем себе поверить, что воочию видим пред собой Вас, Первосвятителя Русской Православной Церкви, в этом старейшем храме города, который существовал уже в 1-й половине XIX столетия, в котором совершали свое служение высокие святители Русской Православной Церкви - и митрополит Варфоломей, впоследствии Новосибирский, и архиепископ Гермоген Краснодарский. Храм этот дорог нам, Вы видите, какой он молитвенный, как он благоукрашен трудами отца настоятеля и его помощников, а теперь на скрижалях истории этого храма навсегда впишется посещение Вами, Ваше Святейшество, этого дома Божия".
В знак благодарности за посещение храма его настоятель преподносит Святейшему Патриарху Казанскую икону Пресвятой Богородицы.
Это был первый храм Бакинско-Прикаспийской епархии - 78-й епархии, которую посетил Предстоятель Русской Церкви за 11 лет своего патриаршего служения.
Бакинская епархия возникла еще в 1907 году в связи с большим притоком русского населения в Азербайджан, обусловленного резким ростом нефтяной промышленности в конце XIX века. Однако просуществовала она лишь до 1934 года, когда был репрессирован Бакинский епископ Митрофан (Поликарпов). После восстановления церковной жизни в Азербайджане в 1944 году православные приходы этой Республики вошли в состав Ставропольско-Бакинской епархии Русской Православной Церкви.
События начала 1990-х годов XX столетия в полной мере отразились на жизни Православной Церкви в Азербайджане - в результате массовой миграции из страны выехали многие православные христиане, в том числе и священнослужители, и некогда цветущие многолюдные приходы пришли в упадок.
Проводимая Президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым политика стабилизации остановила процесс разрушения православных приходов в Республике. В храмы пришли новые люди, в том числе и те, которые раньше были не столь активны в религиозной жизни. Можно считать, что большинство русских, проживающих в Азербайджане, в той или иной мере относят себя к членам Русской Православной Церкви. Прихожанами Православной Церкви являются также проживающие в Азербайджане украинцы, белорусы, греки, грузины, молдаване; среди православных встречаются евреи и отдельные представители коренной национальности. За счет местного населения удалось восстановить и кадры духовенства.
28 декабря 1998 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия, являющаяся 128 епархией Русской Православной Церкви. В состав возрожденной епархии вошли православные приходы на территориях Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и Чеченской Республики. Возглавляет епархию епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин). Ныне в Азербайджане имеется шесть православных приходов (из них три в Баку и по одному в Гяндже, Хачмасе и Сумгаите), 14 священнослужителей и 5 диаконов. Священнослужители епархии также посещают верующих, живущих в Сабиробаде, Саатлах, Ленкорани и Гусарах.
Финансово-экономическое положение Бакинско-Прикаспийской епархии является довольно сложным - она не получает дотаций ни от Московской Патриархии, ни от каких-либо Российских общественных фондов, существуя только за счет добровольных пожертвований верующих. Епархия поддерживает конструктивные отношения с гражданскими властями, о чем свидетельствует участие представителей Церкви в ряде государственных мероприятий и что способствует положительному решению ряда проблем церковной жизни гражданскими властями.
Добрые взаимоотношения, сложившиеся в Азербайджанской Республике между тремя традиционными религиями - исламом, христианством и иудаизмом - в значительной степени способствовали умиротворению бурных событий 1990-х годов. Этому много содействовала и взвешенная позиция Президента Республики в области религиозной жизни.
Во второй половине дня Святейший Патриарх Алексий посетил Бакинский славянский университет, где встретился со студентами и профессорско-преподавательской корпорацией этого учебного заведения. Присутствующие тепло приветствовали главу Русской Православной Церкви и сопровождающих его лиц. В своем слове ректор университета Кямал Абдуллаев назвал визит Святейшего Патриарха "проявлением духовного сближения между Азербайджаном и Россией". Напомнив, как Предстоятель Русской Церкви осудил в 1991 году ввод советских войск в Вильнюс и пролитие там крови, Абдуллаев заявил, что "азербайджанский народ воспринял эти Ваши слова и как осуждение действий властей, приведших к бакинской трагедии 1990 года".
Ректор Кямал Абдуллаев сообщил собравшимся, что решением ученого совета от 25 мая нынешнего года Его Святейшеству Патриарху Алексию II присвоено звание почетного доктора Бакинского славянского университета. Первым почетным доктором нашего университета, подчеркнул ректор, является Президент Российской Федерации Владимир Путин; сегодня это почетное звание присваивается духовному лидеру нашего великого соседа - одному из выдающихся деятелей Православной Церкви. Присваивая это почетное звание, ученый совет университета исходил из сознания выдающихся заслуг Святейшего Патриарха в расширении культурных и духовных связей между Азербайджаном и Российской Федерацией, его вклада в укрепление мира и согласия между народами, во взаимообогащение двух мировых религий, деятельности в области просвещения и образования, отметил Кямал Абдуллаев. |
Святейший Патриарх Алексий с ректором Бакинского славянского университета Кямалом Абдуллаевым |
Затем состоялась церемония вручения Его Святейшеству мантии и диплома почетного доктора Бакинского славянского университета.
В ответной речи Святейший Патриарх поблагодарил ректора и ученый совет за высокую оценку его деятельности. "Здесь, в стенах крупнейшего русскоязычного вуза Азербайджанской Республики, ведущего в области славянской филологии университета Кавказа, я рад видеть столь достойное собрание православных священнослужителей, ученых и студентов, представителей национальных общин страны, к которым я также обращаю слова приветствия и благопожелания.
Вчера в России мы отмечали день славянских просветителей - святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И символично, что сегодня, в первый день нашего пребывания на гостеприимной земле Азербайджана мы снова находимся в славянском университете - крупнейшем русскоязычном учебном заведении на Кавказе и удостаиваемся чести стать его почетным доктором.
Отрадно видеть, что ученые новых поколений уважительно относятся к религии и более не видят в ней препятствия, якобы стоящего на пути научного прогресса (как считалось в недалеком прошлом). А со своей стороны, православная христианская традиция неизменно уважает светское образование и светскую науку. Многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки весьма полезными для верующего человека. Многие великие ученые стали глубоко верующими людьми, убедившись в существовании Бога через чудесно стройный порядок вещей во Вселенной.
"Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством" - такими точными словами святитель Московский Филарет (Дроздов; † 1867) определил взаимоотношение науки и религии. Православие видит в науке естественный инструмент благоустроения человеческой жизни, однако предостерегает человека от попыток рассматривать область научного познания как сферу, совершенно независимую от нравственных принципов. Важно, чтобы наука не служила построению новой вавилонской башни - глобального культа потребления, не вовлекала человечество в порочный круг создания все новых и новых сиюминутных потребностей, а вместо того присущими ей средствами способствовала устроению мирной, достойной и справедливой жизни, спасению людей от нищеты, голода, болезней и невежества. Наука должна служить насущным нуждам людей: в этом и заключается ее предназначение.
Известно, что основы многих современных наук были заложены учеными в священном сане и монахами. В Средние века монастыри как на Руси, так и в Западной Европе были оплотами знания и просвещения, и отнюдь не ограничивали сферу своих интересов лишь богословскими дисциплинами, ведя исследования во всем спектре существовавших тогда наук. Христианские миссионеры с первых веков христианства не только несли свет Христов народам, но и были первыми, кто описывал быт и культуру новых этносов, изучал их языки и религию, а в случае необходимости и создавал для них письменную культуру.
Особых успехов церковные ученые достигли в области древнего и современного языкознания, внеся огромный вклад в развитие филологии и лингвистики. Знание языков было необходимым условием для распространения веры. Вот почему в день Пятидесятницы Господь Спаситель даровал ученикам своим способность говорить на иных языках. С апостольских времен Церковь придавала большое значение сохранению чистоты языка и культуры речи, рассматривая их в качестве важнейших элементов человеческого бытия.
И сейчас языковая общность является одним из важнейших факторов сближения народов, уступая в этом лишь общности религиозной. Несмотря на развал Советского Союза, русский язык не перестал быть языком межнационального общения и сейчас нельзя недооценивать его значение для народов всего постсоветского пространства.
Рад засвидетельствовать, что правительство Азербайджана по достоинству оценивает значение русского и других славянских языков и культур для своей страны. В частности, государство стимулирует развитие русскоязычного образования и поддерживает высшие учебные заведения, подобные Славянскому университету. Особенно высоко следует оценить тот факт, что все русские школы в Азербайджане сохранились и продолжают свою деятельность, в то время как кое-где в СНГ и странах Балтии власти возводят гонения на русский язык и культуру.
Полноценное изучение русского языка и других славянских языков важно не только для русскоязычной диаспоры Азербайджана. Для более чем двухмиллионной азербайджанской общины, проживающей в России, этот язык является необходимым инструментом успешной интеграции в российское общество.
Отрадно видеть, что в этом зале присутствуют представители многочисленных национальных организаций Азербайджана, относящихся к разным народам. Православная Церковь не признает национальных границ, не делит народы на более или менее достойные, но постоянно призывает всех людей блюсти мир между собой, ибо все они происходят от общих предков - прародителей Адама и Евы.
И Русская Православная Церковь, и наши братья мусульмане всегда возвышали свой голос в защиту мира и призывали свою паству с уважением относиться к людям другой веры и национальности. Многолетние усилия духовных лидеров России, Азербайджана и Армении по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, смею надеяться, внесли немалый вклад в дело умиротворения земли Закавказья.
Надеюсь, что горькое наследие безбожного режима - межнациональные конфликты - уйдет вслед за ним в небытие, и на благословенной земле Азербайджана установится вечный мир между населяющими его народами.
За первые часы моего пребывания на гостеприимной Азербайджанской земле, встречаясь с русской общиной одного из православных храмов, я убедился, что русские, живя здесь, не чувствуют себя гражданами второго сорта, они разделяют радости и тревоги и заботы той страны, в которой живут, ибо для них Азербайджан является родиной".
Далее Святейший Патриарх выразил надежду, что встречи, которые состоятся в ходе его визита в Азербайджан, послужат делу укрепления дружбы и сотрудничества между двумя народами.
В дар библиотеке университета Его Святейшество передал многотомное издание "История Русской Православной Церкви" митрополита Макария (Булгакова), которое, будучи дополненным томами по новейшей истории, представляет собой первое фундаментальное церковное издание в этой области. Он также вручил ректору Кямалу Абдуллаеву медаль, выпущенную Бакинской и Прикаспийской епархией по случаю визита Святейшего Патриарха Алексия в Азербайджан.
На встрече выступили также профессор Анатолий Спиридонов, рассказавший о преподавании в университете старославянского языка, студентка Ульвия Хейруллазаде, поблагодарившая Его Святейшество от имени учащихся за посещение вуза, и посол России в Азербайджане Николай Рябов, который вручил ректору почетную грамоту за большой личный вклад в дело развития отношений между народами Азербайджана и России, в формирование и воспитание гуманистических и культурных идеалов молодежи.
Первый день визита завершился приемом в посольстве Российской Федерации в Баку в честь Святейшего Патриарха Алексия.***
Утром 26 мая Его Святейшество посетил Милли меджлис (парламент) Азербайджанской Республики и встретился с его спикером Муртузом Алескеровым. |
Святейший Патриарх Алексий со спикером Милли меджлиса Муртузом Алескеровым |
Приветствуя Святейшего Патриарха, Муртуз Алескеров поблагодарил Его Святейшество за посещение законодательного органа Азербайджана. Председатель Милли меджлиса дал высокую оценку первому визиту в Азербайджан Предстоятеля Русской Церкви, подчеркнув, что он способствует укреплению дружбы между русским и азербайджанским народами, мира и благополучия в регионе. Затронув вопросы мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, председатель Милли меджлиса выразил признательность Патриарху за организацию в этом году встречи между духовными лидерами Азербайджана и Армении.
Поблагодарив Муртуза Алескерова за теплый прием, Патриарх Московский и всея Руси Алексий выразил удовлетворение тем, что долгожданный визит на древнюю и благословенную землю Азербайджана наконец состоялся. Его Святейшество отметил, что, благодаря дружеским и добрососедским отношениям между двумя странами, община азербайджанцев в России и русскоязычное население в Азербайджане живут в мире и согласии. Численность азербайджанцев только в крупных городах Российской Федерации превышает ныне два миллиона человек, и трудно переоценить ту роль, которую они играют в России. К сожалению, региональные власти и местное население не всегда корректно воспринимают присутствие на своей территории столь крупной по размерам диаспоры и подчас позволяют себе недружественные действия по отношению к ее представителям. Однако Православная Церковь старается воспитывать в своей пастве национальную и религиозную терпимость, не давать взрасти пагубным всходам агрессивной ксенофобии. Святейший Патриарх выразил уверенность, что русская и православная общины Азербайджана также будут неизменно пользоваться благоприятным отношением руководства страны, различных политических и общественных сил. "Во время посещения православных приходов я убедился в том, что русскоязычные здесь чувствуют себя полноправными гражданами страны", - подчеркнул глава Русской Церкви.
Говоря о необходимости развития экономического сотрудничества между Россией и Азербайджаном, Его Святейшество напомнил о тесной взаимосвязи между промышленниками двух стран в прошлом. Наработки бакинских нефтяников, создавших более чем за 100 лет блестящую научно-техническую школу специалистов, определили развитие нефтегазовой индустрии в России. И сейчас среди ведущих нефтяников России есть уроженцы Азербайджана.
Далее Предстоятель Русской Церкви остановился на значении в системе международных отношений "религиозной дипломатии". Все чаще духовные лидеры оказывают благотворное влияние на ход различных конфликтов, в урегулировании которых порой бессильны политики. Для дальнейшего развития и процветания Азербайджана в этом регионе должны воцариться мир и согласие. Религиозные деятели и впредь будут вносить свой вклад в установление дружеских отношений между народами. Надеюсь, сказал Святейший Патриарх, что нашими общими усилиями армяно-азербайджанский конфликт будет окончательно разрешен на основе закона и справедливости, ко благу людей разных национальностей.
Председатель Милли меджлиса и Патриарх Московский и всея Руси также обсудили ряд других вопросов, касающихся отношений между двумя странами.
Затем делегация Русской Церкви встретилась с беженцами из оккупированных в результате Карабахской войны районов Азербайджана, временно размещенными в недостроенном административном здании завода нефтяного машиностроения имени Саттархана4. Святейшему Патриарху было сообщено, что семь районов Республики (около 20% территории Азербайджана) оккупировано армянскими вооруженными силами. Лишились своих домов и сегодня живут в Азербайджане около миллиона беженцев, что при 8 миллионах коренного населения создает большую экономическую проблему для страны. Данное поселение еще лучшее из тех, что есть; другие беженцы уже много лет живут в железнодорожных вагонах и палатках. Среди изгнанных со своей родины немало людей русской национальности. Беженцы выразили надежду, что оккупированные земли в результате мирных переговоров будут освобождены и сотни тысяч людей, покинувших родные очаги, смогут вернуться к себе домой. На это Святейший Патриарх заявил, что Церковь всегда на стороне страдающих людей, тех, кто лишен крова, что лично он уже несколько лет встречается с духовными лидерами Азербайджана и Армении, и итогом этих встреч стало то, что на этой земле более не проливается кровь. Вопрос о беженцах должен быть решен мирным путем, на основе справедливости, и для этого религиозные деятели будут и далее прилагать максимум усилий. |
Во время встречи с беженцами |
После обеда, который дал в честь Святейшего Патриарха президент компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов, Его Святейшество посетил еще одну мечеть Баку - мечеть Биби-Эйбат. Она была сооружена в XII веке Ширваншахом II в честь Хокюмы-ханум - внучки пророка Мухаммеда, дочери седьмого имама5 Мусеи Кязыма и сестры восьмого имама Резы.
Глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде рассказал Святейшему Патриарху о заботе Президента Азербайджана Гейдара Алиева о реконструкции этой святыни. Затем Предстоятель Русской Церкви и сопровождающие его лица осмотрели арку, под которой находится могила дочери имама. Ахунд мечети хаджи Хикмет Ализаде рассказал высокому гостю о жизни этой святой особы, а также об истории святыни и рядом находящейся могилы, где покоятся люди разных национальностей и религий.
Святейший Патриарх Алексий также подчеркнул важность возрождения святынь и информировал Шейх-уль-ислама о восстановительных работах, которые осуществляются ныне в России.
Гости осмотрели и второй этаж мечети, где находится зал для совершения молитв.
Вечером того же дня в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы верующие епархии впервые за всю историю Православия в Азербайджане совместно с Предстоятелем Церкви возносили молитвы ко Господу. Святейший Патриарх Алексий совершил всенощное бдение в сослужении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и епископа Бакинского и Прикаспийского Александра. Молящиеся во главе с Первосвятителем Русской Церкви с благоговением приложились к мощам святого апостола Варфоломея. |
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы города Баку |
|
Прихожане кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы готовятся встретить Святейшего Патриарха Алексия |
"От избытка сердца глаголют уста, - такими словами приветствовал Святейшего Патриарха настоятель храма протоиерей Леонид Милтых. - А наши сердца Вы зрите сами воочию ныне - они преисполнены радости, торжества, веселия, потому что ныне для нас благознаменитый день и великий праздник... сегодня у нас обновление праздника Воскресения Христова, сегодня у нас здесь - Бакинская Пасха, потому что Вы прибыли к нам, чтобы увидеть нашу жизнь, чтобы услышать наших людей и чтобы вознести молитву к Престолу Всевышнего о Вашей богоспасаемой пастве, пребывающей в Азербайджане".
В ответном слове Святейший Патриарх сказал: "Только что закончился пасхальный период, когда мы поздравляли Воскресшего Господа и Спасителя нашего. Сейчас попразднство Вознесения Господня, и я рад молитвенному общению со всеми вами, дорогие братья и сестры, с нашими соотечественниками, которые живут здесь, на этой древней Азербайджанской земле. Бакинская и Прикаспийская епархия отныне для меня уже не просто географическое название, но пастыри и православные верующие, с которыми мы вместе молились, а молитва не знает расстояний, не знает границ. И я с особым чувством буду вспоминать всех вас.
Мы пережили трудные времена, времена гонений на веру Христову. Сегодня множество людей и в России, и в странах ближнего зарубежья вновь находят дорогу к Богу и к храму Божию. Среди них есть люди всех возрастов - и пожилые, и молодые, и дети. Что пожелать вам на вашем жизненном пути? Я хочу напомнить вам слова апостола Павла, который говорит: Братие, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся, вся вам любовию да бывают (1 Кор. 16, 13). Апостол Павел призывает нас стоять в вере Христовой, исповедовать веру, пронести светильник веры через жизненный путь. Мужайтесь в трудностях и испытаниях, говорит апостол, укрепляйте себя молитвой, особенно молитвой церковной, о которой Господь сказал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Вся вам любовию да бывает - Господь заповедал нам возлюбить Бога всем сердцем своим, всею душою своею, всей крепостью своей, а ближнего своего возлюбить как самого себя (Мк. 12, 30-31). Будем же проявлять любовь к Богу, будем проявлять любовь друг ко другу в трудностях и испытаниях, поддерживать друг друга, и тогда Господь будет с нами. Я молитвенно желаю всем вам здоровья, верности святому Православию, помощи Божией в ваших трудах, которые вы несете здесь. Для меня было дорого увидеть Владыку Александра на месте его служения, потому что мы посчитали необходимым открыть новую епархию - Бакинскую и Прикаспийскую и назначить на эту епархию не нового человека для вас, а священнослужителя, который многие годы совершал здесь свое служение, которого вы знаете и которого вы любите. И для меня было дорого видеть его служение здесь на Бакинской кафедре. Для меня было дорого видеть пастырей, которые совершают здесь свое служение с ревностью и усердием, духовно окормляя под омофором Владыки Александра православных верующих, живущих здесь. Для меня было радостно и приятно слышать молитвенное торжественное православное пение, которое исполняют хоры здесь, вдали от центра России, от центра нашей Церкви. И я уеду отсюда в сознании того, что живет здесь Святое Православие, что много православных верующих, которые любят Церковь Христову, помогают восстановлению порушенных в прошлом храмов и духовно укрепляют себя в общей церковной молитве. Да хранит вас Господь на всех путях жизни вашей!" |
Предстоятель Русской Православной Церкви прикладывается к мощам святого апостола Варфоломея |
Во время субботнего всенощного бдения более 900 человек смогли получить благословение и памятные иконочки святого апостола Варфоломея непосредственно из рук Предстоятеля Русской Церкви. На молитвенную память о посещении Бакинской и Прикаспийской епархии Святейший Патриарх передал храму Рождества Пресвятой Богородицы евхаристические сосуды с патриаршей дарственной надписью. За усердные труды по возрождению и становлению епархиальной и приходской жизни клирики Бакинской епархии протоиерей Леонид Милтых, благочинный Бакинского округа, настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы, и игумен Серафим (Бедеев), настоятель храма святого Архангела Михаила, были удостоены права ношения креста с украшением; иеромонах Назарий (Атаков), благочинный Грозненского округа и православных приходов в Чечне, и иеромонах Алексий (Никоноров), секретарь Бакинского епархиального управления, были удостоены права ношения наперсного креста. |
Во время всенощного бдения в соборе Рождества Пресвятой Богородицы |
Распространение христианства на территории Азербайджана связано с именем святого апостола Варфоломея, одного из 12-ти учеников Господа Иисуса Христа (память 14 ноября).
Как повествует житие святого, вначале он проповедовал Евангелие в Сирии и Малой Азии вместе с апостолом Филиппом. За эту проповедь они были распяты в г. Иераполе, однако начавшееся землетрясение, поглотившее правителя города и жрецов, побудило народ снять апостолов с крестов. Апостол Филипп уже скончался, а оставшийся в живых апостол Варфоломей отправился в Индию, где обратил ко Христу много язычников. После трудов в стране Индийской он отправился проповедовать веру Христову в Кавказскую Албанию. Здесь по проискам языческих жрецов он вновь был распят, но и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе, пока не претерпел мученическую кончину от меча. Это случилось в городе Альбане (ныне Баку) в 71 году, в этом городе находились и его святые мощи. При императоре Анастасии (491-518) мощи Варфоломея были перенесены во вновь построенный город Анастасиуполь (или Дару), а когда он был захвачен персидским царем Хозроем, христиане, взяв ковчег с мощами, бежали с ним к берегам Черного моря. Когда враги настигли их, они опустили ковчег в море. Чудесным образом он не потонул в морской пучине, но приплыл к острову Липару (Италия). В церкви этого острова святые мощи оставались до середины IX века, подавая верующим исцеления от различных болезней, а после взятия острова арабами были перенесены в город Беневент близ Неаполя.
Субботний день завершился ужином в Епархиальном Управлении.***
В воскресенье, 27 мая, в праздник святых отцов I Вселенского Собора, Предстоятель Русской Церкви освятил храм в честь святых жен-мироносиц и совершил в нем первую Божественную литургию. Храм был переполнен молящимися. Его Святейшеству сослужили митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и епископ Бакинский и Прикаспийский Александр. На службе присутствовал посол России в Азербайджане Н. Рябов.
Храм святых жен-мироносиц был построен еще в 1905 году, реставрационные работы планируется завершить в 2002 году. Предполагается, что после этого он, как самый большой в городе, станет кафедральным храмом Бакинской и Прикаспийской епархии. |
Возрожденный в Баку храм в честь святых жен-мироносиц |
|
Великое освящение храма святых жен-мироносиц |
|
Великое освящение храма святых жен-мироносиц |
Обращаясь к верующим, Святейший Патриарх сказал: "Сегодня, воздавая благодарение Господу, в сослужении с собратиями архипастырями и духовенством мы совершили великое освящение храма святых жен-мироносиц. Освящение храма - всегда важное событие в жизни Церкви, оно свидетельствует о силе Божией, являемой в этом мире. Храм - это то святое место, где мы, молясь одновременно с небесными силами и со всеми святыми, образуем единую Церковь Христову, осознаем себя гражданами не только этого мира, но прежде всего гражданами Царствия Небесного.
Начало христианской истории города Баку связано с проповедью святого апостола Варфоломея, благословившего эту землю своим благовестием о Христе и мученическим подвигом. Символичным видится освящение этого храма в память святых жен-мироносиц сегодня, в день, когда вся Церковь чтит святых отцов I Вселенского Собора. Мы усматриваем в этом знак преемства веры, передаваемой от свидетелей Воскресенья Христова - святых апостолов и жен-мироносиц - через святых отцов, сохранивших в своем духовном опыте опыт внутреннего преображения человека, приобщающего к благодати Воскресения Христова.
На протяжении веков православные христиане жили здесь, на благодатной и щедрой земле Азербайджана. Церковь знала здесь и времена расцвета, и времена гонений в не столь далеком прошлом, когда в условиях официального государственного атеизма гонениям подвергалась любая вера. Православная Церковь в Азербайджане пережила период исповедничества. Многие храмы были разрушены. Сегодня мы являемся свидетелями возрождения церковной жизни в Азербайджане. Образована Бакинская и Прикаспийская епархия, восстанавливаются храмы, люди находят дорогу к Богу. Как отрадно видеть мир между христианами и мусульманами, как радует уважительное отношение людей друг ко другу! Во многом это заслуга гражданских властей страны, руководства государства. Во многом это заслуга духовного руководителя мусульман Кавказа, нашего уважаемого Шейх-уль-ислама Пашазаде. Дай Бог разума и терпения всем народам Кавказа, чтобы преодолеть существующие конфликты. Азербайджан мог бы служить добрым примером на пути примирения. Духовно торжествуя в этот священный для нашей Церкви день, от всего сердца желаю правящему архиерею, епископу Бакинскому и Прикаспийскому, Божиего водительства, мира и благоденствия. Да укрепит Господь Вас, Владыка Александр, в Вашем архипастырском служении и да сохранит Вас на многие годы совершать здесь Ваше служение. Да хранит Господь нерушимым возрожденный храм нашей Святой Церкви в богоспасаемом граде Баку, да будет он счастливым свидетельством мира, единства братских народов России и Азербайджана".
Его Святейшество поблагодарил всех тех, кто помогал восстановлению храма святых жен-мироносиц: представителей администрации города, Шейх-уль-ислама Пашазаде, который своим личным вкладом помог восстановлению храма, председателя Общества российско-азербайджанской дружбы г-на А. С. Курбанова, который привез утварь для этого храма, жертвователей, благотворителей, тех, кто потрудился в возрождении храма.
На молитвенную память об освящении храма Святейший Патриарх передал святую дарохранительницу на освященный престол. Его Святейшество преподнес также Владыке Александру панагию с надписью, что она вручается на молитвенную память о совместном служении в этом храме города Баку во время патриаршего посещения Бакинской епархии. Во внимание к трудам референта Бакинского епархиального управления А. А. Козлова ему был вручен орден святого благоверного князя Даниила Московского. За труды по налаживанию на Азербайджанской земле православного традиционного пения был награжден также орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени регент собора Рождества Пресвятой Богородицы В. В. Мастанов. Орден святой равноапостольной княгини Ольги был вручен сотруднице того же собора В. Л. Струновой.
Во второй половине дня в здании Бакинской мэрии состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия с главой исполнительной власти Баку Гаджибалой Абуталыбовым. |
Святейший Патриарх Алексий делает запись в Книге почетных посетителей мэрии города Баку |
Мэр города рассказал высокому гостю об истории и современной жизни столицы Азербайджана. Он отметил, что 120-тысячное русскоязычное население Баку имеет все условия для выражения своих нужд и интересов, объединяясь в различных организациях, которые возглавляют такие известные люди, как депутат Милли меджлиса Михаил Забелин, доктор наук Валентина Сергеева. Они тесно сотрудничают с Обществом азербайджанско-российской дружбы, руководителем которого является известный писатель Максуд Ибрагимбеков. В Баку функционируют десятки русских школ, в которых наряду с русскими обучаются и дети азербайджанцев. Выпускаются учебники для этих школ, которые раздаются детям бесплатно.
Коснувшись вопроса свободы вероисповедания, глава исполнительной власти подчеркнул, что еще в июне 1996 года Президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал Закон "О свободе вероисповедания", в соответствии с которым представители всех религиозных конфессий имеют полную свободу. Однако некоторые зарубежные миссионеры, пользуясь этим демократическим законом, осуществляют противоречащую нашим религиозным устоям деятельность. Мы обсуждали их действия в ходе семинара с участием представителей всех религиозных конфессий, который прошел в начале мая в Бакинской мэрии.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий поблагодарил Гаджибалу Абуталыбова за теплый прием и сказал, что на него город Баку произвел очень хорошее впечатление своим архитектурным обликом, гармоничным сочетанием кварталов старинных дворцов и мечетей, улиц, застроенных элегантными домами начала прошлого века, и комплексов современных зданий. Чистота и порядок в городе также вызвали у нас приятные чувства, отметил Святейший Патриарх.
Именно в окрестностях этого города, сказал далее Его Святейшество, берет свое начало нефтяная индустрия России. Баку является наиболее "русской" среди всех закавказских столиц. Русскоязычные жители города уже более полутора веков вносят свой вклад в благоукрашение столицы Азербайджана, в созидание ее культурной атмосферы. Но для христиан этот город дорог в первую очередь как место подвига святого апостола Варфоломея, принявшего здесь почти две тысячи лет назад мученическую смерть за веру.
Предстоятель Русской Православной Церкви высоко оценил уважительное отношение властей Баку к православной общине города. Отрадно видеть, сказал Святейший Патриарх, что в таком мусульманском городе, как Баку, православные также чувствуют себя полноправными гражданами - здесь им созданы все условия для выполнения их религиозного и гражданского долга, городская администрация и ее глава, уважаемый мэр, оказывают Бакинской епархии немалое содействие в деле восстановления разрушенных и поврежденных храмов, в благоустроении приходской жизни. Святейший Патриарх подчеркнул и актуальность высказанных мэром соображений, касающихся деятельности зарубежных миссионеров, отметив, что в России Священноначалие Православной Церкви также озабочено их деятельностью.
По окончании визита в мэрию Его Святейшество в сопровождении Гаджибалы Абуталыбова и других лиц посетил самую древнюю часть Баку - Старый город.
Баку - один из древнейших городов Азербайджана, упоминаемый в летописях IX-X веков. Однако результаты археологических исследований и сведения античных авторов переносят нас в еще более отдаленные времена, свидетельствуя, что город существовал здесь уже две тысячи лет назад. Старая крепость Ичери-Шехер (внутренний город) является историческим ядром Баку, откуда лишь в сороковые годы XIX века он стал расти по всем направлениям. Стены крепости были возведены во второй половине XII века по приказу Ширваншаха Манучехра III. Над двойными воротами крепости изображены два льва и голова быка.
В старом городе много мечетей, караван-сараев, других зданий прежних эпох. Но поистине жемчужиной азербайджанского зодчества является двоpцовый ансамбль Шиpваншахов (XV век). В ансамбль входят сам дворец, диванхане (место официальных приемов и государственных совещаний), усыпальница ширваншахов, дворцовая мечеть с минаретом, мавзолей придворного ученого Сейида Яхья Бакуви, дворцовая баня и позднее воздвигнутый Восточный портал. Увенчанные куполами здания, великолепная кладка из камня, тонкая и глубокая резьба орнаментов неповторимого рисунка - все это сохранилось и дошло до нас через века во всей своей красоте. В юго-восточной части старого города около крепостной стены расположена Девичья башня (VII век до н. э. - ХII век н. э.). Башни с таким названием существуют и в других древних городах (Судак, Старый Таллин), являясь предметом многих поэтических легенд; бакинская состоит из 8 ярусов и представляет собой вид огромного каменного цилиндра, выстроенного на выступе береговой скалы, отвесно обрывающейся к морю. Из-за своей необычной формы она издавна является символом Баку, его визитной карточкой. |
Девичья башня в Баку |
Святейший Патриарх с сопровождавшими его лицами совершил прогулку по Старому городу, осмотрел мастерскую ковров, во дворике возле которой Его Святейшеству и сопровождающим его лицам была предложена легкая трапеза. У подножия Девичьей башни, где согласно преданию претерпел мученическую кончину святой апостол Варфоломей, члены делегации пропели тропарь ревностному проповеднику, просветителю Закавказья. До 1936 года место это было отмечено часовней, на которой находилась соответствующая памятная доска; ныне на этом месте еще ведутся археологические раскопки. |
Святейший Патриарх знакомится со Старым городом |
|
На месте мученической кончины святого апостола Варфоломея |
Вечером того же дня председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде в своей резиденции устроил прием в честь главы Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия. На приеме выступили духовные лидеры Азербайджана и России. Поблагодарив досточтимого Шейха за исключительно теплую встречу и за радушное гостеприимство, Святейший Патриарх отметил, что благословенная земля Азербайджана издавна стала родным домом для многих православных, приняв первых русских переселенцев более двух веков назад. Состояние межрелигиозных контактов в Республике может служить эталоном взаимоотношений между мусульманами и христианами.
Высокой оценки заслуживают, по мнению Его Святейшества, и усилия Шейх-уль-ислама Пашазаде, направленные на противостояние псевдорелигиозному экстремизму, ставшему в последние годы серьезной угрозой не только духовной, но и физической безопасности наших народов. Практически все страны СНГ, имеющие многовековые традиции жизни в соответствии с канонами православного христианства, традиционного ислама, иудаизма, буддизма, стали сейчас объектами экспансии чуждых им религиозных традиций, представители которых видят перед собой "бездуховную пустыню", обитатели которой подлежат немедленному обращению в новую, "истинную", по их мнению, религию. Беспокойство вызывают и непрекращающиеся попытки втянуть религиозные общины в политическое и межнациональное противостояние.
Поблагодарив Шейх-уль-ислама Пашазаде за ту огромную поддержку, которую он оказывает Бакинской епархии Русской Православной Церкви, Его Святейшество наградил главу Управления мусульман Кавказа орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени. Он также вручил Шейху медаль, выпущенную Бакинской и Прикаспийской епархией по случаю визита Святейшего Патриарха в Азербайджан, и подарил ему картину. Глава мусульман подарил высокому гостю ковер ручной работы с изображением горного орла. "Орел, - сказал Святейший Патриарх, принимая подарок, - не только символ Кавказа: у нас, православных, это символ епископской власти. Я воспринимаю Ваш подарок и как ваш, и как наш символ".
Религиозные лидеры двух стран подписали совместную декларацию, в которой отмечается, что бакинская встреча явилась достойным и закономерным продолжением многолетнего, истинно братского сотрудничества между Патриархом Московским и всея Руси и председателем Высшего религиозного совета народов Кавказа. В новых условиях существования России и Азербайджана как независимых государств народы обеих стран, дорожа достоинством друг друга, бережно хранили и развивали все то лучшее, что было присуще их взаимоотношениям в совместном историческом прошлом. |
Святейший Патриарх Алексий и Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде подписывают совместную декларацию |
"Мы видим свой долг в том, чтобы молитвой и практическими делами всячески способствовать братскому взаимообщению азербайджанцев и русских, созданию такого благоприятного климата и таких условий, при которых сыны и дочери наших народов - живут ли они в Азербайджане или в России, равно гордились своим земным Отечеством, пользовались его заботой и покровительством, имели возможность удовлетворять свои духовные нужды", - подчеркивается в документе.
Духовные лидеры России и Азербайджана высоко оценивают деятельность президентов Гейдара Алиева и Владимира Путина, направленную на возрождение исконных духовных и культурных традиций народов обеих стран, содействующих нравственному обогащению личности, сближению людей разных национальностей и религий.
"Призванные к миротворчеству, мы заявляем, что мир, межнациональное взаимодействие, добрососедство, сохранение территориальной целостности и другие основополагающие принципы международного права - это дорога к счастливому будущему Кавказа. Любой другой путь ведет к гибельной пропасти, кровавым распрям, уничтожению священного дара жизни. В преддверии решающих переговоров по Нагорному Карабаху мы горячо молим Всевышнего, чтобы главы Азербайджана и Армении, терпеливо преодолевая все сложности и противоречия, достигли взаимоприемлемого решения. Со своей стороны, мы намерены активизировать усилия, предпринимаемые нами с 1988 года с целью умиротворения армяно-азербайджанского и других межнациональных конфликтов", - отмечено в декларации.
После подписания декларации Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде провели пресс-конференцию для журналистов.***
В последний день пребывания на гостеприимной Азербайджанской земле для Святейшего Патриарха была организована прогулка на катере, во время которого Его Святейшество смог по достоинству оценить красоту просторов Каспия, а также видов Баку с моря.
Во второй половине дня делегация Русской Православной Церкви была принята Президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым. В своем выступлении Президент Азербайджана напомнил яркие страницы истории, характеризующие дружбу между Россией и Азербайджаном, между русским и азербайджанским народами. "В свое время, - сказал Президент, - когда Азербайджан входил в состав Российской империи, многие азербайджанцы имели тесные связи и с императорским двором, и с Церковью. Много наших очень знаменитых людей в те времена получали высшее образование в различных университетах, высших учебных заведениях России. Немало азербайджанцев, выходцев из состоятельных семей, служили в царской армии в качестве офицеров, много было и генералов-азербайджанцев. Они сражались в боях за Россию. Например, в русско-японской войне в начале века в Порт-Артуре отважно сражался известный генерал Алиага Шихлинский, и по всей России его называли "богом русской артиллерии". То же самое можно сказать о генерале Самеде Мехмандарове... Все это, безусловно, страницы, и очень добрые страницы, дружеских отношений между Россией и Азербайджаном". В Азербайджане, подчеркнул Гейдар Алиев, русское население всегда жило в равноправии - иначе здесь не существовало бы православных соборов, которые вы видели. Равноправие, с точки зрения религиозной принадлежности, в Азербайджане было полным, независимо от того, кто это - русский, украинец, азербайджанец или белорус. |
Встреча Святейшего Патриарха Алексия с Президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым |
Символично, отметил далее Президент, что я встречаюсь с Вами сегодня, в день нашего национального праздника - Дня Республики. Когда Азербайджан обрел в 1991 году независимость, он находился, по существу, в состоянии войны с Арменией. Народ требовал справедливого отношения к Азербайджану в конфликте с Арменией, однако советское правительство направило в январе 1990 года в Азербайджан крупный контингент советских войск для того, чтобы подавить здесь выступление. Тогда люди большей своей частью отождествляли советское руководство с Россией, хотя в советских войсках служили представители всех народов Советского Союза, в том числе азербайджанцы. Поэтому тогда антироссийские настроения получили здесь широкое распространение, и определенная часть русского населения в то время отсюда уехала. Но, начиная с 1993 года, когда удалось предотвратить здесь гражданскую войну и последовательно стабилизировать обстановку, люди всех национальностей и прежде всего русские получили возможность спокойно жить в Азербайджане.
Русский народ, безусловно, сыграл огромную роль в жизни азербайджанского народа - в развитии науки, образования, культуры, строительстве крупных промышленных комплексов. Так, первый университет страны, созданный в 1919 году по решению того правительства, которое объявило о независимости Азербайджана, не имел своих кадров, и профессорско-преподавательский состав приглашался из России.
В заключение своего выступления Президент Азербайджана обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с просьбой активизировать усилия религиозных деятелей в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, отметив: "Мы нуждаемся в том, чтобы Вы продолжили свою миротворческую миссию, потому что влияние авторитетных духовных лидеров в народе подчас сильнее, чем руководителей государства". Именно эта благородная задача - примирение народов и государств, а не экстремизм и терроризм, прикрывающиеся религиозными лозунгами, характеризует истинную веру, считает Президент Азербайджана.
Поблагодарив Президента за приглашение посетить цветущую землю Азербайджана, Святейший Патриарх Алексий поздравил руководителя Республики с национальным праздником - Днем независимости и пожелал его стране благословенных успехов и процветания. Предстоятель Русской Церкви отметил заслуги Президента как мудрого и многоопытного политика, сумевшего в короткое время вывести Азербайджан из пропасти междоусобного противостояния и остановить кровопролитие в Нагорном Карабахе. В результате, пройдя через полосу политической нестабильности, вооруженный конфликт и экономический кризис, страна смогла достичь очевидных успехов в области экономического и социального развития, занять достойное место среди государств Закавказья и Содружества Независимых Государств, играет ныне все большую роль в международной политике.
Тревожный и драматичный период перемен на постсоветском пространстве, сказал далее Святейший Патриарх, не омрачил дружбы русского и азербайджанского народов, взаимопонимания между православными и мусульманами. Прочные духовные и культурные связи, два века назад сложившиеся между двумя народами, успешно выдержали испытание глобальной переоценкой ценностей, ломкой привычных устоев жизни. Азербайджан, Россия, другие страны Содружества делают все новые шаги навстречу друг другу, развивая экономические, политические и культурные связи, совместно выступая против псевдорелигиозного экстремизма и воинствующего сепаратизма, реализуя взаимовыгодные проекты.
Его Святейшество особо высоко оценил тот факт, что русская и православная общины в Азербайджане не чувствуют себя угнетаемым меньшинством, в то время, когда притеснения канонической Православной Церкви отмечаются даже в некоторых традиционно православных странах СНГ. Выразив глубокую благодарность за это государственному руководству Азербайджанской Республики и лично г-ну Президенту, Святейший Патриарх попросил его и далее проявлять то же внимание к нуждам Бакинской епархии и окормляемого ею народа Божия.
Предстоятель Русской Церкви поблагодарил также председателя Высшего религиозного совета народов Кавказа Шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде за то, что своей деятельностью он являет прекрасный пример того, как нужно жить и сотрудничать представителям разных национальностей и разных религий. Азербайджан, заявил Святейший Патриарх, это единственное государство, где духовный глава мусульман является главой и суннитов, и шиитов - этот пример достоин подражания для многих стран, где иногда происходит противостояние между двумя ветвями ислама6.
Мы глубоко скорбим, сказал далее глава Русской Православной Церкви, о жертвах армяно-азербайджанского конфликта, глубоко сочувствуем людям, потерявшим близких и кров в ходе боевых действий. Слава Богу, сейчас виден большой прогресс в деле мирного урегулирования - вот уже более пяти лет на земле Нагорного Карабаха не звучат выстрелы и не льется кровь. Мы не перестаем надеяться, что это затянувшееся перемирие превратится в крепкий мир, а застарелый конфликт будет окончательно урегулирован с учетом интересов сторон, на основе закона и справедливости. Наша Церковь поддерживает все усилия, направленные к миру, включая активную работу российского государства. Мы готовы в сотрудничестве с исламской общиной Азербайджана самым активным образом участвовать в миротворческой деятельности, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта. Его Святейшество сообщил Гейдару Алиеву о том, что накануне он вместе с Шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде подписал декларацию, в которой сформулированы принципы мирного разрешения карабахской проблемы.
"Духовные лидеры, - отметил Святейший Патриарх, - не могут принимать политических решений, но с точки зрения нравственности, человеческой морали мы сделаем все от нас зависящее, чтобы содействовать примирению двух народов. Мы договорились о проведении еще одной встречи духовных лидеров России, Азербайджана и Армении с тем, чтобы помочь государственным деятелям найти выход из кризисной ситуации".
В завершение встречи Его Святейшество пожелал Президенту Азербайджана Гейдару Алиеву благополучия и успеха в нелегких трудах на благо страны и наградил его одной из высших наград Русской Православной Церкви - орденом святого благоверного князя Даниила I степени - за большой вклад в дело умиротворения народов, за возвращение духовных начал в жизнь людей, за поддержку традиционных религий, которые осуществляют свою деятельность на благо Азербайджана и его народа, в том числе за внимание, помощь и поддержку Бакинско-Прикаспийской епархии Русской Православной Церкви. "Князь Даниил Московский, - сказал при этом Святейший Патриарх, - это князь, который созидал и собирал Русь, Московское государство; Вам этот орден вручается как строителю Азербайджана, собирателю его народов в единое целое".
В тот же день в государственной резиденции в Загульбе от имени Президента Азербайджана Гейдара Алиева в честь главы Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия был устроен прием. Предстоятель Русской Церкви осмотрел красивое здание государственной резиденции, построенное в современном архитектурном стиле. Глава государства и Его Святейшество любовались морским пейзажем, открывающимся из резиденции.
В аэропорту "Бина" Патриарха Московского и всея Руси Алексия провожали премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде, глава Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, госсоветник Идаят Оруджев, глава исполнительной власти Баку Гаджибала Абуталыбов, другие официальные лица, Преосвященный епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, духовенство епархии.
Отвечая на вопросы журналистов об итогах своего первого визита в Азербайджан, Предстоятель Русской Православной Церкви оценил их как весьма положительные и выразил надежду, что "визит внесет свой вклад в укрепление дружбы между нашими народами". В Азербайджане, сказал Святейший Патриарх, все традиционные религии пользуются равными правами и возможностями, нет никаких проблем для русскоязычных жителей и представителей других национальностей.
Поздно вечером делегация Русской Православной Церкви возвратилась в Москву.* * *
Визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Азербайджан стал первым в XXI веке, и этот факт далеко не случаен: мировое сообщество вступает в эпоху, когда роль традиционных религий и их духовных лидеров в гармонизации общественного бытия неуклонно возрастает. Ныне, в начале третьего тысячелетия, в условиях существования множества локальных конфликтов и открытого вооруженного противостояния людей - это прежде всего миротворческие усилия, направленные на решение межэтнических и межрелигиозных проблем. Эти благородные цели ставил перед собой Межрелигиозный миротворческий форум, проходивший в Москве в конце 2000 года и продолживший многовековую традицию межрелигиозного диалога и сотрудничества в России и других странах ближнего Зарубежья. Думается, что поездка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Азербайджан - новый шаг в этом направлении, дальнейший вклад в дело упрочения мира и согласия на Кавказе, в укрепление дружбы между народами наших государств.
Е. ПОЛИЩУК
Примечания:
1 Джума-мечеть - мечеть для пятничной молитвы.
2 Титул хаджи добавляется перед именем мусульманина, совершившего "хадж" - паломничество в Мекку.
3 Ахунд - настоятель мечети.
4 Саттар-хан - народный герой Ирана, деятель Иранской революции 1905-1911 годов.
5 Имам - здесь: глава всех мусульман.
6 При решении вопроса о главе мусульманской общины суннизм (более ортодоксальное направление) опирается на "согласие всей общины", тогда как шиизм признает имамами-халифами лишь двоюродного брата пророка Мухаммеда Али и его прямых потомков.